Практикум. 1. В каких значениях употребляется слово «экономика» в современном руссом языке


Контрольные вопросы:

1. В каких значениях употребляется слово «экономика» в современном руссом языке?

2. Что изучает современная экономическая теория?

3. Охарактеризуйте основные этапы становления и развития экономической теории.

4. Назовите фамилии известных ученых в области эконо­мической теории.

5. Как изменялся объект исследования экономической теории с древ­нейших времен до наших дней?

6. В чем сущность «трудовой теории стоимости» А. Смита? Почему марксисты и представители неоклассической политэкономии отнеслись к ней по-разному?

7. Что нового по сравнению с классиками внесли в экономическую науку представители неоклассического направления?

8. Почему кейнсианцы настаивают на активном государственном ре­гулировании экономики, а монетаристы считают его вредным? Ка­кая из этих доктрин представляется вам более применимой к сегод­няшней России?

9. Что лежит в основе деления экономической теории на микроэкономику и макроэкономику?

10. В чем принципиальное различие между позитивной и нормативной экономикой?

11. Что означают принципы субъективизма, эмпиризма и рационализма в экономической теории?

12. Какие методы используются в экономической теории?

13. Каково содержание метода научной абстракции и для че­го его следует применять?

14. Что понимается под анализом и синтезом, индукцией и дедукцией?

15. Зачем нужны экономические модели?

16. Объясните подробно, какова взаимосвязь между эконо­мичес-кими фактами, теорией и экономической политикой?


Упражнения:

Кто лишний? В каждом из предложенных списков (1,2) три фигуры объединены или одной школой, или одним направлением в экономической мысли, или их объе­диняет участие в разработке одной экономической концепции. Нужно на­звать четвертого ученого, указав букву, под которой расположена его фа­милия. (Географические, временные, национальные и другие критерии, кроме указанного, не должны использоваться).

1. а) В.К. Дмитриев, б) Е.Е. Слуцкий, в) Н.Д. Кондратьев, г) Г.А. Фельдман

2. а) В.И. Ленин, б) И. Посошков, в) Г.В. Плеханов, г) М.А. Бакунин

Решение:

В списке 1 лишним является в) Н.Д. Кондратьев, поскольку В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий и Г.А. Фельдман принадлежат к отечественной математической школе в экономике, а Н.Д. Кондратьев - нет, он в своих исследованиях использовал лишь статистические данные, математика не являлась инструментом получения нового знания.

В списке 2 лишним является б) И.Посошков, так как В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и М.А. Бакунин представляли марксистское направление в России, а И. Посошкова относят к отечественным меркантилистам.

Установите соответствие между ученым и термином, категорией, кон­цепцией, школой, книгой, к которым этот ученый имеет непосредственное отношение, как автор, соавтор, внесший большой вклад в разработку этой концепции:

A) Джевонс У. а) классическая школа политэкономии

Б) Посошков И.. б) Чикагская школа

B) Сэй Ж.Б. в) математическая школа

Г) Фридмен М. г) хрематистика

Д) Аристотель д) меркантилизм

Решение:

А → в: У. Джевонс был одним из основателей математической школы в экономической теории;

Б → д: И. Посошков выражал идеи близкие меркантилистам;

В → а: Ж.Б. Сэя западные историки экономической мысли относят к представителям классической политэкономии;

Г → б: М. Фридмен является крупнейшим представителем Чикагской школы в экономической науке;

Д → г: Аристотель разделял хозяйственную деятельность на экономию и хрематистику.


Задачи, тесты, ситуации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: