Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации


Развитие теории и практики менеджмента

Прежде чем выделится в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

Переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т.п.) к их производству (производящая экономика) стал точкой отсчета в зарождении менеджмента.

Основные школы управления

Первых менеджеров в основном волновал вопрос об эффективности производства (технический подход). Свою деятельность они сосредотачивали на адаптации рабочих. В этих целях разрабатывался дизайн рабочих мест, изучались затраты времени на различные операции и т.п.

Самые первые исследования в области менеджмента  были сделаны «классической школой» (научного менеджмента, традиционной).

Главная заслуга Ф. Тейлора (1856 – 1915) состоит в том, что он как основатель школы «научного управления» разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих.
Благодаря разработки концепции научного управления, менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований.

Разновидностью классической школы управления является  «административная школа». Она занималась изучением вопросов роли и функции менеджмента. Одним из первых в разработки этой идеи был А. Файоли (1841-1925). Он разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в управлении организации, а также сделал другие разработки в области менеджмента.

Определенный прорыв  в области менеджмента, ознаменовался появлением  «школы человеческих отношений» (поведенческой школы), был сделан на рубеже 30-х гг. ХХ в. В ее основу положены достижения психологии и социологии. Поэтому в рамках этого учения в процессе управления предлагалось сосредотачивать на работнике, а не на его задании.

Р. Оуэн был реформатором менеджмента в том смысле, что он первым обратил внимание на людей. Его идея состоит в том, что фирма много времени тратит на уход за станками и машинами и мало заботится о людях. Поэтому вполне разумно тратить такое же время и на «уход» за людьми. Это внимание и забота о них, обеспечение благоприятных условий для отдыха и т.п. Тогда, вероятнее всего, «ремонт» людей не потребуется.

Родоначальником «школы человеческих отношений» принято считать Э. Мэйо.

Более поздние теории управления разработаны в основном представителями «количественной школы»,  часто называемой управленческой. Появление данной школы – следствие применения математики и компьютеров в управлении. Ее представители рассматривали управление, как логический процесс, который может быть выражен математически. Самые первые исследования в области менеджмента  были сделаны классической школой.

В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось в XIX в.





 

Читайте также:

Социально-психологические методы

Понятия «управление» и «менеджмент»

Свойства больших систем в менеджменте

Экономические и экономико-математические методы

Принципы менеджмента

Вернуться в оглавление: Менеджмент

Просмотров: 7625

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 54.145.223.197