Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram 500-летие Реформации

Загрузка...

Брьеры в процессе общения | Мотивы поведения человека

Общение - намеренное влияние и воздействие на поведение, состояние, установки партнера. При общении происходит обмен информацией, взаимовлияние, взаимооценка,  сопереживание, формирование убеждений, взглядов, характера, интеллекта.

Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Ведь у партнеров по общению часто разные,  а нередко и противоположные желания, стремления, установки, характеры, манеры общения, разное самочувствие.

Чтобы успешно преодолевать такие психологические барьеры, следует вооружиться элементарными знаниями о сущности потребностей, характеров, установок. Чтобы  разобраться, в чем же причина межличностных столкновений,  придется коснуться такого сложного психологического понятия, как потребность. Дело в том, что за любым поступком человека всегда кроются определенные цели, желания, а за конфликтом - столкновение несовместимых желаний партнеров по общению, когда удовлетворение стремлений одной стороны грозит ущемлением интересов другой. Подчеркнем, если препятствия к удовлетворению разнообразных желаний - истоки,  первопричина конфликтов, то "тяжелый характер", плохое самочувствие, настроение, незнание психологии человека и дефекты техники общения - их предрасполагающие и провоцирующие факторы, катализаторы. Именно они определяют, как скоро конфликт грянет и насколько он будет длительным и резким по форме.
Под потребностями подразумевают стремление к тем условиям, без которых невозможно поддерживать свое нормальное физическое и психическое состояние. Потребность -  осознаваемое и переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Осознанные потребности - это желания. Их человек может сформулировать, для реализации их он намечает план действий. Чем сильнее желание, тем энергичнее стремление преодолеть преграды на его пути. Давайте задумаемся, как много желаний переполняет каждого из нас! И все они толкают нас на те или иные действия или поступки.  Препятствия на пути их удовлетворения становятся причиной межличностных столкновений, особенно, если сталкиваются важные потребности и желания.

Выделяют классификацию потребностей

1) первичные  витальные (врожденные, биологические) потребности:  в пище, воде, сне-отдыхе, потребность в самозащите,  родительские потребности, сексуальные потребности. Эти естественные потребности имеют общественно-личный характер, что находит свое выражение в том, что даже для удовлетворения узколичных потребностей (в пище) используются результаты общественного труда и применяются исторически сложившиеся в данной общественной среде способы и приемы,  т.е. все потребности социальны по способу удовлетворения; 

2) культурные, приобретенные потребности имеют общественный характер по природе своего происхождения, они формируются под влиянием воспитания в обществе. Среди культурных потребностей выделяют материальные и духовные потребности. К духовным относят потребность в общении, потребности в эмоциональном тепле, уважении, познавательные потребности, потребности в деятельности, эстетические потребности, потребность осознать смысл своей жизни. Даже не найдя ответа на этот вопрос, мы своей деятельностью доказываем, что имеем определенные цели, которым отдаем свою энергию, знание, здоровье. Тот, кто не знает, ради чего и кого он живет, не удовлетворен судьбой.
Но недостаточно понять причины неудовлетворения  желаний. Важно осознать, адекватные ли действия предпринимал человек, чтобы добиться своего. Чаще всего разочарование постигает тех, кто ставит перед собой нереальные,  недостижимые по объективным и субъективным причинам задачи.

Потеря интереса к работе, а тем более изначальное его отсутствие - один из факторов, приводящих человека к нервозности и конфликтам. Попробуйте спросить кого-либо, как он относится к своей работе. Ответы могут быть разные: "очень люблю", " в целом нравится, но не все в ней устраивает", "она мне безразлична", "терпеть не могу при первой же возможности уйду". И если спросить, устает ли он на работе и как быстро восстанавливаются его силы, то вы убедитесь, что, при одних и тех же затратах энергии,  степень утомляемости зависит от эмоционального отношения к работе. Чем интереснее работа, тем меньше усталость, раздраженность, тем быстрее восстанавливаются силы и душевное равновесие.
Безразличное, а тем более отрицательное отношение к работе вызывает у человека отрицательные эмоции, даже вспышки агрессивности, и, придя домой, он не может расслабиться, позабыть неприятности, в результате усталость сохраняется до утра, а там снова на работу. Причина нервозности и конфликтности такого человека в том, что не удовлетворяются его потребности в интересной работе.

За любыми поступками, конфликтами всегда кроются определенные причины. Понять их - значит понять человека.

Мотивы поведения человека и цели поведения могут  не  совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой,  руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив - почему он к этому стремится.

Мотив имеет сложную внутреннюю структуру

1) с  возникновением потребности, нужды в чем-то, сопровождаемой эмоциональным беспокойством, неудовольствием начинается мотив;

2) осознание мотива ступенчато: вначале осознается, в чем причина эмоционального неудовольствия, что необходимо человеку для существования в данный момент, затем осознается объект, который отвечает данной потребности и может ее удовлетворить (формируется желание), позже осознается, каким образом, с помощью каких действий  возможно достичь желаемого; и

3) реализуется энергетический компонент мотива в реальных поступках.
Мотив может быть неосознанным, если осознание  потребности не вполне соответствует подлинной нужде,  вызывающей неудовлетворение, т.е. человек не знает подлинной причины своего поведения. К неосознанным мотивам относят:  влечение, гипнотические внушения, установки, фрустрационные состояния.

Влечение - недостаточно отчетливо осознанная потребность, когда человеку не ясно, что влечет его, каковы его цели, что он хочет. Влечение - это этап формирования мотивов поведения  человека. Неосознанность влечений преходящая, т.е. потребность, в них представленная, либо угасает, либо осознается.

Гипнотические внушения могут оставаться неосознанными длительное время, но они носят искусственный характер,  сформированы "извне". А установки и фрустрации возникают естественным путем, оставаясь неосознанными, определяют поведение человека во многих ситуациях.

"Человек - сумма своего прошлого опыта", - говорил У. Фолкнер. Действительно, прошлый опыт незаметно, неосознанно подготавливает человека реагировать именно так,  а не иначе. Например, Шура Балаганов - известный персонаж из книги "Золотой теленок" Ильфа и Петрова - даже став обладателем 50 тысяч рублей, не смог удержаться, чтобы не украсть в трамвае грошовую дамскую сумочку, в которой был 1 р. 70 к. "Что это такое? Ведь я машинально", - шептал он ошеломленно, когда его окружили негодующие пассажиры.

В этом примере речь идет о действиях, обусловленных  установкой, т.е. сформировавшейся в человеке неосознанной готовностью к определенному поведению, готовностью положительно или отрицательно реагировать на те или иные события, факты. Установка проявляется привычными суждениями, представлениями, поступками. Однажды выработанная, она остается на более или менее длительное время. Установки как неосознанная готовность воспринимать окружающее под определенным углом зрения и реагировать определенным,  заранее сформировавшимся образом, без полного объективного анализа конкретной ситуации, формируются как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей. Например, в эксперименте двум группам показали фотографию молодого человека, одну группу предупредили,  что они увидят портрет героя, а другой группе сказали,  что на ней изображен преступник. Оказалось, что люди целиком находятся во власти установки: - "Этот зверюга понять что-то хочет. Стандартный бандитский подбородок,  мешки под глазами, очень злой взгляд. Неопрятно одетый,  непричесанный, опустившийся человек".

Совсем по-другому увидели то же лицо испытуемые,  которые считали, что перед ними изображение героя: - "Лицо волевое, мужественное, с правильными чертами.  Взгляд очень выразительный. Волосы всклокочены, не брит. Видимо это герой какой-то схватки, хотя у него и не военная форма..." Таким образом, наше восприятие другого человека зависит от установки.

Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к формированию установок, полезных для человека и для общества. Уже  в раннем детстве родители сознательно и бессознательно формируют образцы поведения, установки и к тому возрасту, когда мы начинаем себя осознавать, мы находим у себя в психике массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние и на усвоение новой информации, и на отношение к окружающему.

Установки могут быть отрицательными и положительными в зависимости от того, отрицательно или положительно готовы мы отнестись к тому или иному человеку, явлению. Такие отрицательные предвзятые закрепившиеся взгляды ("все люди - эгоисты, все учителя - формалисты, все торговые работники - нечестные люди") могут упорно сопротивляться  объективному пониманию поступков реальных людей. Восприятие одного и того же явления различными людьми может быть разным. Это зависит от их индивидуальных установок. Поэтому нет ничего удивительного в том, что не всякая фраза понимается одинаково. В беседе отрицательная установка может быть направлена на:
1) личность самого собеседника (если бы то же самое говорил кто-то другой, это бы воспринималось совсем иначе),
2) на суть беседы ("не могу в это поверить", "так говорить недопустимо"),
3) на обстоятельства разговора ("сейчас не время и здесь не место для подобных обсуждений"). Если вы считаете, что то или иное ваше предложение может быть незаслуженно отвергнуто партнером по общению, постарайтесь сформировать у него положительную установку до того, как он выскажет свое мнение. Для этого должны быть подготовлены и представлены убедительные факты, обоснования в пользу вашего предложения.

Фрустрационные состояния, возникающие в результате  фрустраций могут вызывать существенные изменения в мотивации человека, побуждая его быть агрессивно-завистливым обвинителем всех и каждого (не осознавая этого и не понимая,  почему он так реагирует), либо побуждая человека чувствовать себя во всем виноватым, никчемным, лишним, неполноценным ("регрессивная фрустрация, самообвинение).  Фрустрированность человека, степень выраженности его фрустрационного состояния выступает как  мощный  неосознанный фактор, побуждающий человека к определенным устойчивым формам реагирования в разнообразных  ситуациях. Фрустрированность может увеличиваться, если человек сталкивается с ситуациями, в которых возникают непреодолимые препятствия к  достижению  цели:
1) нехватка внешних  средств или внутренних способностей для достижения цели; 
2) потери и лишения, которые исправить невозможно (например, сгорел дом, умер любимый человек);
3) конфликты (внешние конфликты с какими-то людьми, которые не дают возможности человеку достичь желаемой цели, либо внутренние конфликты самого человека между разными желаниями, чувствами, моральными убеждениями не позволяют ему принять решение и достичь цели). Фрустрированность возрастает, накапливается, если человек не стремится овладеть методами самоуправления, саморегуляции, приемами восстановления  змоционального  равновесия.





 

Читайте также:

Фрейдизм и психоанализ

Гуманистическая теория личности маслоу

Конституционные типологии темперамента | Клинические типологии

Единство мира и проблема психики

Профессионально-этнические принципы и психометрические основы психодиагностики

Вернуться в оглавление: Психология

Просмотров: 7980

 
 

54.92.186.20 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.