Заключение. Становление полиса, рождение философии — весьма тесные связи между этими явлениями объясняют возникновение рациональной мысли

Становление полиса, рождение философии — весьма тесные связи между этими явлениями объясняют возникновение рациональной мысли, истоки которой восходят к социальным структурам и складу мышления, присущим греческому полису. Включенная таким образом в человеческую историю, философия утрачивает характер откровения, который подчас приписывали ей, чествуя в молодой науке ионийцев вневременной разум, начавший воплощаться во времени. Милетская школа не была свидетельницей рождения разума вообще; она создала один из видов разума, некоторую первоначальную форму рациональности. Этот греческий разум не является экспериментальным разумом современной науки, который ориентирован на исследование физической среды. Методы, интеллектуальные средства и понятийный аппарат, выработанные в течение последних веков в результате кропотливых и непрестанных усилий, направлены именно на познание и покорение Природы. Аристотелевское же определение человека как «политического животного» подчеркивает именно отличие греческого разума от современного. Если homo sapiens — разумный человек — был в глазах греков homo politicus — политическим человеком, то это значит, что разум сам по себе, по своей сути, является политическим.

И действительно, в Греции разум с самого начала получил свое выражение, конституировался и сформировался именно в политическом плане. Социальный опыт стал у греков предметом позитивного размышления, ибо в полисе он подлежал публичным дебатам, аргументированному обсуждению. Закат мифа можно датировать с того момента, когда греческие мудрецы стали обсуждать социальный строй, попытались определить его суть, объяснить его в формулах, доступных пониманию человека, использовать для этой цели количественные представления числа и меры. Таким образом возникла и определилась собственно политическая мысль, чуждая религии, имеющая свой словарь, понятия, принципы, теоретические положения. Эта мысль наложила глубокий отпечаток на умонастроение античного человека. Она характеризует цивилизацию, которая на протяжении всего своего существования не переставала рассматривать общественную жизнь как кульминацию человеческой деятельности. Для грека человек неотделим от гражданина; размышление (phronësis) является привилегией свободных людей, которые взаимосвязанно проявляют свой разум и осуществляют свои гражданские права и обязанности. Кроме того, осознавая себя гражданином, человек одновременно ориентирует и формирует свою деятельность в других областях. Зародившаяся в Милете философия глубоко укоренилась в этой политической мысли, фундаментальные интересы которой она выражала и у которой она частично заимствовала свой словарь. Но эта зависимость продолжалась недолго. Начиная с Парменида философия находит свой собственный путь, исследует новую область, ставит проблемы, присущие только ей. В отличие от милетцев, отвечающих на вопросы: что есть порядок, как он образуется и как он поддерживается, теперь философы пытаются установить, какова природа бытия и познания, каковы их отношения. Так греки внесли новое измерение в историю человеческой мысли. Для разрешения теоретических трудностей — «апорий»,— порожденных собственным прогрессом, философия постепенно выковывает свой язык, вырабатывает свои понятия, создает логику, строит собственную рациональность. Но при решении этой задачи она не стремилась к наблюдениям над явлениями природы, не производила экспериментов. Даже само понятие экспериментирования осталось для нее чуждым. Она строила математику, не пытаясь применить ее к изучению природы. Между математикой и физикой, вычислением и опытом отсутствовала та взаимозависимость, которая, как мы видели, изначально соединяла геометрию и политику. Если греческая мысль внесла в социальный мир категории меры и числа, то природа как таковая представляла для нее скорее область приблизительного, к которой не применимы ни точный расчет, ни строгое рассуждение. Греческий разум формировался не столько в ходе обращения людей с объектами, сколько во взаимоотношениях самих людей. Он развивался не столько в связи с техникой, посредством которой воздействуют на внешний мир, сколько благодаря технике, которая воздействует на других и основным средством которой служит язык, а именно: политике, риторике, дидактике. Иначе говоря, греческий разум был устремлен на воспитание, совершенствование и образование людей, а не на преобразование природы. Во всех своих достоинствах и недостатках он — дитя полиса.

Примечания

Введение

' Аэдами называли раннегреческих поэтов, певших или декламировавших под аккомпанемент лиры.— Прим. ред.

