Структура процесса планирования

Стратегическое (от греч. strategos — искусство генерала) планирование — расширенная версия процесса выработки и реализации планов — имеет ряд основных этапов:

  1. определение миссии организации;
  2. формулировка целей организации, конкретизирующих миссию;
  3. анализ внешней среды;
  4. внутриорганизационная диагностика (управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации);
  5. изучение стратегических альтернатив;
  6. выбор стратегии;
  7. реализация стратегии;
  8. контроль и оценка эффективности реализации стратегии.

После определения миссии и формулировки ее целей реализуется этап анализа и оценки внешнеорганизационной среды. Здесь решаются три задачи:

  1. выявляются особенности внешнего окружения, вызвавшие необходимость выработки новой стратегии;
  2. определяются негативные внешние факторы, угрожающие реализации стратегии;
  3. определяются позитивные внешние факторы, способствующие реализации формулируемой стратегии.

Внешняя среда подразделяется на сферы непосредственного и косвенного действия. Факторы, входящие в их состав, называются ключевыми переменными планирования. На данном этапе им уделяется основное внимание. В процессе стратегического планирования первенство принадлежит глобальным факторам среды «косвенного» воздействия: экономическим, политическим, рыночным, технологическим, международным, конкурентным, социальным.

Этап управленческого обследования направлен на определение внутренних резервов и особенностей организации. Он требует диагностики по пяти главным сферам: маркетинговые, финансовые, технологические исследования, оценка человеческих ресурсов и состояния культуры организации. Переходным звеном от этапа диагностики к следующему — этапу изучения стратегических альтернатив — является формулировка системы плановых предположений.

Выделяют четыре основных типа стратегических альтернатив: стратегии ограниченного роста, роста, сокращения и комбинированная стратегия развития.

Последние три этапа общего процесса стратегического планирования (выбор, реализация стратегии и оценка ее эффективности) во многом подобны трем другим управленческим функциям: принятия решения, организации управления, оценки и контроля.

Читайте также:

Организационные факторы управленческих решений

Основные виды и типы прогнозирования в управленческой деятельности

Функции руководителя при работе с персоналом

Нормативная структура процесса принятия управленческого решения

Перцептивные процессы. Понятие и определение

Вернуться в оглавление: психология менеджмента


double arrow
Сейчас читают про: