Теоретическая часть. Ежегодно финансирование ЖКХ требует значительных финансовых средств, однако, при этом качество предоставляемых услуг не соответствует современным требованиям

Ежегодно финансирование ЖКХ требует значительных финансовых средств, однако, при этом качество предоставляемых услуг не соответствует современным требованиям. Проведение реформы ЖКХ призвано разрешить существующее противоречие социальной практики, и поэтому является ключевым вопросом социально-экономической политики правительства, оно должно позволить повысить эффективность отрасли, качество обслуживания потребителей, обеспечив защиту их законных прав и интересов при одновременной стабилизации экономической ситуации на предприятиях. Между тем, несмотря на актуальность разрешения назревшей проблемы и признание ее на самом высоком правительственном уровне, эффективность преобразований, основанных на соответствующем жилищно-градостроительном законодательстве, остается низкой. Поэтому в рамках данного практического занятия рассматривается концепция его реформирования и оценка её эффективности.

Для оценки экономической эффективности реформы необходимо определить величину нескольких показателей. Как известно по виду обобщающего показателя методы инвестиционных расчетов делятся на абсолютные, относительные и временные [6]. Критерии, используемые в анализе инвестиционной деятельности, также можно разделить на две группы в зависимости от того, учитывается или нет временной параметр. К первой группе относятся критерии: чистый приведенный доход (Nеt Prеsеnt Valuе, NPV); индекс рентабельности инвестиции (Profitability Indеx, PI); внутренняя норма доходности (Intеrnal Ratе of Rеturn, IRR); модифицированная внутренняя норма прибыли (Modifiеd Intеrnal Ratе of Rеturn, MIRR); дисконтированный срок окупаемости инвестиций (Discountеd Payback Pеriod, DPP). Ко второй группе относятся критерии: срок окупаемости инвестиций (Payback Pеriod, PP); коэффициент эффективности инвестиций (Accounting Ratе of Rеturn, ARR).

Размер чистого дисконтированного дохода (ЧДД) определяется по формуле (7.1).

, (7.1)

где Di – доходы i-го периода;

Ki – затраты i-го периода.

Данный метод основан на расчете интегрального экономического эффекта от инвестиционного проекта. Этот показатель выступает в качестве критерия целесообразности реализации проекта. Положительное значение NPV свидетельствует о целесообразности принятия инвестиционного проекта, а при сравнении альтернативных проектов наиболее выгодным считается проект с большей величиной чистого приведенного дохода.

В данном методе значение чистого приведенного дохода во многом определяется выбранной для расчета ставкой дисконтирования. Выбор значения этого показателя зависит от цели инвестирования, условий реализации проекта, уровня инфляции, величины инвестиционного риска и др. В современных условиях считается, что для различного класса инвестиций могут выбираться различные значения ставки дисконтирования. В частности, вложения, связанные с поддержанием рыночных позиций предприятия, оцениваются по нормативу 6%, инвестиции в обновление основных фондов – 12%, вложения с целью экономии текущих затрат – 15%, вложения с целью увеличения доходов предприятия – 20%, рисковые вложения капитала – 25%. Также отмечается зависимость ставки процента от степени риска проекта. Для обычных проектов приемлемой нормой является ставка 16%, для новых проектов на стабильном рынке – 20%, для проектов, базирующихся на новых технологиях – 24% [6].

Показатель NPVотражает прогнозную оценку изменения экономического потенциала коммерческой организации в случае принятия рассматриваемого проекта. Результаты расчета этого и других показателей можно представить в виде Таблицы 7.1.

Таблица 7.1 – Показатели экономической эффективности предлагаемых инноваций

Показатель 1-й год 2-й год 3-й год
       
Затраты всего, тыс. руб., в т.ч.      
единовременные затраты, тыс. руб., в т.ч. капитальный ремонт, тыс. руб.      
текущие затраты, тыс. руб.,      
Условно-постоянные затраты, тыс.руб.      
в т.ч. амортизация, тыс. руб.      
Доходы всего, тыс. руб.      
Прибыль, тыс. руб.      
Поступления от проекта, на конец года тыс. руб.      
Cash Flow, тыс. руб.      
ЧДД, тыс. руб.      
Чистая текущая стоимость, тыс. руб.      
Индекс доходности  
Среднегодовая рентабельность проекта, %  
Срок окупаемости, лет  
Внутренняя норма доходности  

Индекс доходности и рентабельности проектов в отличие от чистого приведенного дохода является относительным показателем. Он характеризует уровень доходов на единицу затрат. Чем больше значение этого показателя, тем выше отдача каждого рубля, инвестированного в данный проект. Превышение над единицей рентабельности проекта означает некоторую его дополнительную доходность при рассматриваемой ставке процента. Определяется он по формуле (7.2).

; (7.2)

С показателем индекса доходности тесно связан показатель среднегодовой рентабельности проекта (7.3):

, (7.3)

где n – срок реализации проекта.

Один из наиболее применяемых показателей, особенно для предварительной оценки эффективности инвестиций, это срок окупаемости (7.4).

; (7.4)

Основной недостаток этого показателя в том, что он не учитывает весь период функционирования производства, и, следовательно, на него не влияют доходы, которые будут получены за пределами срока окупаемости. Применение данного метода целесообразно, когда руководство коммерческой организации в большей степени озабочено решением проблемы ликвидности, а не прибыльности проекта – главное, чтобы инвестиции окупились, и как можно скорее, или инвестиции сопряжены с высокой степенью риска.

Метод внутренней нормы доходности предполагает нахождение искомого показателя методом подбора, графическим способом или с применением более точных математических методов, например, с использованием финансового калькулятора. Если применяется метод подбора, то используют формулу 7.5.

, (7.5)

где d+ – значение дисконта, при котором ЧДД принимает последнее положительное значение;

ЧДД+ – последнее положительное значение ЧДД;

ЧДД- – первое отрицательное значение ЧДД.

Смысл расчета внутренней нормы прибыли при анализе эффективности планируемых инвестиций, как правило, заключается в следующем: IRR показывает ожидаемую доходность проекта, и, следовательно, максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть ассоциированы с данным проектом. Например, если проект полностью финансируется за счет ссуды коммерческого банка, то значение IRR показывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает проект убыточным.

Нами не используется метод, основанный на коэффициенте эффективности инвестиции, имеющий ряд существенных недостатков, обусловленных в основном тем, что он не учитывает временной компоненты денежных потоков. В частности, метод не делает различия между проектами с одинаковой суммой среднегодовой прибыли, но варьирующей суммой прибыли по годам, а также между проектами, имеющими одинаковую среднегодовую прибыль, но генерируемую в течение различного количества лет.

Вместе с тем существует целый ряд других показателей эффективности инвестиций [6]. К ним относят показатели народнохозяйственной, социальной, бюджетной и коммерческой эффективности. С точки зрения народнохозяйственной эффективности государственные интересы должны учитываться постоянно. Иногда развитие производства или какого-либо вида продукции не сулит предприятию или отрасли достаточных выгод, но в масштабе страны эффект от этой продукции или услуги может быть значительным. Поскольку жилищно-коммунальное хозяйство является одной из важнейших отраслей и затрагивает непосредственно каждого жителя любого населенного пункта, то народнохозяйственная эффективность предлагаемых авторами инноваций будет выражена в снижении социальной напряженности (минимизация конфликтов), повышении политической стабильности (замерзшее население не будет требовать отставки губернатора), росте национального дохода (безопасное вложение средств в ЖКХ и дизайн помещений).

Социальные, экологические, политические и иные результаты могут быть подвергнуты косвенной стоимостной оценке и обычно рассматриваются как дополнительные показатели народнохозяйственной эффективности, учитываются при принятии решения о реализации и/или о государственной поддержке проектов. В состав затрат включаются предусмотренные в проекте и необходимые для его реализации текущие и единовременные затраты всех участников осуществления проекта.

При определении эффективности инвестиций необходимо учитывать не только экономический, но и социальный эффект. В ряде случаев, например, результатом внедрения принципиально нового технологического процесса могут быть не только повышенные экономические показатели производства, но и улучшение условий труда. Последнее оценивается не в рублях, а в показателях сохранения здоровья и трудоспособности трудящихся, в изменении характера их труда. Так замена устаревших водогрейных котлов на современные с компьютерным дистанционным управлением позволяет сократить штат работников, снизить вредное воздействие на оператора и повысить качество услуг по отоплению и подаче горячей воды.

Хотя экономический фактор (самоокупаемость, рентабельность инвестиций) остается в конечном итоге главным критерием эффективности, но этот фактор не является достаточным. Поэтому в проектах подлежат отражению следующие основные социальные результаты инвестиций:

– изменение количества рабочих мест в регионе;

– улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников;

– изменение условий труда работников;

– изменение структуры производственного персонала;

– изменение надежности снабжения населения регионов или населенных пунктов отдельными видами товаров или услуг;

– изменение уровня здоровья работников и населения;

– экономия свободного времени населения.

Поскольку нельзя количественно определить величину социального эффекта, опираясь на конечные результаты инновационных инвестиций, решение этой проблемы предлагается искать в исследовании структуры инвестиционных затрат, т. е. выявить затраты, необходимые для достижения социальных результатов, и, определив степень компенсации таких затрат, количественно выразить социальный эффект. В практической работе при расчетах эффекта от реализации инвестиционного проекта сложно, а порою просто невозможно выделить статьи затрат, исполнение которых дает чисто социальный или экономический эффект. Таким образом, осуществление инвестиционного проекта приводит к образованию социального эффекта, величина которого выражается экономией средств на удовлетворение социально-культурных потребностей работников. На практике, на уровне субъектов инвестиционной деятельности, эквивалентом этого показателя служит величина среднедушевого дохода, приходящегося на одного среднесписочного работающего. Суммарная величина экономии этих расходов и есть стоимостный эквивалент социальной эффективности, зависящая от количества условно высвобождаемых работников в результате реализации инвестиционного проекта. Ее можно выразить формулой:

(7.6)

где Yi – условное высвобождение работников у i-го субъекта инвестиционной деятельности (i = 1,2,... n);

Wi – величина дохода на одного среднесписочного работающего в «проектном варианте»;

r – коэффициент дисконтирования, скорректированный на величину инвестиционного риска;

t – порядковый номер периода реализации инвестиционного проекта.

Количество условно высвобождаемых работников определяется:

, (7.7)

где Y0 – среднегодовая численность работающих на предприятии в «базовом варианте»;

V0 – годовой объем выполненных работ (реализованной продукции, услуг) в стоимостном выражении в «базовом варианте»;

Тn – среднегодовая производительность труда в расчете на одного работающего в «проектном варианте». «Базовый вариант» – система производства до реализации инвестиционного проекта. «Проектный вариант» – производственная система, предусмотренная в рамках инвестиционного проекта.

Величина дохода Wi определяется как среднегодовой суммарный показатель выплат из всех фондов предприятия в расчете на одного работающего.

На основании результатов расчета по предложенной методике целесообразно рассчитать «индекс социальной эффективности» проекта (Исэф) – отношение величины социального эффекта Эс к сумме инвестиционных вложений К:

. (7.8).

Данный показатель характеризует величину социального эффекта на единицу денежных вложений. В случае, если величина Исэф меньше единицы, программа социально малоэффективна.

Таблица 7.2 – Показатели социальной эффективности проекта

Показатель 1-й год 2-й год 3-й год
Количество условно высвобождаемых работников (Yi), чел.      
Социальная эффективность (Эс), тыс. руб.      
Индекс социальной эффективности (Исэф)      

Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального и местного) бюджета. Основным показателем для обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной, региональной, финансовой поддержки, является бюджетный эффект.

Бюджетный эффект для t-го шага осуществления проекта определяется как превышение доходов соответствующего бюджета над расходами в связи с осуществлением данного проекта. Интегральный бюджетный эффект рассчитывается как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как превышение интегральных доходов бюджета над интегральными бюджетными расходами. В данном случае бюджетный эффект будет выражаться в экономии средств бюджета на капитальный ремонт, покрываемых за счет вводимого сбора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: