Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram


Православие в России

В современном мире православие наиболее распространено в России. Также православие сохраняется в Сербии, в Черногории, в Румынии, в Болгарии и в ряде других стран.

Говоря о дохристианской Руси, следует подчеркнуть господство в обществе законов рода. Чёткие представления о самоценности человека, его жизни, индивидуальной чести отсутствовали, ибо любой индивид подчинялся роду, был частью рода и сам не мог мыслить себя вне рода. Идентификация человека, как правило, проходила через его принадлежность к определённому роду.

В дохристианской культуре Руси господствовало язычество. Было бы неверно сказать, что славяне в догосударственный период доброжелательно относились к христианству. Например, в 621 г. они в союзе с аварами осадили Константинополь с требованием отказаться от христианской веры. Однако, в целом, нападения славян на Византию носили грабительский характер. Территория в условиях отсутствия государственного сознания не рассматривалась славянами в качестве ценности, и, конечно, у русичей ещё не существовало принципа территориальной целостности государства. Наиболее известные походы славян на Византию прошли под руководством князей Олега и Игоря. Войной с Византией 967–971 гг. известен князь Святослав.

Впервые крещение на Руси прошло в Киеве в 867 г. по инициативе князей Аскольда и Дира, которые были свидетелями чуда во время похода на Константинополь. Однако первое крещение не получило широкой известности, и после захвата Киева Олегом в 882 г. язычество среди славян усилилось.

Вместе с тем у славян были представления о некой единой силе, законе, согласно которому живут все существа, включая людей и богов, – закон Роты. Это могло послужить существенной предпосылкой к принятию монотеистической религии.

Характеризуя связи славян с другими народами, уместно вспомнить византийцев, варягов, кочевников на востоке. Значительную роль в международных связях славян играл путь «из варяг в греки». Вероятно, что связи славян были гораздо более широкими, нежели принято считать. Например, имя древнерусского бога Сварога происходит от индийского слова сварга, которое состоит из двух элементов: сварнебо, свет и окончание – га, означающего хождение. Следовательно, сварга означает хождение по небу, или пребывание на небе. В санскритском языке слово свар происходит от глагола сурсветить, откуда происходит слово сурабог.

В 988 г. в Киеве, при князе Владимире, произошло крещение, принципиально изменившее всю духовную и материальную жизнь русских людей. Инициировала крещение на Руси государственная власть. Безусловно, в ментальности народа существовали предпосылки к принятию христианства, но достаточно важен факт того, что христианство на Руси было установлено государственной властью. После принятия христианства многие родовые, древние обычаи, например, восхождение жены на погребальный костёр мужа, стали изживаться. Именно в лоне христианской религии формировались такие черты русской культуры, как гуманизм, этикоцентризм.

Отношение к человеку стало определяться установкой, согласно которой он есть высшее творение Божье, «храм Божий» (Евангелие, 1-е послание Коринфянам, 3 : 17). В христианской Руси свидетельством о восприятии человека как существенной ценности может быть весьма редкое применение смертной казни, которая стала распространяться среди руссов только с приходом монголо-татар (1237–1480) и впервые правовую санкцию получила в Судебнике 1497 года. В принципе ещё в Судебнике Ярослава Мудрого в редких случаях допускалась смертная казнь, но на практике её почти никогда не применяли и ограничивали наказание уплатой штрафа в пользу князя. Для нас же важно то, что в конце Х века на Руси произошла трансформация понимания преступления, как явления общественной и индивидуальной жизни. Если в языческой среде убийство или воровство рассматривалось в качестве злодеяния против другого человека как отдельного субъекта, то христианство заставило взглянуть на преступление как на акт, направленный не только против своего ближнего, но и против души самого злоумышленника. С момента принятия христианства за преступные действия человек стал наказываться правосудием во имя Божие. Обратившись к «Поучению…» Владимира Мономаха, заметим такую установку: «Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его…». В данном случае мы видим принципиально иной подход к жизни любого индивида. Согласно христианству, каждая жизнь дорога, поскольку в ней человек обретает духовное спасение, и всякий миг бытия обладает существенной ценностью, ибо во всякое мгновение, даже если это и произошло перед самой кончиной человека, тот может чистосердечно раскаяться и обратиться к Богу. Убийство же лишает человека возможности покаяться и духовно исцелиться.

Отметим, что даже война, как явление государственной жизни, приобрела иной смысл. В языческой Руси войны носили часто грабительский характер, но после принятия христианства князь без нравственного обоснования цели войны не должен был её начинать. Конечно, междоусобицы князей не имели никакого морального обоснования, однако факт состоит в том, что с 988 года Русь в целом не устраивала грабительских походов против соседей, в частности Византии, а войны на юго-восточных и западных рубежах в основном преследовали решения задач по защите справедливости.

Поэтому-то для русского народа изначально были особенно важны и действенны такие человекообразующие качества, как доброта, целомудрие, порядочность, справедливость. В современной России эти качества, к сожалению, редко воспринимаются людьми как важнейшие ценности; ныне не столь уж часто люди руководствуется чувством духовно чистого, благородного и святого. До 1917 года посещение церкви для русского человека, будь то батрак или царь, являлось обязательным, поскольку он не представлял своей жизни вне церкви. Причём присутствие в церкви воспринималось как переживание праздника, поэтому люди, идя в церковь, одевали самые лучшие одежды.

Не менее значимым фактором было то, что христианство объединяло русских людей. Консолидация русского народа проходила не по родовому, не по этническому, не по гражданственному принципу, а по принципу религиозного вероисповедания.

Следует учесть то, что церковная власть стремилась влиять на светскую, вместе с тем сохраняя свою самостоятельность. В 1589 г. было введено патриаршество, которое просуществовало до 1703 г. В 1917 году в Советской России было восстановлено патриаршество, а первым Патриархом при советской власти стал Тихон.

Отметим, что христианство также повлияло и на развитие русского языка, в котором с принятием новой веры должны были выработаться понятия, отражающие христианские представления, соответствующие христианским нормам и принципам. Многие древнерусские слова в христианской среде несколько поменяли свои оттенки, частично – значение. Например, слово молиться, которое на языческой Руси означало приносить жертвы богам, говорить перед богами, или перед судом, в православной Руси стало означать разговор с Живым Богом. Само это слово происходит от санскритского слова мантр – говорить. Мантра (от слов манас – ум и траяпробуждение) – это особая симфония звуков, способствующая пробуждению. В современном языке молитва означает общение с Богом. Слово Бог происходит от санскритского б’агасчастье, блаженство.

Образ жизни русского человека в значительной мере формировался под влиянием христианских традиций, которые ориентировали русского человека на стремление к правде, на защиту собственного достоинства, своего Отечества. Ряд норм правовой культуры России был основан на православных традициях и неписанных установках, так, несмотря на то, что в Библии не пишется о вреде табакокурения, в Соборном Уложении (1649 год) за такой грех полагалось пороть розгами до смерти. Такая внешне жёсткая мера наказания объяснялась не только тем, что курение вредит здоровью человека и блокирует возможность рождения нормального потомства, но, прежде всего, тем, что при табакокурении нарушается образ божий в человеке, ибо дым изо рта, зловония есть атрибуты тёмных сил. Вместе с тем, по сравнению с законодательством западноевропейских стран, правовые нормы России отличались мягкостью. Так, если в Европе юродивых, бродяг и нищих подвергали жестоким преследованиям, то в России к ним относились с большой добротой.

Большинство русских людей до начала Первой мировой войны не имели представления об убийстве. В случае надобности убить ту или иную скотину, обычно звали человека из соседней деревни, поскольку обычно трудно было найти того, кто способен совершить убийство. В повести курского писателя Евгения Ивановича Носова «Усвятские шлемоносцы» неспособность русского человека к убийству отражена в 8-й главе. В повести люди, призванные на войну, были не в состоянии понять, как это – человека убить. Когда им участник Первой мировой войны рассказал, как он впервые убил, то слушающие содрогнулись от представленного. Ветеран отметил, что, после того, как застрелил немецкого солдата, три дня есть не мог, старался от людей подальше держаться, искал наиболее тяжёлой работы. Один из героев рассказа, послушав о войне, говорит: «По мне не умирать – убивать страшно».





 

Читайте также:

Общая типологизация культур

Общие особенности восточных культур

Особенности культуры Нового времени

Общие черты и предпосылки формирования культуры Средних веков

Направления буддизма

Вернуться в оглавление: КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Просмотров: 1624

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 54.145.71.49