2 N i l s s о n M. P. The Minoan-mycenaean religion and its survival in greeck religion, 2-е ed., Lund, 1950; Picard Ch. Les religions préhelléniques. P., 1948, & La formation du polythéisme hellénique et les récents problèmes relatifs au linéaire B. In: Eléments orientaux dans la religion grecque ancienne. Paris, 1960, p. 163—177; Carratelli G. P. Riflessi di cuiti micenei nelle tabelle di Cnosso a Pilo. In: Studi in onore de U. E. Paoli, Firenze, 1955, p. 1—16; S t e 11 a L. A. La religione greca nei testi micenei. In: Numen, S, 1958, p. 18—57.

Глава первая

' Ср.: W о о 11 e у L. A forgotten Kingdom. London, 1953; Parrot A. Mission archéologique de Mari, II. Paris, 1958.

2 Артур Джон Эванс (1851—1941) —английский археолог, известный своими раскопками на острове Крит, производившимися (с перерывом) с 1893 по 1920-е гг. — Прим. ред.

3 Гомер. Илиада, V, 550. M., I960 {перевод H. И. Гнедича). Дардания—древний город в Малой Азии, на берегу Геллеспонта, якобы основанный Дарданом. В историческое время этот город не существовал.— Прим. ред.

4 Ср.: Schachermeyr F. Poseidon und die Entstehung des Griechischen Götterglaubens. Bern, 1948.

'Страбон. География, X, 483. M., 1964; ср.: G e r n e t L. Droit et prédroit en Grèce ancienne. L'Année Sociologique, 1951, p. 389 sq.

6 С h i l d e V. G. The down of european civilization. 6-e ed. London, 1957; L o r i m e r H. L. Homer and the monuments. London, 1950; Severyns A. Grèce et Proche-Orient avant Homère. Bruxelles, 1960; Dow S. Thé greeks in thé bronze âge. In: Rapports du XI Congrès international des scienes historiques, 2, Antiquité. Uppsala, 1960, p. 1—34; Page D. L. History and homeric Iliad. Berkeley and Los Angeles, 1959; The Aegean and the Near East, Studies presented to Hetty Goldman. New york, 1956.

Глава вторая

1 Ср.: G urne у О. R. The Hittites. London, 1952. 'Pendlebury J.D. S. A handbook to the Palace of Minos, Knossos with its dependencies. London, 1954; Mylonas G.E. Ancient Mycenae. London, 1957.

3 Ср. противопоставление ktèmaia — имущества, которое приобретено частным лицом и которым оно (лицо) может распоряжаться по своему усмотрению (например, своей долей добычи), и patröa — благ, являющихся семейным достоянием и потому неотчуждаемых.

4 Ср.: Lejeune M. Prêtres et prêtresses dans les documents mycéniens. In: Hommage à Georges Dumézil. Latomus, 45, p. 129—139.

5 Гомер. Одиссея, XIX, 179. M., 1958 (перев. В. А. Жуковского).

6 Ордалия — старинный термин, обозначающий судебное испытание, проверку.— Прим. ред.

7 Эфорами в древней Спарте называли 5 должностных лиц, имевших право контроля в области политики, судопроизводства, финансов и управления. В III в. до н. э. этот институт был ликвидирован.— Прим. ред.

8 Интерпретация этой таблички является предметом дискуссии. Согласно другим документам, существует тесная связь между te-re-ta и damos'OM, т. e. крестьянами, обложенными некоторыми повинностями.

9 Сложность земельного уклада отражена в словаре, очень дифференцированном, большинство терминов которого остаются темными. Споры идут по поводу толкования таких слов, как ka-ma, ko-to-no-o-ko, wo-wo, o-na-to. Последний термин означает сдачу внаем; правда, формы такого найма уточнить не представляется возможным. Не исключено, что речь идет об общинной земле, принадлежащей damos'y, a таблички имеют в виду лишь случаи ее отчуждения, временного или окончательного. Наконец, остается невыясненным, существовало ли, помимо damoe'a и рабов, другое население, принудительно прикрепленное к земле.

Open-field system (англ.) — система неогороженных участков, превращенных после снятия урожая в общий выгон.— Прим. ред.

' ' Ср. предложенную Л. Пальмером интерпретацию греческого слова демиург: это — не «работающий для общества», а «возделывающий землю в деревне»; критику такого толкования см., например: Murakawa К. Demiurgos. Historia, б, 1957, р. 385—415.

12 Сравнительно недавно факт уподобления pa-sire-u басилевсу вызвал возражения. Согласно Пальмеру, речь шла о провинциальном офицере, контролировавшем группу трудившихся для дворца работников по металлу. Ср.: Palmer L. Linear В textes of economic interest. Serta Philologica Aenipontana, 7—8, 1961, p. 1—12.

ι3 Ruiperez M. KO-RE-TE et PO-RO-KO-RO-TERE. Remarques sur l'organisation militaire mycénienne. Edutes Mycéniennes, Actes du Colloque international sur les textes mycéniens, p. 105—120; ср.: Taillardat J. Notules mycéniennes. Mycénien Ko-re-te et homérique kaletor. Revue des Etudes grecques, 73, 1960, p. 1—5.

14 Если для документов из Кносса принять датировку А. Дж. Эванса. О выдвинутых против нее возражениях Л. П. Пальмера и С. Худа см.: Raison J. Une controverse sur la chronologie cnossienne. Bull. de l'Ass. Guillaume Budé, 1961, p. 305—319.

"Chadwick J. The decipherment of Linear В. Cambridge, 1958; Etudes mycéniennes. Actes du Colloque international sur les textes mycénienes. Paris, 1956; Palmer L. Achaeans and Indo-europeans. Oxford, 1955; V e n t r i s M. and Chadwick J. Documents in mycenaean greek. Cambridge, 1956.

О социальной структуре и земельном укладе см.: Brown W. E. Land-tenure in mycenaean Pylos. Historia, S, 1956, p. 385—400; B e n n e 11 E. L. The Landholders of Pylos. American Journal of Archaeology, 60, 1956, p. 103—133; F i nie y M.I. Homer and Mycenae: Property and tenure. Historia, 6, 1957, p. 133—159 & The mycenaean tablets and economic history. The economic history review, 2-е série, 10, 1957, p. 128—141 (ср.: Palme r L. Op. cit., 11, 1958, p. 87—96); Ruiperez M.S. Mycenaean landdivision and livestock gracing. Minos, 5, p. 174—207; Thomson G. On greek land tenure.

In: Studies Robinson, II, p. 840—857; Will E. Aux origines du régime foncier grec. Revue des Etudes Anciennes, 59, 1957, p. 5—50.

Глава третья

1 Webster Т. В. L. From Mycenae to Homer. London, 1958.

2 Ср. особо: F i n l e у M. I. Homer and Mycenae: Property and tenure. Historia, 1957, p. 133—159.

Ср.: S a k e 11 a r i o u M. B. La migration grecque en lonie. Athènes, 1958.

4 Аристотель. Афинская политая, II, гл. 2, 3. M.—Л., 1936, ср.: Starr Ch. G. The decline of the early greek Kings. Historia, 10, 1961, p. 129—138.

5 О проблемах монархии и об отношениях царя с различными общественными группами см.: Dumézil G. Religion indo-européenne. Examen de quelques critiques récentes. Revue de Г Histoire des religions, 152, 1957, p. 8—30.

6 Геродот. История, IV, 5—6. Л., 1972; ср.: Benveniste E. Traditions indo-iraniennes sur les classes sociales. Journal asiatique, 230, 1938, p. 529—549; Dumézil G. L'idéologie tripartie des Indo-européens. Bruxelles, 1958, p. 9—10; Les trois "trésors des ancêtres" dans l'épopée Narte. Revue de l'histoire des religions, 157, 1960, p. 141—154. Φ. Вьяи обнаружил аналогию в легенде об Орхомене — см.: Vian F. La triade des rois d'Orchomène: Eteoclès, Phlegyas, Minyas. In: Hommage à G. Dumézil, p. 215—224.

7 Пандион — герой ионийских сказаний, первый в мифическом списке ионийских царей; Эрехтей — его сын. В различных вариантах мифов Бут также считается сыном Пандиона.— Прим. ред.

8 Jeanmaire H. La naissance d'Athèna et la royauté magique de Zeus. Revue archéologique, 48, 1956, p. 12—40.

9 Называются четыре ионийских племени: хоплеты, аргады, гелеонты, эгикорейцы, которые Жанмэр интерпретирует как ремесленников, земледельцев, царских людей (исполняющих религиозные функции) и воинов (Jeanmaire H. Couroi et courètes, Lille, 1939). Возражения против такой интерпретации см. в: Nilsson М-Р. Cults, myths, oracles and politic in ancient

Greece. Lund, 1951, App. I: The Ionian Phylae; ср.: D u m é z i! G. Métiers et classes fonctionnelles chez divers peuples indo-européens. Annales, Economies, Sociétés, Civilisations, 1958, p. 716—724.

Аристотель. Политика, II, 1261 а. В: Аристотель. Соч., Т. 4. M., 1984.

11 В. Эренберг констатирует, что в основе греческой концепции общества имеется фундаментальное противоречие: государство едино и гомогенно; совокупность людей состоит из многочисленных и гетерогенных частей. Это противоречие остается неявным и не сформулированным, так как греки никогда ясно не различали государство и общество, политическую сферу и сферу общественную. Отсюда — затруднение, чтобы не сказать, путаница у Аристотеля, когда он рассуждает о единстве и множественности полиса (Ehrenberg V. The greek state. Oxford, I960, p. 89). Имплицитно наличная в социальной практике, эта проблема единого и многого, которая также находит свое выражение в некоторых религиозных течениях, будет сформулирована со всей строгостью на уровне философского мышления.

В слове agora сохраняется отголосок памяти о воинском собрании, о laos'e, объединенном в воинскую часть. Между древним воинским собранием, собранием граждан в олигархических государствах и демократическим собранием (ecclesia) прослеживается некоторая преемственность.

13 См.: Г е с и о д. Работы и дни, 25. В: Эллинские поэты. М., 1963.

Глава четвертая

1 Ср.: Ehrenberg V. When did the Polis rise? Journal of Hellenic studies, 57, 1937, p. 147—159; Origins of democracy. Historia, 1, 1950, p. 519—548.

2 Porsdyke J. Greece before Homer. Ancient chronology and mythology. London, 1956, p. 18 sq.; см. также: Préaux Cl. Du linéaire В créto-mycenien aux ostraca grecs d'Egypte. Chronique d'Egypte, 34, 1959, p. 79—85.

3 Такого рода надписи гравировались по заказу полисов от имени должностных лиц или жрецов; рядовые же лица таким образом записывали иногда свои астрономические наблюдения или строили хронологические таблицы.— Прим. ред.

4 См.: Диоген Лаэртский, кн. I, 43: письмо Фалеев Ферекиду. В: Диоген Лаэртский.О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.

5 Если говорить о роли гадания в политической жизни греков или, более общо, о сакральном характере деятельности городских властей, то религиозные процедуры, имевшие ранее самодовлеющее значение, приобрели характер правовых норм. Точно так же такие ритуалы, как жертвоприношение или присяга, ранее обязательные для городских служащих при их вступлении в должность, ныне приобрели чисто формальный характер, не составляя существа политической жизни. В этом смысле налицо ее существенная секуляризация.

6 Ср.: Ehrenberg V. Origins of democracy, op. cit., где упоминается, что в поэме Гармодий и Аристогитон прославляются за то, что они сделали афинян «равными» (isonomous); ср.: Геродот. История, VI, 109, 123.

7 Ср.: Andrews A. The greek tyrants. London, 1956, ch. 3: The military factor; A d с о с k F. E. The Greek and macedonian art of war. Berkeley and Los Angeles, 1957; о времени появления гоплитов см.: С о u r b i n P. Une tombe géométrique d'Argos. Bulletin de correspondence hellénique. 81, 1957, p. 322—384.

8 Геродот. История, IX, 71.

9 Криптии — карательные экспедиции, периодически устраивавшиеся спартанской молодежью для устрашения илотов. Их рассматривали также как воинскую тренировку.— Прим. ред.

Апелла, или экклесия — народное собрание; герусия — совет старейшин, состоявший из 30 человек: два царя плюс двадцать восемь геронтов из граждан старше 60 лет; эфоры — высший контролирующий орган.— Прим. ред.

" Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Ликург, V, II (т. I, М., 1961) и Аристотель. Политика, 1265 b 35.

12 Разумеется, наряду с гражданами и в противоположность им в полисе проживают лица, в той или иной степени лишенные тех благ, которые представляет полное гражданство; в Спарте это hypomeiones (граждане второй категории), perieques (зависимые, но обладающие гражданскими правами лица), илоты и, наконец, рабы. На фоне равенства, как мы видим, четко проступает неравенство.

