Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram


Административно-правовые отношения

Административно-правовые нормы, оказывая регулирующее воздействие на общественные отношения в сфере государственного управления, придают им правовой характер. Следовательно, административно-правовое отношение – есть урегулированное нормой административного права общественное отношение управленческого характера, в котором стороны выступают носителями взаимных юридических обязанностей и прав, установленных и обеспеченных указанной нормой.

Это не означает, что сама данная норма непосредственно создает конкретное правоотношение. Правоотношение создается (возникает) непосредственно в конкретном случае между конкретными субъектами, как правило, в процессе применения административно-правовых норм, т.е. как следствие издания полномочным органом государственного управления (должностным лицом) индивидуального акта.

Административно-правовая норма является основой возникновения административно-правовых отношений, поскольку она в общей форме предусматривает, что данное общественное отношение при соответствующих условиях и при наличии соответствующих субъектов становится административно-правовым. Например, административно-правовая норма гласит: жалобы граждан на неправильные действия должностных лиц принимаются к рассмотрению органами государственного управления (должностными лицами), в чью компетенцию входит решение затрагиваемых в жалобе вопросов. Что характерно для этой нормы, равно как и для любой другой? Она в общей форме, но не конкретно, предусматривает, что во всех возможных случаях подачи жалобы в соответствующий орган управления возникает на этой основе административно-правовое отношение, т.е. намечает предпосылку возникновения конкретного правоотношения, например, между районным исполкомом и гражданином Петровым.

В административно-правовом отношении, как и во всех других правоотношениях, урегулированных нормами права, одна из сторон обладает правом требовать от другой стороны поведения, предусмотренного административно-правовой нормой (корреспонденция прав и обязанностей). Нормы устанавливают для одной стороны вид и меру возможного поведения, а для другой – вид и меру должного поведения.

Административно-правовые отношения, естественно, обладают всеми признаками правового отношения. Однако специфическая область их возникновения – сфера государственного управления – определяет ряд присущих им признаков, особенностей.

Особенности административно-правовых отношений:

1) они складываются непосредственно в связи с осуществлением органами государственного управления задач исполнительно-распорядительной деятельности;

2) их участниками могут быть разнообразные субъекты: органы государственного управления, предприятия, учреждения, граждане и др., чьи интересы связаны с осуществлением исполнительно-распорядительной деятельности;

3) обязательным субъектом должен быть орган государственного управления;

4) невозможность их возникновения без участия органа государственного управления (должностного лица) или в определенных законом случаях общественной организации, наделенной внешневластными полномочиями;

5) орган государственного управления или должностное лицо действует властно, распоряжаясь, т.е. реализуя принадлежащие ему полномочия государственно-властного характера;

6) они могут возникнуть по инициативе любой из сторон, но согласие второй стороны не является обязательным условием их возникновения; в тех случаях, когда такое согласие (желание) требуется, оно играет роль фактора, предшествующего возникновению административно-правового отношения, не имеющего, однако, правообразующего значения, т.е. оно превращается тем самым в самостоятельный юридический факт (договор).

Основанием возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений, так же как и всех других правовых отношений, являются юридические факты, т.е. такие факты, с которыми государство посредством норм права связывает возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. Юридические факты могут возникнуть в результате проявления воли людей (юридические действия), а также независимо от воли людей (юридические события), или неволевые юридические факты.

Волевые юридические факты по признаку соответствия или несоответствия порождающей их воли праву делятся на две группы: правомерные юридические факты (например, подача гражданином жалобы на незаконные действия должностного лица) и неправомерные юридические факты, или нарушения (например, нарушение гражданином паспортного режима).

Административно-правовые отношения порождаются, изменяются и прекращаются как волевыми (правомерными и неправомерными), так и неволевыми юридическими фактами. К волевым правомерным фактам относятся акты органов государства.

Индивидуальные акты органов государственного управления, в отличие от нормативных актов, порождают административно-правовые отношения непосредственно. Например, постановление Совета Министров Республики Беларусь о назначении гражданина на должность заместителя министра непосредственно порождает административно-правовые отношения между лицом, назначенным на эту должность, и иными работниками министерства: министром, начальниками главных управлений министерства и т.д.

К волевым неправомерным фактам, порождающим административно- правовые отношения, относятся незаконные действия или бездействие субъектов административного права. Круг этих фактов составляет дисциплинарные и административные проступки (например, опоздание служащего на работу).

Административно-правовые отношения порождаются также и неволевыми юридическими фактами. Например, смерть человека влечет возникновение административно-правовых отношений между органами ЗАГСа и лицами, на которых государством возложена обязанность заявлять о факте рождения, смерти.

Защита административно-правовых отношений состоит в обеспечении государством такого поведения субъектов административных отношений, которое отвечает требованиям административно-правовых норм. В подавляющем большинстве случаев административно-правовые отношения складываются в полном соответствии с этими требованиями в результате добровольного их выполнения субъектами административно-правовых отношений.





 

Читайте также:

Механизм административно-правового регулирования и его элементы

Правовая характеристика мер административного взыскания

Способы защиты прав граждан

Виды административных процедур

Контрольные полномочия законодательных органов государства в области государственного управления

Вернуться в оглавление: Административное право Беларуси

Просмотров: 2893

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 54.80.29.228