Тема 5. Задатки и способности

Подходы к изучению способностей; теории «врождённых» способностей и «чистой доски». Современные представления о задатках и способностях. Роль наследственности и среды в формировании способностей. Виды способностей (общие и специальные). Уровни развития способностей (одарённость, талант, гениальность). Методы диагностики и исследования способностей (тесты интеллекта, тесты специальных способностей).Формирование и развитие способностей. Компенсация способностей. Обучение и воспитание («сензитивные периоды», «зона ближайшего развития») как факторы развития способностей.

Вопросы для обсуждения

1. Способности и успешность выполнения деятельности.

2. Общие способности и успешность деятельности.

3. Развитие и формирование профессиональных способностей.

4. Педагогические способности.

Темы для рефератов и сообщений

1. Роль среды и наследственности в развитии способностей.

2. Психофизиологические задатки отдельных способностей (музыкальных, математических и др.).

3. Межполовые различия в способностях.

4. Диагностика и прогнозирование творческих способностей.

5. Профессиональный отбор и профориентация.

Задачи

1. Проанализируйте психологические факторы, способствующие и препятствующие успешному обучению студентов:

Александр Н., 18 лет, студент I курса технического вуза, имеет ярко выраженные математические и конструкторские способности, неоднократно был победителем городских олимпиад по математике и физике. В вуз поступил легко, но свою будущую профессию представляет себе плохо, учится, не прилагая особых усилий, опираясь на имеющиеся знания по основным предметам.

Валерий С., 19 лет, одногруппник Александра. С детства мечтал стать конструктором ракетной техники, хотя родители хотели, чтобы он был музыкантом. Окончил музыкальную школу по настоянию родителей. Продолжал интересоваться космическими полётами, техникой, авиацией. Несмотря на сопротивление родителей, поступил в данный вуз (со второго раза).

2. В одном из исследований для изучения педагогических способностей провели такой эксперимент. Ученикам предложили в отсутствии учителя ответить на ряд вопросов по учебным предметам. Затем в беседе с учителями выяснили, какие ответы по их мнению дали учащиеся. Педагоги, успешно работающие в школе, дали более 80% правильных заключений, а слабо работающие – около 40%. Какое качество педагогических способностей наиболее полно проявилось в этом примере? Какое значение оно имеет для успешной деятельности учителя? [4]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: