Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram


Из истории становления психологии как науки

Понятие «психология», как чаще всего указывают ис­точники, впервые появляется в 1590 г. в трудах немецкого богослова Гоклениуса; в научный язык его впервые ввел в 30-х годах XVIII века немецкий ученый Христиан Вольф (1679—1754), автор книг «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология». Это, разумеется, не означа­ло, что размышления о душе, а тем более представления о ней возникли лишь с появлением понятия «психоло­гия» — равно как и то, что с появлением трудов Вольфа психология обрела научный статус.

Немецкий психолог Герман Эббингауз (1850—1909), один из пионеров экспериментальной психологии, выска­зал кажущуюся парадоксальной мысль, часто цитируемую в различных психологических изданиях: «У психологии краткая история, но долгое прошлое».

Действительно, размышления о душе мы можем найти у философов глубокой древности (а то или иное ее виде­ние — без обсуждения и аргументации — в мифологиче­ских и религиозных представлениях различных народов, в том числе тех, кто никогда философии не знали). В этом смысле психология действительно имеет давнее прошлое; наукой же — в том смысле, который мы обсуждали выше — она стала сравнительно недавно, в конце XIX века; рубеж­ной датой принято считать 1879 г., когда немецкий фило­соф, психолог, физиолог, врач Вильгельм Вундт (1832—1920) открыл в Лейпциге первую в мире экспери­ментальную психологическую лабораторию, а затем на ее основе — психологический институт, где проводились ис­следования и где в различной форме прошли подготовку многие выдающиеся психологи мира.

Создание института означало выделение психологии в самостоятельную науку (до того она считалась частью фи­лософии), а введение в психологию эксперимента означа­ло обретение ею метода, сопоставимого с методами наук естественных (которые в ту пору, собственно, и считались чаще всего науками в полном смысле). Был некий пара­докс в том, что Вундт, философ-идеалист, пытался приме­нить к душе методы исследования, близкие к тем, что при­няты в физиологии (он и называл свою эксперименталь­ную психологию физиологической), что вызвало как при­знание многих ученых, так и сопротивление со стороны других; это парадокс, характерный — в различных вариан­тах — для дальнейшего развития психологии, остро обсуж­дается и до сей поры. Но, так или иначе, научная психоло­гия родилась как дитя философии и экспериментальной физиологии.

Однако психология как наука возникла на основе мно­говековых размышлений о душе, переработанных Вунд-том и его современниками, а в дальнейшем.многообразно изменялась: современная психология уже совсем не похо­жа на ту, какой она была при рождении.

Отследим вкратце, как менялась психология, начиная сее давнего прошлого — как менялся ее предмет и методы. Начнем с древнегреческой философии V—IV вв. до на­шей эры, где зарождалась психологическая мысль — еще не в рамках науки.

Для античных авторов душа выступала как нечто от­ветственное за жизнь и связанные с ней явления — движе­ние, питание и др., как «начало живых существ», авторы эти, однако, расходились по многим вопросам, в особен­ности относительно того, является ли душа особой сущно­стью, отдельной от тела, как бы вселяющейся в него, или же она с телом неразрывно связана, являясь его функцией.

В связи сэтим по-разному ре­шались вопросы относительно ее происхождения, смертно­сти, соотношения частей и др. Е. Е. Соколова выделяет три основных подхода, наиболее важных сточки зрения разви­тия психологической мысли. Они связаны с именами троих величайших античных фи­лософов V—IV вв. до нашей эры —Демокрита, Платона и Аристотеля.

Демокрит считается наиболее ярким представителем античного материализма; Платон — так называемого объ­ективного идеализма (то есть философской позиции, со-

54 .

Соколова Елена Евгеньевна — кандидат психологических наук, преподаватель факульте­та психологии МГУ, один из ведущих специалистов в обла­сти истории психологии и ис­торической психологии.

гласно которой материальный мир вторичен по отноше­нию к породившему его мировому разуму); Аристотельже, в своих воззрениях сочетал ту и другую позиции.

Несмотря на то, что многие (в том числе и помимо на­званных) древнегреческие философы рассуждали о душе, «отцом психологии» считается Аристотель (384—322 гг. до нашей эры), написавший первое в истории крупное про­изведение, специально посвященное философским раз­мышлениям о душе — трактат «О душе». Представление о душе как о сущности живого телана многие годы вошло как основное в те философские размышления, которые мы называем психологическими (хотя слова «психология», напомним, не было ни в античности, ни на протяжении большей части средневековья). В античности складывает­ся исторически первый предмет психологических размышле­нийдушакак то, что отличает живое от неживого (не случайно мы и теперь в обыденном языке пользуемся в близком значении словами «одушевленное» и «неодушев­ленное»). При этом при помощи понятия «душа» описы­вались и объяснялись в том числе и те явления, которые современная наука не рассматривает как психические — например, физиологические процессы. Говорить о специ­фических методах исследования души на этом этапе не­возможно — собственно, вопрос о методах исследования тогда и не ставился; рассуждения авторов, разумеется, основывались на наблюдениях, но то были наблюдения, близкие к тем, что мы называем житейскими.

Новые представления о предмете психологии были сформулированы в XVII в. нашей эры, то есть через два ты­сячелетия после возникновения описанных идей антич­ных философов, уже после возникновения самого поня­тия «психология». Этим — исторически вторым — предме­том становится сознание,понимавшееся тогда как зна­ние души о себе самой. Тогда же психология начинает основываться на эмпирике, то есть на опытном (а не толь­ко теоретическом) знании и постепенно обретает свой первый метод — интроспекцию,то есть специально орга­низованное самонаблюдение психолога.

Ключевой фигурой в этом плане является француз­ский философ Рене Декарт (1596—650), полагавший, что существуют две субстанции (то есть первоосновы мира) телесная, свойством которой является протяженность, и душа, свойством которой является мышление.

Телесные явления, с его точки зрения, даны нам не не­посредственно, а через их осознание, тогда как душевные явления и являются моментами сознания как такового. К примеру, нам непосредственно даны не ощущения, а мыс­ли об ощущениях, то есть идеи; идеи и составляют мир ду­шевных явлений. Как легко понять, душа, по мысли Де­карта, принадлежит только мыслящим существам, то есть людям; животные же — не более чем своеобразные живые машины, действующие на основе принципов механики (кстати, именно Декарт обосновал идею рефлекторной дуги и часто именуется «отцом физиологической психоло­гии»); животные способны к ощущениям, но не понима­ют, что они ощущают. Итак, душа оказалась приравнен­ной к сознанию, к тому, что непосредственно осознает че­ловек. В этой логике единственным методом исследова­ния души может выступать «взгляд внутрь себя», отслежи­вание жизни собственных идей, своего внутреннего мира — то есть интроспекция. Такое понимание души и метода ее исследования сохранялось в психологии как ве­дущее до начала XX в., когда — об этом речь ниже — психо­логия переосмыслила свой предмет. Психология в основ­ном развивалась в это время в русле так называемого ассо-цианизма;этим понятием обозначаются достаточно раз­ные психологические течения, общим для которых, одна­ко, выступило признание принципа ассоциации (отсюда и название) как основного при объяснении явлений созна­ния. Термин ассоциация был введен в XVII в. английским философом и педагогом Джоном Локком (1632—1704) и происходит от латинского associo — соединять; им обозна­чалась такая связь двух идей, при которой актуализация одной из них приводит к актуализации другой (примерно в этом смысле мы пользуемся понятием ассоциация в обы­денной речи, говоря, что «вспомнили что-то по ассоциа­ции»). Сам Локк не считал этот принцип основным, одна­ко позже, как уже сказано, на его основе старались объяс­нять все явления сознания. Ассоцианистов в большинстве объединяло признание нескольких основных положений, из которых выделим следующие:

1. Как уже говорилось, душа понималась как созна­ние;

2. Считалось, что сознание в основе своей состоитиз простых элементов,своеобразных «атомов», кото­рые, объединяясь, образуют более сложные;

3. Исследовать сознание возможно только при помо­щи интроспекции;

4. Предметом изучения выступало только индивидуаль­ноесознание, индивидуальный внутренний мир — то есть в те времена психология не изучала, напри­мер, взаимоотношений между людьми, особенности человеческих сообществ и пр.

В последней трети XIX в. в психологии начались неко­торые — и весьма серьезные — изменения. Под влиянием разработанных в XIX в. новых философских концепций, достижений естественных наук (особенно общей биоло­гии и физиологии) и наук гуманитарных (к примеру, в се­редине XIX в. были заложены основы социологии) психо­логия, оставаясь по большей части на позициях ассоциа-низма, стала отчасти «впускать в себя» новые идеи и прин­ципы.

Предметом психологии в целом выступает сознание, но именно в это время возникает лаборатория, а потом — институт, основанные В. Вундтом, который ввел в психо­логию некоторые принципы физиологического исследо­вания, а именно метод эксперимента,предполагающий специальную организацию условий, позволяющих иссле­довать явление (для Вундта, правда, эксперимент был не основным методом, а способом совершенствования инт­роспекции).

Как одно из важнейших событий выделим создание психодиагностических методов и изучение на этой основе индивидуальных различий английским ученым Фрэнси­сом Гальтоном (1822— 1911) и разработку его сотрудника­ми начал статистической обработки данных.

Отметим и еще некоторые тенденции в психологии по­следней трети XIX века. Австрийский психолог и философ Франц Брентано (1838—1917) рассматривал сознание как строящееся не из содержания (образов, идей), а из актов (суждений, представлений, оценок), отстаивая идею ак­тивной направленности (интенциональности) сознания; американский психолог и философ Уильям Джеймс

1 Ученик Ф. Гальтона Дж. Кеттелл назвал их известным Вам термином «тесты».

(1842—1910) создает теорию «потока сознания», в которой обосновывается идея о целостности и динамичности со­знания и о его адаптивной функции, а кроме того, заложил основы психологии личности. Важно, что психология об­ращается к новым для себя пространствам; постепенно за­рождаются отрасли психологии, в том числе некоторые прикладные.

Отметим при этом, что психологическими проблема­ми интересуются не только философы и психологи, но и представители естественных наук — Чарльз Дарвин, влия­ние чьих идей испытало множество психологических школ и направлений; непосредственно к психологии об­ращены размышления и исследования гениального рус­ского физиолога Ивана Михайловича Сеченова (1829—1905), показавшего рефлекторный характер психи­ческих явлений.

Как Вы, вероятно, поняли, психология начинает как бы дробиться, дифференцироваться; не случайно этот пе­риод ее развития многие рассматривают как «скрытый кри­зис»— в целом, напомним, она остается на позициях ас-социанизма, но внутри нее происходят сложные процес­сы, подготовившие следую­щий этап ее развития.

Ситуацию в психологии в первой трети XX века часто называют «открытым кризи­сом»(это понятие предложил П. Я. Гальперин); имеется в виду, что в психологии появляется множество новых на­правлений, предлагающих свое понимание предмета, мето­дов, объяснительных принципов психологической науки.

Впрочем, кризис в данном случае необязательно пони­мать как нечто негативное — да, с одной стороны, психо­логия утрачивает то условное единство, которым облада­ла, но, с другой стороны, обилие новых и несходных идей можно рассматривать и как расцвет психологии. Важно и то, что некоторые новые психологические теории рожда­лись не из философских размышлений как таковых и не в недрах исследовательских лабораторий, а в попытках ос­мыслить явления, обнаруженные в практической работе, прежде всего в практике психотерапевтической помощи.

Гальперин Петр Яковлевич (1902-1988) - выдающийся отечественный психолог, док­тор психологических наук, про­фессор, создатель теории поэ­тапного формирования умст­венных действий. Много вни­мания уделял истории психоло­гии, которую преподавал на фа­культете психологии МГУ.

В период «открытого кризиса» сформировалось доста­точно много направлений, и здесь не место их подробно рассматривать — это будет предметом обсуждения в иных курсах, с которыми Вы встретитесь в последующем изуче­нии психологии. Однако основные из них — те, что в наи­большей степени повлияли на современную психоло­гию — кратко осветим. Подчеркнем, что речь здесь пойдет именно о теориях — практические приложения этих на­правлений будут освещены в дальнейшем.

Начнем с направления, называемого психоанализ,и рассмотрим как непосредственно эту теорию, так и ее важ­нейшие дериваты (производные), то есть теории, истори­чески с психоанализом связанные, но в силу различных обстоятельств отошедшие от него. Психоанализ и теории, с ним связанные, как раз и представляют значительную часть той группы теорий, которые формировались внутри психотерапевтической практики, и это накладывает на них особый отпечаток — несмотря на то, что воснове классического психоанализа лежит естественнонаучная картина мира, методы исследования впсихоанализе не подчиняются типичной схеме естественнонаучного ис­следования. Впрочем, по порядку.





 

Читайте также:

Профессиональная деятельность психолога

Важнейшие требования к личности практического психолога

Теоретические представления, разработанные в Санкт-Петербургской психологической школе

Общее представление о групповой психотерапии

Психодиагностика как одно из направлений деятельности практического психолога

Вернуться в оглавление: Введение в профессию «психолог»

Просмотров: 1788

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 54.198.143.223