Глава пятая

' Девкалион — сын Прометея, супруг Пирры, царь Фтии (в Фессалии), спасся с женой от потопа и стал родоначальником нового человеческого pop».—Прим. ред.

2 Об этой работе Аристотеля см.: Festugièr e A.-J. La révélation d'Hermès Trismégiste, II. Le dieu cosmique. Paris, 1949, p. 219 sq. et App. l.

3 Об экспансии греков в бассейне Средиземноморья и возобновлении связей ύ Востоком см.: В é г а г d J. La colonisation grecque de l'Italie méridionale et de la Sicile dans l'Antiquité. Paris, 1957; La migration éolienne. Revue archéologique, 1959, p. 1—28; DunbabinJ. Th. Thé Greeks and their eastern neighbours. Studies in the relation between Greece and the countries of the Near East in the eight and seventh centuries. London, 1957; R о e b u с k С. Ιοnan trade and colonization. New York, 1959; S a k e 11 ar i o u M. B. La migration grecque en lonie. Athènes, 1958.

4 Ср.: Mazzarino S. Fra oriente e occidente. Ricerche di storia grecia arcaica. Firenze, 1947.

s Ger net L. "Horoi", Studi in onore de U. E. Paoli, p. 348.

6 Об аналогиях и различиях в социально-экономическом плане между финикийским миром и миром греческим подробнее см.: Thomson G. Studies m ancient greek society, II. The first philosophers. London, 1955.

7 Плутарх. Солон, XII, 7—12.

8 Там же.

4 Аристотель. Политика, 1252 b 30.

'° Платон. Законы, IX, 854 b.—B: Платон. Соч., т. 3 (2). M., 1972.

' ' См.: G e r n e t L. Droit et société dans la Grèce ancienne. Paris, 1955, p. 29—50. Возражения см.: С h a η Ι r a i n e P. Encore "Avthentés". Hommage à Manole Triantafyllidë. Athènes, 1960, p. 89—93.

12 Ibid., p. 61—81.

Глава шестая

' В этой главе мы широко использовали положения, содержащиеся в неопубликованном курсе лекций Л. Жерне о началах политической мысли у греков, который он прочел в Практической школе высших исследований в 1951 г.

2 Плутарх. Солон, XIII.

3 См. об этом: V l a s t о s G. Solonian Justice. Classical Philology, 41, 1946, p. 65—83.

4 Гомер. Одиссея, XXIII, 13.

5 Павсаний. Описание Эллады, IX, 11, 2. M.—Л., 1938—1940.

6 Там же, VIII, 34, 1 и ел.

7 Там же, VIII, 17, 6 и ел., 19, 2—2.

8 См. об этом: G u t h r i e W. K. C. Orphée et la religion grecque. Etude sur la pensée orphique. Paris, 1956, p. 228 sq.; U s e n e r H. Götternamen. Versuch einer Lehre von der Religiösen Begriffsbildung. Bonn, 1896, p. 368.

9 Феогнид. Элегии, 1137—38.— В: Эллинские поэты. M., 1963.

10 Автор не упоминает четвертый разряд — фетов, т. e. людей, имевших доход до двухсот мер.— Прим. ред. " Плутарх. Солон, 14, 5.

12 Там же, 5, 4—5.

13 W i 11 E. Korinthiaka. Recherches sur l'histoire et la civilisation de Corinthe des origines aux gυerres médiques. Paris, 1955, p. 495—502. Об этическом аспекте начала денежной системы в Греции см.: Revue historique, 111, 1954, p. 209 sq.; Réflexions et hypothèses sur les origines du monnayage. Revue numismatique, 17, 1955, p. 5—23.

14 Ср.: D e 1 a 11 e A. Essai sur la politique pythagoricienne. Liège et Paris, 1922.

15 Платон. Государство, IV, 432а. ч. I.

16 Аристотель. Политика, II, 1267 b.

17 Как представляется, одно из компромиссных решений, принятых Клисфеном, состояло в последовательном отправлении архонтата каждым из глав трех соперничающих «фракций»; см. об этом: M e r i 11 В. D. Greek inscription.— An early archon list. Hesperia, 8, 1939, p. 59—65; Wade G e r у H. T. Miltiades. Journal of hellenic Studies, 71, 1951, p. 212—221. Имеет смысл сопоставить эту попытку разделения власти между противостоящими «фракциями» с той попыткой, о которой рассказал Аристотель применительно к предшествующему периоду: назначение десяти архонтов, в числе которых пять из эвпатридов, трое из земледельцев и двое из ремесленников (Афинская полития, V, 13, 2).

18 Аристотель. Афинская полития, VIII, 21, 3.

Глава седьмая

' В u r n e t J. Early greek philosophy. 3-е éd. London, 1920, p. V.

2 Ср.: De С o r t e M. Mythe et philosophie chez Anaximandre. Lavai théologique et philosophique, 14, 1958 (1960) p. 9—20.

3 Маковельский Α.Ο. Досократики, ч. I. Казань, 1914, с. 38—39.

4 Иерогамией называется соединение бога и богини или двух взаимодополнительных начал различного пола, фигурирующее в некоторых религиях.— Прим. ред.

В а 1 d r y H. G. Embryological analogies in presocraric cosmogony. Classical Quarterly, 16, 1932, p. 27—34.

6 Г е с и о д. Теогония, 700—740.— В: Эллинские поэты, цит. соч. Хотя некоторые ссылки на поэму Гесиода приведены правильно, авторская трактовка гесиодовской теогонии ошибочна, ибо согласно Гесиоду первобытные силы — Гея, Уран, Понт и т. д.— не были жертвами битвы Олимпийцев с Титанами и не были низвергнуты в Хаос.— Прим. ред.

7 По-видимому, имеется в виду книга: Cornford F. M. Ргош religion to philosophy. London, 1912. Мардук и Тиамат — герои вавилонской космогонической поэмы-мифа «Энума элиш».— Прим. ред.

8 Хтонические божества — боги земли, подземного царства, преисподней. Имя Хтонии имели несколько героинь греческих мифов.— Прим. ред.

9 У Гесиода arche применено исключительно во временном значении.

10 Аристотель. Метафизика, 1091 Ь5. " Аристотель. Физика, 203 b 10—15.

12 Гомер. Одиссея, XIX, 109; Гесиод. Работы и дни, 240 и ел.

13 О началах греческой мысли и первых шагах философской рефлексии см: В u r n e t J. Early greek philosophy. 3-е éd. Londres, 1920, trad. française: L'Aurore de la philosophie greque. Paris, 1919;Cornford F. M. From religion to philosophy. A Study in the origins of western speculation. London, 1912; его же: Principium sapientiae. The origins of greek philosophical thought. Cambridge, 1952; F r a n k e l H. Dichtung und Philosophie des frühens Griechentums. New York, 1951; его же: Wege und Formen fnihgriechischen Denkens. München, 1955; G e r n e t L. Les origines de la philosophie. Bulletin de Г Enseignement public du Maroc, 183, 1945, p. 9 sq.; G i g o n 0. Der Ursprung der griechischen Philosophie von Hesiod bis Parmenides. Basel, 1945; G u t h r i e W. R. C. In the beginning. Some greek views on the origins of life and the early state of man. London, 1957; Jaeger W. The theology of the early greek philosophers. Oxford, 1947; Kirk G. S„ Raven J. E. The presocratic philosophers. A critical history with a selection of texts. Cambridge, 1957; Nestle W. Vom mythos zum logos. Die Selbstentfaltung des griechischen Denkens von Homer bis auf die Sophistik und Sokrates. Stuttgart, 1940; 0 n i a n s R. B. The origins of european thought about the body, the mind, the soul, the world, time and fate. Cambridge, 1951; S с h u h l P.-M. Essai sur la formation de la pensée grecque. Introduction historique à une étude de la philosophie platonicienne. Paris, 1934, 2-е éd., 1948; S n eil B. Die Entdeckung des Geistes. Studien zur Entstehung des europäischen Denkens bei den Griechen, 2-е éd., Hambourg, 1948; T h o mson G. Studies in ancient greek society, II, The first Philosophers. London, 1955; его же: From religion to philosophy. Journal of Hellenic Studies, 73, 1953, p. 77—84; V e r n a n t J.-P. Du mythe à la raison. La formation de la pensée positive dans la Grèce archaïque. Annales. Economies, Sociétés, Civilisations, 1957, p. 183—206.

Об отношениях между греческими и восточными теогониями см.: Barnett R. D. The Epic of Kumarbi and the Theogony of Hesiod. Journal of Hellenic studies, 65, 1945, p. 100—101; Duchemin J. Sources grecques et orientales de la Théogonie d'Hésiode. L'information littéraire, 1952, p. 146—151; Dussaud R. Antécédents orientaux à la Théogonie d'Hésiode. Mélanges Grégoire, 1, 1949, p. 226—231; E issfeld t 0. Phönikische und Griechische Kosmogonie. In: Elements orientaux dans la religion grecque ancienne. Paris, 1960, p. 1—55; P o r γ e r Б. 0. Eine Geschichte des Götterkönigtunis aus dem Hatti-Reiche. Mélanges Fr. Cumont, 1936, p. 687—713; Gütterbock H. G. Thé hittite version of the human Kumarpi myth: Oriental Forerunners of Hesiod. American Journal of archaeology, 52, 1948, p. 123—134; S с h w a Ι be H. Die griechischen Theogonien und der Orient. Elements orientaux dans la religion grecque ancienne, p. 39—56; Vian F. Le mythe de Typhée et le problème de ses origines orientales. Ibid., p. 17—37; его же: Influences orientales et survivances indo-européennes dans la Théogonie d'Hésiode. Revue de la Franco-ancienne, 126, 1958, p. 329—336; Wikander S. Histoire des Ouranides. Cahiers du Sud, 314, 1952, p. 9—17.

Восточные тексты собраны в работе: P r i t ο hard J.B. Ancient Near Eastern texts relating to the Old Testament. 2-е éd., Princeton, 1955.

Глава восьмая

' Гномон (gnomon) — солнечные часы, состоящие из вертикального стержня, установленного на горизонтальной плоскости. По самой короткой тени этого стержня определяли полдень, а по ее направлению — страны света; по этой же самой короткой тени за год устанавливали дань летнего солнцестояния, по самой длинной — зимнего.— Прим. ред.

2 К a h n Ch. H. Anaximander and the origins of greek cosmology. New York, 1960.

3 Аристотель. Физика, 204 b-13-19, 22—25; Метеорологика, 340 а 16.

4Vlastos A. G. Equality and justice in early greek cosmologies. Classical Philology, 42, 1947, p. 156—178; его же: Theology and philosophy in early greek thought. The philosophical Quarterly, 1952, p. 97—123; его же: Isonomia. American Journal of Philology, 74, 1953, p. 337— 366; особенно об этом см.: Cornford P. M. Principium Sapientiae. In: Gnomon, 27, 1955, p. 65—76.

5 Ср.: G e r n e t L. Sur le Symbolisme politique en Grèce ancienne* le Foyer commun. Cahier internationaux de Sociologie, 11, 1951, p. 21—43.

6 Пританеем называлось место заседаний пританов — представителей Афинского Совета, переизбиравшихся по жребию несколько раз в год для руководства всеми текущими делами.— Прим. ред.

7 Геродот. История, 3, 142. Агафемер, l,l.—В: Маковельский А. А 6, ч. I, Казань, 1914, с. 37.

9 Геродот. История, 4, 36.

10 Панион — святилище Геликонского Посейдона, в котором происходили общие собрания ионийцев для обсуждения политических вопросов.— Прим. ред. Г e p о до т. История, 1, 170.

12 Разумеется, мифологической мысли были известны кругообразность и центр; и то и другое в ее глазах имело самостоятельную ценность. Но религиозный образ центра не упорядочивает симметричное пространство, а, напротив, предполагает иерархическое пространство, имеющее разные космические уровни, между которыми центр позволяет установить связь. Политический символ центра — общий Очаг — выступает в качестве посредника между религиозным выражением центра (omphalos, Hestia) и геометрическим понятием центра в однородном пространстве (по этому поводу см.: G e r n e t L. Op. cit., p. 42 sq.).

'•) Ср.: Siegel R. E. On the relation between early scientific thought and mysticism: is Hestia, the central fire, an abstract astronomical concept? In: Janus, 49, 1960, ρ. 1—20.

14 Платон. Горгий, 508а.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: