Ежегодно финансирование ЖКХ требует значительных финансовых средств, однако, при этом качество предоставляемых услуг не соответствует современным требованиям. Проведение реформы ЖКХ призвано разрешить существующее противоречие социальной практики, и поэтому является ключевым вопросом социально-экономической политики правительства, оно должно позволить повысить эффективность отрасли, качество обслуживания потребителей, обеспечив защиту их законных прав и интересов при одновременной стабилизации экономической ситуации на предприятиях. Между тем, несмотря на актуальность разрешения назревшей проблемы и признание ее на самом высоком правительственном уровне, эффективность преобразований, основанных на соответствующем жилищно-градостроительном законодательстве, остается низкой. Поэтому в рамках данного практического занятия рассматривается концепция его реформирования и оценка её эффективности.
Для оценки экономической эффективности реформы необходимо определить величину нескольких показателей. Как известно по виду обобщающего показателя методы инвестиционных расчетов делятся на абсолютные, относительные и временные [6]. Критерии, используемые в анализе инвестиционной деятельности, также можно разделить на две группы в зависимости от того, учитывается или нет временной параметр. К первой группе относятся критерии: чистый приведенный доход (Nеt Prеsеnt Valuе, NPV); индекс рентабельности инвестиции (Profitability Indеx, PI); внутренняя норма доходности (Intеrnal Ratе of Rеturn, IRR); модифицированная внутренняя норма прибыли (Modifiеd Intеrnal Ratе of Rеturn, MIRR); дисконтированный срок окупаемости инвестиций (Discountеd Payback Pеriod, DPP). Ко второй группе относятся критерии: срок окупаемости инвестиций (Payback Pеriod, PP); коэффициент эффективности инвестиций (Accounting Ratе of Rеturn, ARR).
|
|
Размер чистого дисконтированного дохода (ЧДД) определяется по формуле (7.1).
, (7.1)
где Di – доходы i-го периода;
Ki – затраты i-го периода.
Данный метод основан на расчете интегрального экономического эффекта от инвестиционного проекта. Этот показатель выступает в качестве критерия целесообразности реализации проекта. Положительное значение NPV свидетельствует о целесообразности принятия инвестиционного проекта, а при сравнении альтернативных проектов наиболее выгодным считается проект с большей величиной чистого приведенного дохода.
В данном методе значение чистого приведенного дохода во многом определяется выбранной для расчета ставкой дисконтирования. Выбор значения этого показателя зависит от цели инвестирования, условий реализации проекта, уровня инфляции, величины инвестиционного риска и др. В современных условиях считается, что для различного класса инвестиций могут выбираться различные значения ставки дисконтирования. В частности, вложения, связанные с поддержанием рыночных позиций предприятия, оцениваются по нормативу 6%, инвестиции в обновление основных фондов – 12%, вложения с целью экономии текущих затрат – 15%, вложения с целью увеличения доходов предприятия – 20%, рисковые вложения капитала – 25%. Также отмечается зависимость ставки процента от степени риска проекта. Для обычных проектов приемлемой нормой является ставка 16%, для новых проектов на стабильном рынке – 20%, для проектов, базирующихся на новых технологиях – 24% [6].
|
|
Показатель NPVотражает прогнозную оценку изменения экономического потенциала коммерческой организации в случае принятия рассматриваемого проекта. Результаты расчета этого и других показателей можно представить в виде Таблицы 7.1.
Таблица 7.1 – Показатели экономической эффективности предлагаемых инноваций
Показатель | 1-й год | 2-й год | 3-й год |
Затраты всего, тыс. руб., в т.ч. | |||
единовременные затраты, тыс. руб., в т.ч. капитальный ремонт, тыс. руб. | |||
текущие затраты, тыс. руб., | |||
Условно-постоянные затраты, тыс.руб. | |||
в т.ч. амортизация, тыс. руб. | |||
Доходы всего, тыс. руб. | |||
Прибыль, тыс. руб. | |||
Поступления от проекта, на конец года тыс. руб. | |||
Cash Flow, тыс. руб. | |||
ЧДД, тыс. руб. | |||
Чистая текущая стоимость, тыс. руб. | |||
Индекс доходности | |||
Среднегодовая рентабельность проекта, % | |||
Срок окупаемости, лет | |||
Внутренняя норма доходности |
Индекс доходности и рентабельности проектов в отличие от чистого приведенного дохода является относительным показателем. Он характеризует уровень доходов на единицу затрат. Чем больше значение этого показателя, тем выше отдача каждого рубля, инвестированного в данный проект. Превышение над единицей рентабельности проекта означает некоторую его дополнительную доходность при рассматриваемой ставке процента. Определяется он по формуле (7.2).
; (7.2)
С показателем индекса доходности тесно связан показатель среднегодовой рентабельности проекта (7.3):
, (7.3)
где n – срок реализации проекта.
Один из наиболее применяемых показателей, особенно для предварительной оценки эффективности инвестиций, это срок окупаемости (7.4).
; (7.4)
Основной недостаток этого показателя в том, что он не учитывает весь период функционирования производства, и, следовательно, на него не влияют доходы, которые будут получены за пределами срока окупаемости. Применение данного метода целесообразно, когда руководство коммерческой организации в большей степени озабочено решением проблемы ликвидности, а не прибыльности проекта – главное, чтобы инвестиции окупились, и как можно скорее, или инвестиции сопряжены с высокой степенью риска.
Метод внутренней нормы доходности предполагает нахождение искомого показателя методом подбора, графическим способом или с применением более точных математических методов, например, с использованием финансового калькулятора. Если применяется метод подбора, то используют формулу 7.5.
, (7.5)
где d+ – значение дисконта, при котором ЧДД принимает последнее положительное значение;
ЧДД+ – последнее положительное значение ЧДД;
ЧДД- – первое отрицательное значение ЧДД.
Смысл расчета внутренней нормы прибыли при анализе эффективности планируемых инвестиций, как правило, заключается в следующем: IRR показывает ожидаемую доходность проекта, и, следовательно, максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть ассоциированы с данным проектом. Например, если проект полностью финансируется за счет ссуды коммерческого банка, то значение IRR показывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает проект убыточным.
|
|
Нами не используется метод, основанный на коэффициенте эффективности инвестиции, имеющий ряд существенных недостатков, обусловленных в основном тем, что он не учитывает временной компоненты денежных потоков. В частности, метод не делает различия между проектами с одинаковой суммой среднегодовой прибыли, но варьирующей суммой прибыли по годам, а также между проектами, имеющими одинаковую среднегодовую прибыль, но генерируемую в течение различного количества лет.
Вместе с тем существует целый ряд других показателей эффективности инвестиций [6]. К ним относят показатели народнохозяйственной, социальной, бюджетной и коммерческой эффективности. С точки зрения народнохозяйственной эффективности государственные интересы должны учитываться постоянно. Иногда развитие производства или какого-либо вида продукции не сулит предприятию или отрасли достаточных выгод, но в масштабе страны эффект от этой продукции или услуги может быть значительным. Поскольку жилищно-коммунальное хозяйство является одной из важнейших отраслей и затрагивает непосредственно каждого жителя любого населенного пункта, то народнохозяйственная эффективность предлагаемых авторами инноваций будет выражена в снижении социальной напряженности (минимизация конфликтов), повышении политической стабильности (замерзшее население не будет требовать отставки губернатора), росте национального дохода (безопасное вложение средств в ЖКХ и дизайн помещений).
Социальные, экологические, политические и иные результаты могут быть подвергнуты косвенной стоимостной оценке и обычно рассматриваются как дополнительные показатели народнохозяйственной эффективности, учитываются при принятии решения о реализации и/или о государственной поддержке проектов. В состав затрат включаются предусмотренные в проекте и необходимые для его реализации текущие и единовременные затраты всех участников осуществления проекта.
|
|
При определении эффективности инвестиций необходимо учитывать не только экономический, но и социальный эффект. В ряде случаев, например, результатом внедрения принципиально нового технологического процесса могут быть не только повышенные экономические показатели производства, но и улучшение условий труда. Последнее оценивается не в рублях, а в показателях сохранения здоровья и трудоспособности трудящихся, в изменении характера их труда. Так замена устаревших водогрейных котлов на современные с компьютерным дистанционным управлением позволяет сократить штат работников, снизить вредное воздействие на оператора и повысить качество услуг по отоплению и подаче горячей воды.
Хотя экономический фактор (самоокупаемость, рентабельность инвестиций) остается в конечном итоге главным критерием эффективности, но этот фактор не является достаточным. Поэтому в проектах подлежат отражению следующие основные социальные результаты инвестиций:
– изменение количества рабочих мест в регионе;
– улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников;
– изменение условий труда работников;
– изменение структуры производственного персонала;
– изменение надежности снабжения населения регионов или населенных пунктов отдельными видами товаров или услуг;
– изменение уровня здоровья работников и населения;
– экономия свободного времени населения.
Поскольку нельзя количественно определить величину социального эффекта, опираясь на конечные результаты инновационных инвестиций, решение этой проблемы предлагается искать в исследовании структуры инвестиционных затрат, т. е. выявить затраты, необходимые для достижения социальных результатов, и, определив степень компенсации таких затрат, количественно выразить социальный эффект. В практической работе при расчетах эффекта от реализации инвестиционного проекта сложно, а порою просто невозможно выделить статьи затрат, исполнение которых дает чисто социальный или экономический эффект. Таким образом, осуществление инвестиционного проекта приводит к образованию социального эффекта, величина которого выражается экономией средств на удовлетворение социально-культурных потребностей работников. На практике, на уровне субъектов инвестиционной деятельности, эквивалентом этого показателя служит величина среднедушевого дохода, приходящегося на одного среднесписочного работающего. Суммарная величина экономии этих расходов и есть стоимостный эквивалент социальной эффективности, зависящая от количества условно высвобождаемых работников в результате реализации инвестиционного проекта. Ее можно выразить формулой:
(7.6)
где Yi – условное высвобождение работников у i-го субъекта инвестиционной деятельности (i = 1,2,... n);
Wi – величина дохода на одного среднесписочного работающего в «проектном варианте»;
r – коэффициент дисконтирования, скорректированный на величину инвестиционного риска;
t – порядковый номер периода реализации инвестиционного проекта.
Количество условно высвобождаемых работников определяется:
, (7.7)
где Y0 – среднегодовая численность работающих на предприятии в «базовом варианте»;
V0 – годовой объем выполненных работ (реализованной продукции, услуг) в стоимостном выражении в «базовом варианте»;
Тn – среднегодовая производительность труда в расчете на одного работающего в «проектном варианте». «Базовый вариант» – система производства до реализации инвестиционного проекта. «Проектный вариант» – производственная система, предусмотренная в рамках инвестиционного проекта.
Величина дохода Wi определяется как среднегодовой суммарный показатель выплат из всех фондов предприятия в расчете на одного работающего.
На основании результатов расчета по предложенной методике целесообразно рассчитать «индекс социальной эффективности» проекта (Исэф) – отношение величины социального эффекта Эс к сумме инвестиционных вложений К:
. (7.8).
Данный показатель характеризует величину социального эффекта на единицу денежных вложений. В случае, если величина Исэф меньше единицы, программа социально малоэффективна.
Таблица 7.2 – Показатели социальной эффективности проекта
Показатель | 1-й год | 2-й год | 3-й год |
Количество условно высвобождаемых работников (Yi), чел. | |||
Социальная эффективность (Эс), тыс. руб. | |||
Индекс социальной эффективности (Исэф) |
Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального и местного) бюджета. Основным показателем для обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной, региональной, финансовой поддержки, является бюджетный эффект.
Бюджетный эффект для t-го шага осуществления проекта определяется как превышение доходов соответствующего бюджета над расходами в связи с осуществлением данного проекта. Интегральный бюджетный эффект рассчитывается как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как превышение интегральных доходов бюджета над интегральными бюджетными расходами. В данном случае бюджетный эффект будет выражаться в экономии средств бюджета на капитальный ремонт, покрываемых за счет вводимого сбора.