Пробуждение Азии и возникновение организованного национально-освободительного движения. Буди Утомо

Общепринятым среди советских историков является тезис о том, что мировой капитализм и русское движение 1905 г. окончательно разбуди­ли Азию. Сотни миллионов забитого, одичавшего в средневековом застое населения проснулись к новой жизни и к борьбе за азбучные права человека, за демократию. В их работах справедливо отмечается также революционизирующее воздействие на страны Азии поражения царизма в русско-японской войне. Влияние первой русской революции сказывалось в НИ опосредованно: через примеры активизировавшегося национально-освободительного движения в Индии, Китае, Иране, Турции.

Общенациональное движение за освобождение Индонезии имело свою предысторию. Еще на рубеже XIX и XX вв. на общественной арене НИ появилась молодая аристократка Раден Адженг Картини (1879—1904), дочь и жена яванских бупати. Она выступила как про­светительница, борец за женскую эмансипацию и оказала огромное воздействие на развитие общеиндонезийского национального самосозна­ния. Смелый протест против расовой дискриминации, энергичная борь­ба за развитие национального (в частности, женского) образования, в том числе и в народных низах, приобщение к передовой культуре За­пада — все это обеспечило Картини широчайшую известность не толь­ко в колонии, но и в метрополии. Демократизм этой чистой и цельной натуры, неприятие идей «ассоциации» и космополитизма, чувство национального достоинства к концу ее короткой жизни помогли ей распознать своекорыстные мотивы большинства «этиков». После ее кончины обе ее сестры и сын приняли деятельное участие в национально-ос­вободительном движении.

Разночинец по происхождению, бывший врач Вахидин Судирохусодо, подобно аристократке Картини, также мечтал о просвещении для широких слоев народа, распространении чувств национального само­сознания, сохранении и развитии исконной национальной культуры. В 1906—1907 гг. он предпринял длительную поездку по Яве, собирпя средства для учебного фонда в пользу одаренных детей простолюди­нов. Его идеалы и усилия были горячо поддержаны учащейся моло­дежью, прежде всего студентами столичного медучилища СТОФИА, где Вахидин ранее преподавал. 20 мая* 1908 г. в Батавии (карта № 17) состоялось собрание учащихся этого вуза, объявившее о создании союза Буди Утомо** под председательством студента Сутомо. В БУ вступали учащиеся, служилая яванская интеллигенция, выходцы из среды мелких торговцев, зажиточных крестьян. К осени 1908 г. союз уже насчитывал 8 отделений (около 1,2 тыс. человек). Но вскоре об­наружилось, что рост организации происходит преимущественно за счет прияи, сдержанно относившихся к демократическим идеям Вахидина и студенческой молодежи. Идеалы последних вскоре были подменены призывами «обеспечить более гармоничное развитие страны», расши­рить доступ к голландскому языку и западному образованию, разуме­ется, прежде всего для элиты.

3—5 октября 1908 г. состоялся I съезд БУ в Джокьякарте, закре­пивший приход к руководству наследственной феодальной бюрократии. Председателем стал областной начальник прияи Арьо Тиртокусумо, который больше заботился о возможной реакции колониального прави­тельства на деятельность БУ, нежели об отклике коренного населения. Вскоре в БУ наметился раскол: выделилось левое, демократическое крыло, представленное в основном учащейся молодежью, и правое, эли­тарное, умеренно-консервативное. Видя одну из главных задач в про­свещении, левые добивались создания сети сельских школ, образова­ния для широких масс; правые же доказывали, что начинать следует с «более подготовленной» элиты и лишь на втором этапе просвещать народ. Соответственно, хотя оба крыла признавали необходимость овладеть передовой голландской наукой и культурой, левые делали акцент на обретение профессионально-прикладных знаний в области точных наук, агрикультуры, коммерции; правые же ставили во главу угла овладение голландским языком и приобретение западных адми­нистративных навыков. Большинство правых сочувствовало идее «ассо­циации» С. Хюргронье, которую более радикально настроенное моло­дежное крыло отвергало. Общими требованиями обеих фракций БУ были поддержание на высоком уровне «национальной этики», принцип свободы вероисповедания, намерение придать организации общеиндо­незийский характер*. В соответствии с последним предлагалось исполь­зование союзом как средства общения не сложного яванского, а более простого и широко распространенного в Нусантаре малайского (индо­незийского) языка.

Буди Утомо была первой национальной организацией современного типа: с регулярно переизбиравшимся руководством, системой приема членов, периодическими съездами, членскими взносами. Программа БУ предусматривала моральное совершенствование населения, сохранение всего ценного из культурного наследия при одновременном приобщении к лучшему в культуре Запада. Детализирующие программу документы предлагали расширить число профессионально-технических и ремеслен­ных училищ; вести обучение основам здравоохранения, агрономии, жи­вотноводства, техники; основать библиотеки и учебные фонды. В печа­ти активисты БУ призывали создавать кооперативы и капиталистиче­ские предприятия, способные устоять в конкурентной борьбе с китай­ским и европейским капиталом. Политических требований документы не содержали. А. А. Губер имел все основания утверждать, что цели БУ объективно выражали «интересы зарождавшейся яванской буржуа­зии», хотя составлявшее его ядро прияи было феодально-бюрократиче­ским по происхождению.

Колониальные власти решились утвердить статуты (устав, программу и детализирующие документы) БУ лишь в декабре 1909 г. — через 14 месяцев после их подачи и через 2 месяца после прихода к власти консервативного руководства, невзирая на лояльность и апо­литичность союза, отсутствие у него массовой базы* и общую созвучность его устремлений программе «этического курса».

После I съезда БУ слабо проявлял себя как национальный союз. Его дея­тельность сводилась к изданию журнала «Сельский учитель», обращениям к вла­стям с призывами повысить уровень среднего образования, открытию школ-интернатов для способной молодежи из провинции. Молодые, радикально на­строенные лидеры союза, такие, как братья Чипто и Гунаван Мангункусумо, обманувшись в надеждах на демократи­зацию и политизацию БУ, покидали его ряды. Смена руководства на 11 съезде (1909), когда председателем стал нечиновный аристократ, практически не изменила ни характера деятельности, ни элитарности лидеров, ни лояльности союза колонизаторам.

На экономическом поприще БУ мало чего достиг в рассматриваемый период. Создаваемые им кооперативы рушились, не выдерживая конкуренции со стороны «чужеземцев-азиатов». Зато в культурно-про­светительской сфере, в распространении идей общеиндонезийского на­ционального самосознания успехи союза были весьма ощутимы. Позже Сукарно подчеркивал, что Буди Утомо явил зримый пример «формирования сил посредством объединения».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: