Радуга настроения

Есть еще одна очень интересная форма работы в помощь вожатому - "Радуга настроения". Е в можно сделать по-разному.

Если вожатому в ажно з н ать общее, среднее настроение отряда, то м ожно повесить на отрядном месте рисунок - дерево, дом или ко мет у с длинным хвостом, а р я дом - конвертики с маленькими листочками, кирпичиками, звездочками разных цветов. Каждый веч е р перед тем как лечь спать, кажд ы й ребенок приклеивает к рисунку цвет, соо тветствующий его настр о ению. Например, е сли у вас на отряд-н ом месте "Дерево настроения ", то в конвертах - листики разного ц в ета:

зеленые - о тличное, радостн ое настроение; желты е - хорошев, спокойное; оранжевые - гру ст ное, п е чальное; красные удрученно е, п ло хое. Чем зеленее ваше дерево, там лучше у ребят настроение. Но

если в вашем отряде наступила "осень", это з нак тревоги для вожатых, нужно срочно что-то придумывать, поднимать настроение. На ' дерево можно для каждого дня отвести отдельную ветку, в доме - этаж и т.д. И в конце смены вы получите эмоциональную картинку отрядной жи з ни.

Есл и же вожатого и нтересует настроен и е каждого ребенка, тогда нужно сделать карточки настроения отдельно для каждого. На отрядном месте нужно повесить красочный плакат с обозначениями цветов. Здесь их может быть уже больше. Например:

желтый - отл и чное, хочется петь, смеяться, летать; оранжевый - хорошее, радостное, веселое; голубо й - светлое, спокойное, безмятежное; белый - равнодушное, безразличное; зеленый - печальное, грустное;

красный - неспокойное, тревожное, что-то не так, не пойму, что; черный - ужасное, мрачное, хочется плакать.

Каждый вечер вожатый или дежком раздает ребятам их карточки. И ребята, закрасив клеточку сегодняшнего дня соответствующим цветом, опускают ее в специальный почтовый ящик. (И ящик, и плакат, и карточки ребята могут сделать сами в первый - во второй день. Это может быть одним из заданий.) После отбоя вожатый вынимает из ящика карт о чки и смотрит, у кого какое настроение. Вожатый не всегда знает, почему у ребенка плохое настроение. Иногда дети используют черный цвет, чтобы просто вызвать к себе внимание вожатого. Причины могут быть самые неожиданные. Но к любым из них следует отнест и сь серьезно. Подойдите, побеседуйте, но и не навязывайтесь. Вы не всегда сможет е помочь, но попытаться надо обязательно. Изучение настроения детей займет у вас 15-20 минут в день, а пользу принесет огромную.

Чем больше разных форм используете вы в своей работе, тем интереснее пройдет ваша смена, тем ярче ваш отряд будет выделять с я, тем больше гордости за свой отряд испытают ваши дети. А если кто-то из ваших детей пожалеет, что не попал в другой отряд, тут не обижаться надо, а думать.

ПЛАНИРОВАНИЕ

Примерный план - сетку на смену вы можете составить еще накануне заезда, вместе сосвоим напарником. Вы знаете сроки смены, родительский день и общелагерные дела (если организаторы смены об этом позаботились). Включите все это в план, оставьте время на режимные моменты, запланируйте банные днии распланируйте орг -период буквальнo по минутам. С таким планом, еcли к Нему прилагается достаточный багаж отрядных дел, игр, праздников и вечеров, можно смело выезжать на смену. В конце оргпериода вы спланируете следующую неделю, заполняя свободные места в вашем плане - сеткеи соблюдая некоторые правила планирования,

· - составлять план удобнее на неделю вперед, желательно при участии детей - всего отряда или хотя бы командиров групп;

· - включая какое-либо делов план, подумайте,для чего это делаетсся. Почему именно это дело, именнов этот деньи именно вэто время. Учитывайте все - погоду, настроение детей, план вобщем;
в хорошую погоду лучше проводить время на воздухе. Но необходимо иметь в запасе несколько дел на случай дождя,которые вы вез особой подготовки сможете провести под крышей, не дав погоде застать вас врасплох;

· - утром лучше больше гулять,двигаться, играть. Днем можно проводить спортивные игры (не сразу после обеда), творческое и трудовые дела, не требующие сидячего положения. Вечером же лучше роводить спокойные дела, викторины и, конечно же,вечерние"огонь-ки" - способ общения отряда, который ничем невозможно заменить;

· - учитывайте настроение детей. Праздники, которыеидут один за другим,могут утомить так же, как искучные будни и вообще,лучший отдых - это смена деятельности. Чередуйте формы, не ставьте два похожих дела рядом;

· - если отрядные и общелагерные дела требуют подготовки, на неетоже необходимо оставить время;

· - после отбоя еще раз подробно проговорите план наследующий день с напарником и с завтрашним дежкойом.........

План - сетку можно вывесить на отрядном вместе, чтобы ребята знали, что их ожидает. Эту сетку можно использовать, как отрядную карточку настроения, заштриховывая клеточку прошедшего дня цветом, соответствующим тому, насколько удачна по мнению отряда прошел день. Это можно решать на вечернем "огоньке".

Главное - не давайте детям скучать. Старайтесь не проводить с ними дела, которые они уже видели на других сменах или в других пагерях. Некоторые моменты плана могут называться "Вожатский сюрприз." Ребята уже будут ожидать от вас чего-то необычайно интересного. Сделайте так, чтобы дети не ныли: "Опятьтоже самое, надоело!" Это зависит от вас.

НАШ ПОДХОД К СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНА НА СМЕНУ

Из опыта лагеря Надежда
г. Москва

Формирование доброго дружного коллектива ребят и взрослых - это процесс, включающий в себя:

  • совместное продумывание целей, задач, одним словом, того, что бы мы хотели видеть в результате нашей совместной жизни;
  • выработку основных законов взаимодействия друг с другом, основных норм общения между собой и с другими людьми, чтобы меньше было оснований дергать друг друга, портить отношения, расстраиваться;
  • формирование таких рабочих органов управления жизнью, при которых каждый чувствовал бы себя не лишним и имел бы возможность влиять на ход событий в отряде, максимально использовать свои возможности для общего блага и отдельных людей;
  • продумывание такой программы жизни, в ходе которой каждый - и ребенок, и взрослый - мог бы максимально раскрыть себя с лучшей стороны, проявить заботу о людях, помочь в трудную минуту, разделить радость успеха всех и каждого.

С этой же целью педагоги лагеря 'Надежда' осознанно подходят и к построению общего плана дел на смену. Дела располагаются во времени так:

  • 1. На первую неделю из всего, предложенного общим сбором, выбираются такие дела, которые максимально помогут обнару-жить и сделать очевидными для всех знания, умения, навыки, интересы и возможности каждого:
    1. огоньки знакомств 'Расскажи нам о себе';
    2. турнир эрудитов;
    3. открытые спортивные старты;
    4. эстафета творчества;
    5. музыкально-литературная гостиная;
    6. тимуровские десанты;
    7. вечер разгаданных и неразгаданных тайн;
    8. 'Вперед, мальчишки!', 'А ну-ка, девочки!';
    9. 'Поле чудес';
    10. викторины типа 'Что? Где? Когда?';
    11. педагогический ринг;
    12. часы ученичества и др.
  • 2. На вторую неделю - дела, помогающие объединиться ребятам в первичных коллективах (звеньях, бригадах) на основе того, что они узнали друг о друге в начале смены:
    1. эстафета 'Кто в доме хозяин?';
    2. 'Веселые старты';
    3. состязания по 'снайперу' и пионерболу;
    4. конкурс 'Строим город из песка и глины';
    5. викторины на тему 'Москва и москвичи';
    6. вечер 'Присуждаем музыкально-литературную премию';
    7. туристская учеба и эстафета (полоса препятствий);
    8. программа 'Спасаем пропавшую экспедицию';
    9. разговоры в звеньях 'Расскажи мне обо мне';
    10. работа на полях хозяйства;


а дежурство звеньев по лагерю и столовой и др.

  • 3. Завершаются две недели в лагере двухдневным походом независимо от погодных условий, и в экстремальных условиях у ребят есть возможность утвердить себя в лучших своих проявлениях, а у вожатых - уточнить свои знания ребят, проанализировать взаимоотношения в отряде с целью использо-вать ситуацию и свои наблюдения в дальнейшей работе по сплочению коллектива.
  • 4. На третью неделю - дела, которые помогают нам объединить весь лагерь в единое целое, всем почувствовать наши общие возможности и способность сделать сообща много полезного для окружающих нас людей, найти всем новые обогащающие друг друга и каждого в отдельности новые связи, независимо от того, кто в каком звене или отряде:
    1. 'Все вместе играем в детектив';
    2. исторические дни - 'День Чингачгука', 'День русских княжеств';
    3. 'День Древней Греции' ('Олимпийские игры'), 'День средневековья' (играем в Робин Гуда) и др.;
    4. праздник встречи с родителями (родительский день);
    5. трудовой десант по очистке окрестного леса;
    6. празднование дней рождений надеждинцев;
    7. 'Для тех, кто не спит' (песни у костра);
    8. КВН с командой соседнего лагеря или с местными жителями;
    9. спортивные встречи с другими командами и др.
  • 5. И на завершающем этапе смены, на последнюю неделю, мы планируем дела, в которых мы все вместе способны порадовать окружающих и получить от этого огромное удовлетво-рение. Ас другой стороны, такие дела, которые помогут осмыслить все, что было, пожалеть о скоротечности времени и сформируют во всех нас жгучую потребность обязательно встретиться еще раз, не разрывать возникших добрых связей:
    1. вечер 'От всей души';
    2. 'Лесная сказка' для малышей;
    3. 'Бродячий цирк' по окрестным деревням;
    4. ночной тимуровский десант;
    5. праздник проводов лета;
    6. 'Русская ярмарка';
    7. прощальный вечер;
    8. последняя вечерняя прогулка по полюбившимся местам;
    9. сбор 'Играем в идеального человека';
    10. разговоры в звеньях 'Расскажи мне обо мне';
    11. 'Здравствуйте, друзья и родители!' (общий песенный круг в Москве) и т.п.

Понятно, что такое деление дел условно и по ходу в разные периоды могут возникнуть любые дела, предложенные ребятами. Главное - не забывать задач каждого периода. Ведь любое дело можно организовать так, что оно будет работать на задумку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: