double arrow

Монополистическая конкуренция

Это нечто среднее между монополией и конкуренцией. С одной стороны таких фирм много, поэтому можно говорить о конкуренции. С другой стороны, продукция каждой из них имеет свою «изюминку», уникальность или как определил американский экономист Э.Чемберлин (1899-1967), это конкуренция с дифференциацией продукции, то есть продукция таких фирм однородна, но не взаимозаменяемая, содержит свою особенность.

Сейчас экономисты выделяют четыре вида дифференциации продукта: местоположение фирмы; различия в качестве продукта; уровень обслуживания; имидж товаров (с помощью рекламы, упаковки, престижных магазинов).

У фирм есть некоторая власть над ценой. Когда они приручили к себе потребителей-продавцов, то могут и поднять цену. Это фирменные кафе и т.д.
Э. Чемберлин привлек внимание к тому, что отношения продавцов и покупателей зависят от характера продукта. Например, товары могут быть однородными, распространенными, уникальными.  На уникальные товары спрос неэластичен по цене, то есть не зависит от цены. Эта уникальность - одна из форм барьеров на пути фирм, желающих проникнуть в отрасль.

Читайте также:

Механизм взаимодействия спроса и предложения на рынке. Равновесная цена и ее значение

Валовый национальный продукт в процессе перераспределения. Показатель «чистого экономического благосостояния»

Монетаристская модель

Социальная политика государства

Классические модели экономического равновесияи экономической динамики

Вернуться в оглавление: Экономическая теория


Сейчас читают про: