Виды психических состояний

В состояниях, в отличие от восприятия и мышления, отражаются не свойства пред­метов и явлений действительности, а их отношение к объекту, оценка и переживание. Поэтому так велико многообразие конкретных психических состояний. И каждое из них оказывает на жизнедеятельность человека и успешность его профессиональной деятельности существенное влияние.

Одним из психических состояний, оказывающих как положительное, так и отрица­тельное воздействие на жизнедеятельность человека, является настроение, или эмоцио­нальный фон, в который окрашены события внешней и внутренней жизни человека. Две основные черты характеризуют настроение в отличие от других эмоциональных образований. Во-первых, настроение непредметно, личностно, и, во-вторых, оно не является переживанием, приуроченным к какому-либо частному событию. Вслед­ствие своей «беспредметности» настроение возникает часто вне сознательного конт­роля — мы далеко не всегда в состоянии сказать, отчего у нас то или иное настроение. Однако это не означает, конечно, что настроение человека не зависит от его сознатель­ной деятельности; это означает лишь, что человек часто не осознает этой зависимости, не попадающей в поле его сознания. Настроение в этом смысле — эмоциональная оцен­ка личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства (Ру­бинштейн С. Л., 1959; Левитов Н. Д., 1964; «Психические состояния», 2000).

Настроение оказывается тесным образом связано с тем, как складываются для че­ловека жизненно важные отношения с окружающими, и с тем, как проходит его дея­тельность. Настроение проявляется в деятельности, влияет на взаимоотношения с окружающими. Поэтому настроение человека существенно зависит от особенностей характера — от того, склонен ли он переоценивать трудности и падать духом или, напротив, способен сохранить уверенность в том, что справится с этими трудностями.

К психическим состояниям, дезорганизующим поведение, общение и деятель­ность, можно отнести состояния аффекта, страсти и депрессии («Психология эмо­ций», 1984; «Психология психических состояний», 1998; «Психические состояния», 2000).

В аффективном состоянии в действия человека вклиниваются непроизвольные, органические реакции, которые, будучи достаточно «выразительными», могут под­менять действие или входить в него как составная часть, дезорганизуя его моторный компонент. В аффекте в той или иной мере может быть нарушен сознательный контроль над выбором действия и, как следствие, возрастает вероятность появления оши­бок в работе вплоть до создания аварийной ситуации.

В отличие от аффекта страсть в зависимости от рода деятельности может выпол­нять как дезорганизующую, так и организующую функцию. Она может способство­вать сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель, так как в страсти ярко выражен волевой момент стремления, который преобла­дает над эмоциями. По этой причине страсть собирает все силы и бросает их на что-то одно, но именно поэтому она может быть и пагубной.

Еще одним примером состояния, оказывающего отрицательное влияние на успеш­ность и надежность деятельности, является фрустрация — психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно воспринимаемыми как непреодолимые) трудностями на пути к достижению цели. Переживание неудачи в удовлетворении субъективно значимой потребности или желания приводят к фор­мированию отрицательных черт поведения, агрессивности, повышенной возбудимо­сти и служат объяснением некоторых немотивированных конфликтов и поступков. Неблагоприятными последствиями фрустрации могут быть неадекватные действия, вплоть до отказа от деятельности и, как следствие, развитие состояний апатии, де­прессии.

Эти и другие эмоциональные состояния могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на профессиональную деятельность человека, но существу­ют состояния, возникающие только в профессиональной деятельности и определен­ным образом связанные с содержанием, динамикой эффективности выполняемой работы и условиями ее выполнения (Немчин Т. А., 1983; «Психическая напряжен­ность», 1989; «Психологические проблемы», 1991; «Проблемность», 1999).

Совместный учет влияния отдельных переменных предполагает рассмотрение их в контексте целостной ситуации, приводящей к развитию того или иного состояния. В силу этого психическое функциональное состояние человека, возникающее в кон­кретной ситуации, всегда уникально.

Однако среди многообразия частных случаев достаточно отчетливо выделяются более общие классы ПФС. Это проявляется, например, в том, что каждый из нас мо­жет легко субъективно отличить состояние утомления от эмоционального возбужде­ния, «хорошее» рабочее состояние от апатии, вялости, сонливости. При решении при­кладных задач классификация и содержательное описание различных видов ПФС имеет принципиальную важность (Левитов Н. Д., 1964; Леонова А. Б., 1981).

В классификации ПФС, предложенной В. И, Медведевым и А. Б. Леоновой, в качестве оснований предложены показатель деятельности — «надежность», критерия­ми которой являются безотказность, безошибочность и своевременность выполне­ния необходимых функций каждым элементом работающей СЧМС, и психофизио­логический показатель состояния — «цена деятельности», которая определяется по соотношению величин физиологических и психологических затрат, обеспечивающих выполнение работы на заданном уровне. С помощью критериев надежности функцио­нальное состояние характеризуется с точки зрения способности человека выполнять деятельность на заданном уровне. По показателям цены деятельности дается оценка функционального состояния со стороны степени истощения сил организма и, в ко­нечном итоге, влияния этого состояния на здоровье человека (Леонова А. В., 1981).В результате авторами во множестве функциональных состояний было выделено два основных класса — допустимых и недопустимых, или разрешенных и запрещен­ных, состояний. Недопустимыми считаются такие степени изменения ПФС, при ко­торых эффективность деятельности переходит нижние границы заданной нормы (оценка по критерию надежности) или при которых появляются симптомы накопле­ния утомления и перехода его в различные формы переутомления (оценка по крите­рию цены деятельности).

Кроме того, существует классификация ПФС на нормальные и патологические состояния. Патологические состояния возникают в результате чрезмерного напря­жения физиологических и психических ресурсов человека и являются потенциаль­ным источником развития различных заболеваний. Очевидно, что работа с патологи­ческими состояниями относится к области медицины. Однако существует обширная группа предпатологических — пограничных — состояний, возникновение которых может привести к болезни. Их специальное выделение и анализ должны привлекать внимание психологов, а также других специалистов, занимающихся проблемами оп­тимизации трудовой деятельности. Так, хроническое утомление можно рассматри­вать как пограничное состояние по отношению к переутомлению, борьба с которым требует медицинского вмешательства. В рамках рассматриваемой классификации не только патологические, но и пограничные состояния относятся к категории недопус­тимых. Эта классификация функциональных состояний носит выраженный эмпири­ческий характер. Ее детализация ведется на основании анализа конкретных видов функциональных состояний, возникающих в реальных ситуациях (Леонова А. Б., 1981).

В основании другой максимально общей классификации функциональных состо­яний лежит критерий адекватности ответной реакции человека (или функциональ­ного состояния) требованиям выполняемой деятельности. Согласно этой концепции все состояния человека можно разделить на две группы — состояния адекватной мо­билизации и состояния динамического рассогласования.

Состояния адекватной мобилизации характеризуются полным соответствием сте­пени напряжения функциональных возможностей требованиям, предъявляемым кон­кретными условиями. Эти требования определяются эмпирическим или расчетным путем, исходя из наших знаний о механизмах функционирования организма и струк­туры рабочего процесса. Состояние адекватной мобилизации может нарушаться под влиянием внешних и внутренних причин: продолжительности деятельности, повы­шенной интенсивности нагрузки, накопления утомления и др. В таком случае можно говорить о возникновении состояния динамического рассогласования, когда ответ организма неадекватен нагрузке или требуемый психофизиологический ответ пре­вышает актуальные возможности человека.

С точки зрения такой общей классификационной схемы могут быть охарактери­зованы практически все состояния в деятельности человека, исключая патологиче­ские состояния, являющиеся следствием чрезмерного развития состояния динами­ческого рассогласования. Эта классификация оказывается весьма продуктивной, так как на основании критерия адекватности общая характеристика состояния, его оцен­ка (например, по шкале «допустимое-недопустимое») и прогноз развития даются с содержательной точки зрения.

Можно предложить еще более общую классификацию ПФС по направленности влияния на благоприятные и неблагоприятные состояния, в основе которой лежит трехуровневый критерий: положительные или отрицательные эмоции испытывает человек, продуктивен или нет для деятельности данный уровень активации, велика ли степень истощенности психофизиологических ресурсов.

Исходным представлением для большинства современных исследователей явля­ется идея о существовании некоторого упорядоченного множества, или континуума, состояний. Однако содержание такого континуума описывается с помощью разных понятий, разрабатываемых в рамках конкретных аспектов изучения проблемы.

Один из подходов предложен А. А. Генкиным и В. И. Медведевым (Вяткин Б. А., Дорфман Л. Я., 1987), в соответствии с которым все ПФС располагаются в контину­уме «экстенсивные состояния - интенсивные состояния». К экстенсивным ими отне­сены качественно неоднородные классы состояний, имеющие разную нейрофизио­логическую основу и психологическое содержание, что затрудняет сопоставление этих состояний. Так, принципиально различными являются состояния утомления и монотонии, эмоциональной напряженности и стресса. Состояния, для которых воз­можно упорядочение с помощью некоторой единой шкалы, т. е. имеющие принципи­альное сходство по своему содержанию, были включены в группу интенсивных. Тра­диционно выделяют различные уровни бодрствования, разные степени утомления, разную степень выраженности эмоциональной напряженности.

Выделение состояний человека в процессе длительно выполняемой деятельности ведется на основе динамики работоспособности, оцениваемой по характерным изме­нениям как в деятельности, так и в состоянии (Крепелин Э., 1898; «Проблемы функ­ционального комфорта», 1977; Леонова А. Б., 1981; «Психологические проблемы», 1991).

В настоящее время в любой деятельности выделяются два континуума ПФС, раз­вивающихся у человека в зависимости от собственных возможностей и требований, которые предъявляет к нему специфика деятельности: состояния монотонии и утом­ления.

Несмотря на множество подходов к определению утомления, наиболее важным в прикладном аспекте является анализ специфических изменений ПФС, к которым приводит развитие этого состояния, в сравнении с фазами работоспособности чело­века. Наиболее часто утомление определяется как временное снижение работоспо­собности под влиянием длительного воздействия нагрузки. При этом специфика утомления существенно зависит от вида нагрузки, времени, необходимого для вос­становления исходного уровня работоспособности, и уровня локализации утомления. Выделяют физическое и умственное, острое и хроническое утомление, а также спе­цифические виды утомления: мышечное, сенсорное, интеллектуальное и т. д. (Кре­пелин Э., 1898; Ильин Е. П., 1972; Асеев В. Г., 1975; Леонова А. Б., 1981).

В процессе анализа работоспособности вне концепции утомления выделяются три близких, но не тождественных состояния, приводящих к снижению эффективности работы при длительном ее выполнении: монотония и психическое пресыщение (Иль­ин Е. П., 1972; Асеев В. Г., 1975). Если утомление можно охарактеризовать как реак­цию, связанную с нарастанием напряжения, которое определяется продолжительно­стью работы, то эти состояния являются следствием однообразия деятельности,выполняемой в специфических условиях (бедность внешней среды, ограниченное поле работы, несложные стереотипные действия и т. д.). Одинаковая направленность изменения внешней характеристики этих состояний — падение эффективности тру­да — еще не служит доказательством их идентичности.

Различия проявляются и в поведенческом плане, и в субъективной представлен­ности этих состояний. Для монотонии характерно погружение человека в дремотное состояние, «выключение» из процесса деятельности. Состояние психического пре­сыщения связано с развитием аффективного эмоционального комплекса пережива­ний и попытками внесения разнообразия в привычный стереотип выполняемых дей­ствий. Нарастание утомления сопровождается возрастанием специфических ошибок «невнимательности», снижением точности и скорости действий, появлением сим­птомов, свидетельствующих об истощении резервов организма.

Различия между этими состояниями становятся более отчетливыми, если проана­лизировать их с точки зрения изменений на физиологическом и психологическом уровнях. Для состояния монотонии основная тенденция состоит в общем снижении активности обеспечивающих деятельность процессов. Состояниям утомления, напро­тив, свойственна диссоциация этих процессов по мере нарастания напряжения, что проявляется в росте рассогласования между отдельными показателями (Асеев В. Г., 1975).

В развитии состояния утомления выделяют несколько различных стадий, содер­жание и приспособительное значение которых более полно раскрываются при рас­смотрении их внутри более общей шкалы динамики работоспособности.

Традиционным способом выделения этих фаз является анализ так называемой «кривой работоспособности», отражающей зависимость между эффективностью дея­тельности и временем ее выполнения. Понятие «кривая работы» впервые было ис­пользовано Э. Крепелином (1898), проанализировавшим ряд влияющих на ее осо­бенности факторов.

В современных исследованиях она описывается с точки зрения адаптационных возможностей организма и личностно-мотивационных факторов. Включение в ана­лиз работоспособности наряду с показателями эффективности выполнения деятель­ности показателей функционирования основных психофизиологических систем по­зволяет прослеживать более тонкую динамику состояний, в которой выделяют несколько фаз.

Организм мобилизуется еще до начала работы, что отражается в неспецифиче­ском росте активности физиологических систем. Содержание фазы мобилизации, или предстартовой фазы, состоит в подготовке к началу выполнения конкретной пове­денческой задачи: энергетической мобилизации резервов, формировании плана и стратегий поведения, внутреннем «проигрывании» ключевых элементов деятель­ности.

Фаза первичной реакции типична для момента начала деятельности и характери­зуется кратковременным снижением почти всех показателей функционального со­стояния. Физиологический механизм этой фазы связан с внешним торможением, воз­никающим в результате изменения характера поступающих раздражителей. Ее длительность зависит в первую очередь от степени тренированности специалиста, его опыта и знания характера выполняемой работы.

Существует определенное соотношение между фазами мобилизации и первичной реакции. Если специфическая сторона фазы мобилизации выражена достаточно от­четливо, то фаза первичной реакции может отсутствовать, и человек сразу переходит в третью фазу.

Фаза гиперкомпенсации — одна из наиболее сложных фаз, занимающая весь на­чальный период работы. Она является как бы логическим продолжением первой фазы и отражает процесс мобилизации при непосредственном включении в деятельность. Однако между этими фазами имеется существенная разница. Если первая характе­ризует процесс подготовки организма к общему алгоритму работы, то во время тре­тьей происходит приспособление человека к наиболее экономному, оптимальному режиму выполнения работы в конкретных условиях. При этом процесс генерализа­ции, доминирующий в период приспособления, постепенно сменяется выработкой четкого динамического стереотипа.

В этой фазе нет еще точного соответствия реакций организма характеру работы и величине нагрузки: организм реагирует с большей силой, чем это необходимо. Про­исходит как бы поиск оптимального режима работы, в процессе которого, используя систему обратной связи, организм вырабатывает наилучшее соответствие своих ре­акций требуемым условиям. Внешним проявлением этой фазы является начальное повышение всех показателей функционального состояния психофизиологических систем, обеспечивающих работу, особенно резко выраженное в двигательной сфере. В отличие от предыдущей, эта фаза всегда имеет место, однако у хорошо тренирован­ных людей длится короткое время. Отличие этой фазы состоит в динамичности ее показателей — регистрируемые параметры довольно резко изменяются на протяже­нии коротких отрезков времени.

Фаза компенсации, или «функционального комфорта», по определению Л. Д. Чайновой («Методы и критерии», 1978; Чайнова Л. Д., 1983) характеризуется определен­ной стабилизацией показателей, оптимальной работоспособностью и мобилизацией основных и компенсаторных механизмов. Это позволяет, затрачивая минимальные средства, полностью соответствовать предъявляемым деятельностью требованиям. Показатели функционального состояния организма незначительно превышают ис­ходный уровень или соответствуют ему, преобладают положительные эмоции.

При определенной интенсивности и длительности работы перестает обеспечивать­ся оптимальный уровень функционирования физиологических систем. Происходит своеобразная перестройка, и необходимый уровень работы систем поддерживается за счет ослабления менее важных функций. При этом качественно меняется характер компенсаторных реакций: компенсация осуществляется за счет менее выгодных (энергетически и функционально) процессов. Для этой стадии, называющейся фазой субкомпенсации, характерны нарушения внимания, вследствие чего происходит уве­личение числа ошибочных действий. Мотивация направлена на продолжение дея­тельности, эмоциональный фон стабилен.

Включение дополнительных компенсаторных средств поддерживает относитель­но стабильное функциональное состояние рабочих систем, однако уровень их функ­ционирования значительно ухудшается, что приводит к скрытому или явному сни­жению эффективности труда. При продолжении деятельности происходит истощение вспомогательных резервов и развивается следующая фаза.

Фаза декомпенсации характеризуется неуклонным ухудшением функционирова­ния систем, причем снижаются показатели и наиболее важных для данного вида тру­да функций. Эта фаза характеризуется как выраженными вегетативными нарушения­ми — тахикардией, учащением дыхания, так и нарушением точности и координации движений, появлением большого количества ошибок в работе, за которыми лежат выраженные изменения внимания, памяти, ослабление интеллектуальных функций. Трансформируется ведущая мотивация деятельности, при этом начинают домини­ровать мотивы прекращения работы. При продолжении работы фаза декомпенсации может перейти в фазу срыва.

В фазе срыва наблюдается значительное расстройство регулирующих механиз­мов, ярко выражена неадекватность реакций организма на сигналы внешней среды, резкое падение работоспособности вплоть до невозможности продолжения работы. Нарушение деятельности внутренних органов, осуществляющих вегетативные функ­ции, может привести к коллаптоидному состоянию и обморокам. Возникшие измене­ния требуют длительного отдыха и даже лечения.

В том случае, когда выполнение деятельности заканчивается на четвертой или пятой фазах, перед окончанием работы может возникнуть специфическое состояние. 'Сущность его заключается в срочной мобилизации дополнительных резервных сил организма и резком повышении работоспособности. Выраженность и длительность этой стадии — фазы конечного порыва — во многом определяются характером вы­звавшей ее мотивации. Наибольший эффект достигается в том случае, когда она свя­зана со стимулами большого социального значения — конкуренцией, чувством ответ­ственности перед коллективом, материальными стимулами, сознанием важности решаемых задач и т. п.

С фазы субкомпенсации начинается устойчивое нарушение работоспособности, когда ее исходный уровень снижен уже до начала работы и деятельность сопровож­дается отрицательными переживаниями — развивается переутомление. Переутомле­ние — это хроническое состояние, в развитом виде относящееся к патологическим состояниям. Основной признак переутомления — резкое снижение надежности, со­провождаемое астеническим синдромом, истощением и, как результат, развитием психосоматических заболеваний. Если развитие утомления можно считать приспо­собительной реакцией организма, то состояние переутомления в любой форме — яв­ление отрицательное (Леонова А. Б., 1981).

В последние десятилетия акцент в области прикладных исследований функцио­нальных состояний сместился с изучения разных видов утомления на анализ состоя­ний напряженности, стресса и связанных с ними пограничных состояний (Лазарус Р., 1970;Наенко Н. И., 1976; Ханин Ю. Л., 1976; Завалова Н. Д., Пономаренко В. А., 1983; Немчин Т. А., 1983; Чайнова Л. Д., 1983; Бодров В. А., 1995; «Проблемность», 1999). Это связано с качественными изменениями в содержании труда (преобладанием уп­равляющих и контролирующих функций человека в условиях автоматизированного производства), информационной насыщенностью труда и многообразием воздейству­ющих на индивида нагрузок социально-психологического и психологического харак­тера (прежде всего эти нагрузки воздействуют на когнитивную и эмоционально-во­левую сферы).

Эти ситуации характеризуются триадой признаков: стрессогенностью виздей­ствия, напряженностью состояния, резким снижением эффективности и надежности деятельности вплоть до отказа от выполнения деятельности (например, при потере сознания).

Стрессогенность воздействия может быть вызвана интенсивностью физических стимулов, переутомлением, снижением ресурсов или перегрузкой информацией, де­привацией различных потребностей при высокой субъективной значимости ситуа­ции для конкретного человека, оценивающего ее как ситуацию, угрожающую его жизни, здоровью или престижу.

В этих условиях развиваются состояния, образующие следующий континуум: адекватная форма ответа - реакция тревоги -психическая или эмоциональная на­пряженность - стресс - дистресс.

Характерной особенностью адекватной формы ответа является ее целенаправлен­ный характер, связанный с формированием плана действий, направленных на устра­нение или минимизацию воздействия экстремальных условий. Такая целенаправлен­ная организация определяет и симптоматику типичных проявлений этого состояния. Адекватная форма ответа связана со специфичными изменениями восприятия, вни­мания, памяти, особенно кратковременной и оперативной. Увеличивается продук­тивность и гибкость мышления, значительно возрастает удельный вес операций по­иска и реализации эвристических решений и т. д. Адекватная реакция сопровождается значительным возрастанием роли волевых качеств личности. Исследования показы­вают, что адекватный ответ протекает на фоне выраженного усиления эмоциональ­ного компонента, участвующего в формировании ответа (Леонова А. Б., 1981).

Реакция тревоги мало связана со спецификой условий, и ее выраженность зави­сит от силы воздействующих на человека факторов. Одним из наиболее существен­ных признаков этого состояния является изменение мотивов деятельности, когда на первый план выдвигается переживание страха, мотивы «ухода» из экстремальной си­туации. Доминантным становится какой-либо один из множества мотивов. Появля­ется резко выраженное эмоциональное напряжение.

А. Б, Леоновой (1981) выделены две формы состояния тревоги крайней степени — пассивная и активная. Однако в обоих случаях существенной является выраженная утрата сознательного контроля над поведением.

При пассивной форме реакции наступает своеобразная оцепенелость, прекраще­ние активной деятельности, Рабочие движения могут продолжаться, но они теряют осмысленный целенаправленный характер, Поступающие сенсорные сигналы почти не воспринимаются. Человек часто не понимает обращаемой к нему речи. Полностью отсутствует всякая форма активного противодействия экстремальному фактору, даже в виде попытки ухода от него, Трудно говорить о характере мыслительной деятель­ности человека, находящегося в таком состоянии, так как из-за полной утраты кон­такта не удается провести исследования. При ретроспективном анализе обычно об­наруживаетея полная или частичная амнезия. Синдром раздвоения сознания приводит к снятию эмоциональной окраски собственных переживаний. Так, при опросе лиц, переживших стихийной бедствие, часто приходится слышать такую ха­рактеристику своих переживаний: «Как будто это и я, и не я, а кто-то другой, со стороны». Классическим примером активной формы реакции тревоги крайней степени является состояние паники.

Психическая напряженность может возникнуть в трудовой деятельности, когда существуют специфические факторы, предъявляющие к человеку и его знаниям, воз­можностям и ресурсам повышенные требования, или когда на пути к поставленной перед человеком цели возникает преграда. Психическая напряженность может воз­никнуть на любой фазе работоспособности: фазе врабатывания, когда происходит адаптация к требованиям деятельности, фазе компенсации (для поддержания уров­ня успешной деятельности), фазе утомления (для поддержания усилий по выполне­нию деятельности) и в фазах декомпенсации.

Психическая напряженность ощущается обычно как раздражительность, уста­лость, повышенная эмоциональная возбудимость, негативные переживания. В физио­логическом состоянии наблюдается гиперфункция некоторых процессов: учащенный пульс, повышенное давление и др. Вместе с тем уменьшается время реакции, растет вариативность временных показателей, увеличивается число ошибок, ложных тре­вог и др., как при состоянии тревоги и декомпенсации, которые сопровождаются на­пряженностью.

Усугубление действия этих факторов приводит к возникновению стресса, причи­ны которого кроются в несоответствии адаптационных возможностей человека тем­пам развития производства, недостаточной эффективности приспособления новой техники к особенностям человека, а также в быстрой изменчивости форм коллектив­ного взаимодействия и социального общения.

Однако не каждый стресс является деструктивным (Лазарус Р., 1970; Селье Г., 1972; Селье Г., 1979; Шипош К., 1980). Стресс может быть конструктивным, так как стрессовая активация может быть положительной мотивирующей силой. Г. Селье назвал положительный стресс эустрессом (от греч. eu — первая часть сложных слов, означающая «хороший», и англ. stress — стресс), а ослабляющий, чрезмерный стресс — дистрессом. Кроме того, в профессиональной деятельности выделяют такие виды стресса, как информационный и эмоциональный. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды. При этом различные его формы (импульсив­ная, тормозная, генерализированная) приводят к изменениям в протекании психи­ческих процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивациоиной струк­туры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения.

Информационный стресс возникает в ситуации информационных перегрузок, ко­гда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в тре­буемом темпе при высокой степени ответственности за последствия этих решений. Например, компьютерный стресс, вызванный внедрением компьютерной техники на производстве, сопровождается повышением умственных нагрузок и рабочего напря­жения и приводит к появлению жалоб на беспокойство, раздражительность, нервоз­ность, снижение настроения и повышенную утомляемость (Бодров В. А., 1995). Име­ются данные о вероятности возникновения у людей, подолгу работающих на компьютере, невротических реакций, реакций гнева, состояния тревоги, раздражи­тельности и подавленности (у 25-70% профессиональных пользователей ЭВМ) (Lasarus R. S., 1966; Kahn R. L, 1970; Lasarus R. S., Launier R., 1978; Бодров В. А., 1995).Существуют большие индивидуальные различия в реакциях на стрессовые и дру­гие трудные ситуации. Одни люди в высшей степени восприимчивы к стрессам, дру­гие не столь к ним предрасположены. Но, так или иначе, постоянное напряжение не может не сказаться отрицательно на состоянии здоровья. Тот, кто постоянно находит­ся в состоянии напряжения, скорее заболевает, он более восприимчив к инфекцион­ным и простудным заболеваниям. Если множество позитивных и негативных стрессов сменяют друг друга, напряженность постоянно растет, вследствие резкого ослабле­ния иммунной системы страдает здоровье. Поэтому в процессе профессионального отбора на многие специальности, связанные со стрессогенными ситуациями, проис­ходит тщательная проверка на стрессоустойчивость.

Этот перечень неблагоприятных для деятельности и здоровья человека функцио­нальных психических состояний говорит о необходимости использования средств оптимизации функционального состояния. Такая необходимость часто возникает в работе психолога-практика на производстве: при рационализации сложившейся си­стемы труда в целом или отдельных ее элементов, при организации профессиональ­ного обучения, проведении психологического отбора, расстановке кадров и др. (Лео­нова А. Б., Кузнецова А. С, 1993).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: