Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram 500-летие Реформации


Нетарифное регулирование внешней торговли

Существующая международно-правовая система исключает возможность принятия односторонних мер по повышению или изменению таможенно-тарифных ставок. Для изменения тарифов требуются консультации на международном уровне. Длительный период проведения таких консультаций затрудняет быструю реакцию на ухудшение торгового баланса.

Стремление к возможности быстрого реагирования на изменяющиеся обстоятельства привело к разработке и применению одновременно с взиманием пошлин и других, близких к ним мер регулирования.

Импортные товары облагают специальными налогами и сборами, дополнительно к таможенным пошлинам. Таковы, например, гербовый сбор (Марокко, Ямайка), муниципальный сбор (Пакистан, Ливия, Иран, Турция), сбор на расширение национального экспорта (Аргентина, Нигерия) и т.д. В основном подобного рода сборы осуществляют развивающиеся страны.

В соответствии с классификацией ООН нетарифные барьеры делятся на три группы:

- меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определённых отраслей национального производства: квота (континенты), лицензии, компенсационные сборы, импортные депозиты, антидемпинговые и компенсационные пошлины;

- меры административного характера, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но приводящие к аналогичному результату: таможенные формальности, технические и санитарные стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п.

- прочие меры непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но действие, которых приводит именно к этому результату.

Приведем наиболее известные меры нетарифного регулирования внешней торговли экономического и административного характера.

Контингентирование – государственное регулирование внешней торговли, осуществляемое путём установки экспортных и импортных квот (контингентов). С помощью контингентирования в количественном или стоимостном выражении ограничивается или разрешается вывоз определённых товаров. Контингентирование обычно вводится на определённый период или в связи с каким-либо событием, например, проведением международной ярмарки. В случае установления квоты равной нулю имеет место эмбарго, т.е. запрет на импорт или экспорт. Тогда квота не является ограничением, а служит лишь способом контроля за движением того или иного товара. Квоты бывают экспортные и импортные.

В отношении экспорта квоты применяются реже, только в случае острого дефицита данного продукта в стране, а так же для достижения политических целей (дискриминационный характер). Импортные квоты применяются для защиты национального производства от иностранной конкуренции, для сокращения безработицы и т.п. Количественные ограничения дают возможность, жёстко фиксируя объём импорта, прогнозировать величину валютных расходов.

Отличие импортной квоты от импортной таможенной пошлины заключается в том, что в первом случае (квота) происходит замена рыночного механизма административным регулированием, в то время как во втором случае рыночный механизм лишь корректируется.

Квоты распределяются на основе лицензий. Лицензия – документ, в котором оговаривается размер квоты, её характер. Контингентирование, таким образом, является составным элементом лицензирования экспорта и импорта.

В России широко используется квотирование экспорта с целью сохранения товаров для потребления на внутреннем рынке.

Лицензии могут принимать различные формы: генеральные, индивидуальные, автоматические. Генеральная лицензия предоставляет право любому лицу в течение длительного времени ввозить товары либо без ограничения, либо только из указанных стран. Индивидуальные лицензии предоставляются обычно конкретной фирме с указанием объёма, времени и наименованием товара, разрешённого к ввозу. При автоматическом лицензировании государство постоянно контролирует и наблюдает за закупками, учитывает их объём и имеет при необходимости возможность быстро ограничить импорт. Например, в США ведётся наблюдение за импортом станков из Германии и Швейцарии, за всем импортом баранины; в Канаде ведётся наблюдение за поставками стали и т.д.

Эффективность индивидуальных лицензий определяется методом, с помощью которого распределяются лицензии. В мировой практике используются следующие методы: открытый конкурс, явное предпочтение, затратный метод. Наиболее эффективным признан открытый конкурс. Здесь лицензию получает фирма, имеющая возможность заплатить за право ввоза товара максимальную сумму. Тем не менее, метод открытых конкурсов применяется крайне редко. Более широко распространён метод явных предпочтений, когда государство закрепляет лицензии за фирмами, пользующимися определёнными особыми льготами. Как правило, это фирмы традиционно специализирующиеся на экспорте (импорте данного товара). Затратный метод распределения лицензий заключается в передаче их в зависимости от наличия производственных мощностей, количества рабочих. Это наименее эффективный метод.

Относительно новой формой количественных ограничений в странах запада стало „добровольное” ограничение экспорта поставщиками. Такая форма ограничения торговли лишь внешне представляется добровольной, а по существу она навязывает экспортёру под угрозой жёстких протекционистских санкций и направлена на сдерживание ввоза определённых товаров. К использованию подобных методов чаще всего прибегает США в отношении поставок из Японии. Страны ЕС принимают такие соглашения для поставок из Японии и развивающихся стран.

Среди стран которые „ добровольно” брали на себя обязательство об ограничении экспорта была и наша страна (СССР). В 1987 г государственный департамент США оказал давление на правительство тогда ещё СССР и добился ограничения экспорта хлопчатобумажного полотна с 60 млн. м до 3 млн. м в год. В результате последующих переговоров удалось постепенно увеличить размеры поставок до 23 млн. м в 1990 г, 24 млн. м в 1991г. и 26 млн. м в 1992 г.

„Добровольное” ограничение экспорта является особой разновидностью квот – количественных ограничений. Недостаток таких ограничений связан с тем, что экспортёры обычно стремятся осуществить отгрузку как можно раньше (пока санкций ещё нет). Те, кто успевает, получают высокие прибыли. Опоздавшие терпят убытки. Крупные экспортёры обычно оказываются в выигрыше по сравнению с мелкими. С целью избежать хаоса, который может наступить при таком квотировании, государство и выдаёт импортные лицензии.

Компенсационные сборы. Их величина равна разнице между относительно низкой ценой товара за границей и его относительно высокой ценой на внутреннем рынке. Назначение компенсационных сборов: оградить внутренние цены от колебаний вслед за мировыми. Компенсационные сборы используются вместо тарифов или вместе с ними. Отличие компенсационных сборов от импортных таможенных пошлин:

- компенсационные сборы изменяются на величину изменения мировых цен, очень гибкие (величина тарифов постоянна в период времени их действия);

- величина компенсационного сбора зависит от внутренней цены, а тариф наоборот определяет внутреннюю цену, (компенсационный сбор является функцией внутренней цены, которая в свою очередь является функцией тарифа).

Следующий метод нетарифного регулирования – импортные депозиты. Импортные депозиты обуславливают импорт взносом определенных сумм на специальный счёт в некоторой пропорции к стоимости импорта. Через определённое время эти сумы возвращаются без какой-либо процентной компенсации. Для импортёра это приводит к дополнительным затратам, так как обычно приходится брать кредит для депозита. Стремление компенсировать дополнительные затраты приводит к росту цен на импортируемые товары, а в конечном счёте к сокращению спроса, а соответственно и объёма импорта. Импортные депозиты применяются для улучшения ситуации в платёжном балансе посредством сокращения импорта.

В качестве технических барьеров могут использоваться в первую очередь охрана здоровья и окружающей среды. Учёт последних ведёт к повышению требований к импортируемым товарам. В результате импортёр должен вносить соответствующие изменения в продукцию, предназначенную для импорта, предоставлять сертификат качества и т.д.





 

Читайте также:

РФ в системе мирохозяйственных связей

Вопросы для самопроверки

Авансовые платежи. Расчеты в кредит

Сущность международного разделения труда

Национальные и мировая валютные системы

Вернуться в оглавление: МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Просмотров: 2255

 
 

54.144.6.40 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.