Раздел 6. Система государственного и муниципального управления

39. Государственное управление: понятия, содержание, цель и задачи. Российские научные школы государственного управления.

Раскрывая содержание, цели, функции и другие особенности государственного управления, необходимо, прежде всего, остановиться на самих понятиях "управление" и "социальное управление".

Термин "управление" стал универсальным средством характеристики определенного вида деятельности, т.е. совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей1.

В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо или кем-либо. В подобном понимании оно трактуется и в наши дни. Сущностью управления является достижение результата путем целенаправленного воздействия.

С точки зрения общенаучного понимания "управление общественными процессами выступает как целенаправленное воздействие людей на общественную систему в целом и на ее отдельные звенья на основе познания и использования присущих ей объективных закономерностей в интересах обеспечения ее оптимального функционирования и развития, достижения поставленных целей"2. Один из ведущих исследователей в области государственного управления Г.В. Атаманчук определил управление как "целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, партии, фирмы, кооперативы, предприятия, ассоциации, союзы

Государственное управление как вид социального управления характеризуется рядом особенностей. Если рассматривать государственное управление в широком смысле слова (буквально как управление делами государства), то его осуществляют все органы государства.

Это управление реализуется в следующих формах (видах) деятельности:

- законодательная деятельность, осуществляемая представительными органами государственной власти;

- исполнительная деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти;
- правосудие, осуществляемое системой судебной власти.
Все эти формы деятельности направлены на осуществление единых целей и задач государства.
В узком смысле слова государственное управление - это деятельность государства исполнительно-распорядительного характера или административная деятельность, осуществляемая главным образом органами исполнительной власти как на уровне Российской Федерации, так и ее субъектов.

Главная цель государственного управления определяется сущностью, понятием, а именно - совершенствование системы управления, изменение ее качественных характеристик, которые, в свою очередь, призваны обеспечить оптимальную организацию, реализацию руководства процессами, происходящими в отношениях субъекта и объекта управления.

Цели - это то, на что направлена деятельность органов государственного управления.

Цели государственного управления конкретизируются в зависимости от предлагаемых исследователями критериев классификации. Выбрав главным критерием общее и специфическое содержание управленческой деятельности, предлагается выделять следующие цели государственного управления:

социально-экономические цели, т.е. упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичных интересов; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;

политические цели, т.е. вовлечение в управление всех политических сил в стране, поддержание процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;

обеспечительные цели, т.е. обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и безопасности, необходимого уровня благосостояния;

организационно-правовые цели, т.е. формирование правовой системы, способствующей реализации основных функций государства и решения его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований.

В функциях проявляются сущность, содержание, цели и задачи управления. Некоторые ученые считают, что функции управления вытекают из задач, стоящих перед государственным органом1.

К общим функциям управления, как правило, относят:

1) сбор и обработка (анализ) социальной информации;

2) прогнозирование, т.е. научное предвидение изменений в развитии каких-либо явлений или процессов на основе объективных данных и достижений науки;

3) планирование, т.е. определение направлений, целей управленческой деятельности и способов, средств достижения этих целей;

4) организация, т.е. формирование системы управления, упорядочение управленческих отношений между субъектом и объектом управления, определение прав и обязанностей, структуры органов, организаций, подбор и расстановка кадров и т.д.;

5) регулирование или распорядительство, т.е. установление режима деятельности по достижению целей и задач управления, регулирование поведения управляемых объектов, дача директив, указаний, предписаний и др.;

6) координация и взаимодействие, осуществляемые для достижения общих целей управления;

7) контроль и учет, состоящие в том, чтобы установить, соответствует или не соответствует фактическое состояние объекта управления заданному состоянию.

Российская школа административно-государственного управления сегодня находится только в процессе своего становления. Но основные научные подходы к решению проблем государственного администрирования уже обозначились. Прежде всего сформирована общая концепция государственной службы как социально-ориентированного государственно-правового института. При этом подходе статус, функции государственной службы формируются исходя из их производности от интересов, целей и задач объединенного в государство сообщества людей, а не первородности целей и функций государства. И это на мой взгляд очень важно.

По вопросу о научных основаниях системы административно-государственного управления в нашей стране мнения ученых на сегодня разделились. Одни подчеркивают своеобразие форм российской государственности и полагают, что опыт западных стран не может не служить основой для формирования национальной концепции государственной службы. Они предполагают опираться на исторический опыт России в области административно-государственного управления, использовать преимущественно национальные формы и традиции. Но нельзя как мне кажется взять ушедшие в историю формы административно-государственного управления и применить их сегодня. Можно и нужно использовать национальный опыт, понять его, выявить в нем самое существенное. Но это совсем иное, чем прямой перенос имевшихся когда-то национальных форм и моделей.

Другая точка зрения абсолютирует значение зарубежного опыта в области административно-государственного управления. Некоторые ученые полагают, что необходимо использовать уже отработанные эффективные современные общественные формы, сложившиеся в западных странах, и перенести их в нашу жизнь. Разногласия среди этих ученых существуют лишь по поводу того, какую модель лучше использовать.

Однако, изучая зарубежный опыт, очень легко перенять внешние формы и атрибуты государства, но очень сложно обеспечить эффективное функционирование соответствующих институтов. Поэтому России сегодня недостаточно ориентироваться на очевидные формальные свойства демократических институтов административно-государственного управления, важнее искать варианты приспособления этих институтов и их функций к нуждам российского народа. Формирующаяся российская школа административно-государственного управления должна делать акцент не на имитацию и перенос западного опыта управления, а на адаптацию к нему и самостоятельное открытие даже известных решений по организации государственного администрирования.

Говоря о перспективе развития российской государственности, следует подчеркнуть, что исторические традиции России предполагают сохранение в стране федерального типа управления с сильными централистскими тенденциями, которые следует развивать и поддерживать. Особенностью нашего времени является своеобразная конвергенция двух систем административно-государственного управления – федеральной и унитарной.[40]

Анализ современного опыта административно-государственного управления в странах Запада показывает также, что демократическое государство может эффективно функционировать лишь в том случае, если в нем однозначно разделены: сферы частного права и публичного права; сферы политики и исполнения законов; службы федеральные и региональные, а те и другие отделены от служб местного самоуправления. Представляется, что именно эта концепция должна быть положена в основу создания новой системы административно-государственного управления в России.

Для того, чтобы ускорить развитие российской научной школы государственного управления представляется возможным сблизить науку публичного администрирования и науку управления предприятиями. Некоторые западные ученые полагают, что в будущем эти две отрасли могут слиться в одну науку. Для России это сегодня особенно важно подчеркнуть, поскольку в теории управления предприятиями имеются более солидные разработки отечественных ученых, которые можно и должно использовать в государственном администрировании.[41]

И еще раз хочется подчеркнуть, что, создавая научную концепцию российской государственной службы, мы должны внимательно анализировать, изучать и отбирать все самое лучшее и передовое, накопленное мировой наукой в области административно-государственного управления, но обязательно с учетом национальных традиций в этой сложной области человеческой деятельности. И главное запомнить – ни в одной стране мира пока не создано совершенной системы государственного менеджмента!


Между мировыми системами государственной службы существуют достаточно значительные различия, которые во многом определяются спецификой исторического развития. В одних государствах доминируют традиции централизма и строгой административной иерархии (Германия, Франция). Другие системы государственного управления и государственной службы значительно учитывают принципы коммунального самоуправления (США), в третьих странах государственная служба находится на этапе кардинального трансформирования при значительной децентрализации административной деятельности (Великобритания).

В настоящее время во многих государствах активно идет процесс реформирования государственной службы. Традиционная иерархичность хотя и сохраняется, но играет меньшую роль, количество административных ступеней уменьшается, расширяются возможности альтернативных путей выдвижения на высокие государственные посты. Внедряются принципы «нового менеджеризма», дискутируются вопросы внедрения в систему государственной службы «деловой философии». Постоянно идут поиски путей, методов, технологий повышения эффективности государственной службы, открытости деятельности служащих, подотчетности и подконтрольности институтам гражданского общества.

В России на протяжении исторического развития существовали различные системы государственной службы. Петр I при реформировании государственной власти многое использовал из зарубежного опыта европейских стран, с ведением в 1772 году «Табели о рангах» принцип «значения рода» был вытеснен принципом выслуги, но не заменен им полностью. После 1917 года главенствующим был принцип номенклатуры и партийности.[42]

Я считаю, что в целях повышения эффективности российской государственной службы значимым представляется использование позитивных элементов и технологий государственно-служебной деятельности служащих стран Запада.

Внедрение принципа «прозрачности» служебной деятельности ведет к тому, что государственная служба в демократическом обществе становится институтом, открытым для общественного контроля. Граждане должны иметь доступ к нормативным материалам, участвовать в той или иной степени в процессе выработки решений, затрагивающих интересы граждан. Это должно быть обеспечено правовыми средствами, и в целом, является необходимым элементом публичной службы. Особое внимание в современных системах государственной службы уделяется требованиям этичности поведения, значение имеют морально-нравственные качества работников, служебная этика государственного служащего.

Главным методологическим принципом при использовании зарубежного опыта организации и функционирования государственной службы является опора на исторические государственные традиции при творческом использовании эффективных технологий и принципов служебной деятельности служащих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: