Характерной особенностью авиационной промышленности вообще, и авиадвигателестроительного производства в особенности, является большое количество и трудоемкость контрольных операций и технологических испытаний. Численность персонала контрольных служб достигает в этой отрасли 25..30% от численности основных рабочих по сравнению с 10..15% по машиностроению в целом. Контролю подлежат геометрические параметры деталей двигателя и их физико-механические характеристики - предел прочности, твердость, ударная вязкость, макро- и микроструктура, а также сплошность материала детали.
Объем и характер контрольных операцийДетали авиационной техники в соответствии со степенью их ответственности подвергаются различным видам контроля и испытаний. В зависимости от объема и характера этих испытаний деталь должна быть отнесена к одной из групп контроля, установленных отраслевым стандартом ОСТ 1.00021-78 “Группы контроля деталей, подвергаемый термической и химико-термической обработке”. Группу контроля детали назначает конструктор по согласованию с главным металлургом. Стандартом предусмотрены 6 групп контроля для деталей, подвергаемых термической обработке, и 2 группы контроля для деталей, подвергаемых химико-термической обработке. Таблица 1. Группы контроля деталей, подвергаемых термической обработке
Таблица 2. Группы контроля деталей, подвергаемых химико-термической обработке.
Примечание: обозначение Ц - для деталей, подвергаемых цементации, НЦ - нитроцементации, А - азотированию. |