Где корни наших проблем?

Столь принципиальным вопросом задавались с момента зарождения психологической науки. Естественно, психоаналитики остановились на детстве. Что влияет на человека? Наследственность, ранне е развитие, воспитание, окружающая среда. Очень важным моментом является взаимодействие ребенка и матери на первом году жизни. Как мать относится к своему ребенку, желанный он или незапланированный? Что она испытывает по отношению к нему: любовь, заботу, преданность, ненависть или тревогу? Часто матери испытывают противоречивые чувства, не всегда осознанные и проявляющиеся в поведении. Младенец все очень тонко воспринимает, весь мир для него – это мать, поэтому его обращенность к миру опосредована материнским отношением.
Если сравнить ребенка в колыбели, окруженного неиссякаемой заботой, с заброшенной коляской в коммуналке, где каждый член семьи занят своим делом, выводы будут однозначными. В первом случае младенец впитает с материнским молоком любовь к людям и себе, во втором – вырастет угнетенным, отстраненным и заброшенным. Ему суждено попасть в среду, в которой придется как-то существовать и развиваться, справляясь с огромным количеством проблем. Но готов ли р ебенок, растущий в атмосфере враждебности, к подвигам? Скорее нет. Впереди его ждут трудности и серьезные испытания, но фундамент будущих проблем заложен уже сейчас.
Позже развитие ребенка продолжится, его самосознание трансформируется в личность, на которую будет влиять ближайшее окружение: мать и отец, если речь идет о полной семье, бабушки и дедушки, тетушки и дядюшки и другие второстепенные персонажи. Мать оказывает первостепенное влияние; отец скорее вторичен, но тоже важен – его отсутствие может тяготить ребенка и стать источником первых комплексов.
Мальчик видит в отце силу и защиту, образец поведения, наблюдает его отношение к матери. Это образ его тайных фантазий о могуществе. Отец может стать причиной ревности, ведь психоаналитически ребенок жаждет обладать матерью, чтобы она принадлежала исключительно ему, а отец является третьим лишним.
И не так важно, существует ли воспетый фрейдистами Эдипов комплекс на сам ом деле, ведь наверняка каждый испытывал подобные эмоции.
Девочка, со своей стороны, видит перед собой образец мужественности, получает первые знаки внимания и поддержку с элементами чувственной любви. Если отца рядом нет, то впоследствии она часто не может научиться общаться с противоположным полом, теряется в кругу сверстников или ее тянет исключительно на негодяев и неудачников. Иногда она идеализирует реального или воображаемого отца, упрямо ищет его копию, находит (чаще неудачную), подделывает под себя, разочаровывается и прерывает отношения в самом начале.
Сын, растущий без отца, часто не имеет образца для подражания, поэтому сливается с матерью и получает гомосексуальные черты поведения, закрепляя которые, имеет все шансы пополнить число сексуальных меньшинств. Девушки подвержены этому в меньшей степени, но чаще склонны к одиночеству, постепенно превращаясь в старых дев.
Таким образом, мы определили важность прису тствия родителей обоего пола для формирования здорового характера и мировоззрения ребенка.
Но разве ребенок сидит взаперти и не видит вокруг никого, кроме взрослых? Отнюдь. С малых лет он начинает общаться со сверстниками и сравнивать себя с другими детьми. Вырабатывается универсальный комплекс неполноценности, корень всех человеческих побед и поражений, двигатель прогресса. Каждый ребенок априори сомневается в себе: хватит ли у него сил на достойную жизнь, красив ли он по сравнению с остальными, умен, талантлив, популярен?
Смутные сомнения терзают душу и мешают радоваться жизни.
Каждый находит в себе настоящие и мнимые недостатки: ах, мой нос значительно длиннее, пальцы слишком тонкие, зубы не отливают белизной, а волосы слишком редкие, выпадают и вот-вот начнут седеть. Что с этим делать и как придать себе уверенности?
Неполноценность усиливается с поступлением в школу, где ролевые взаимодействия о бостряются и начинается борьба за место под солнцем. Там же проявляются различия в способностях: кто-то учится лучше, кто-то отстает. Интересы начинают разниться, и видны первые склонности к гуманитарным или техническим специальностям. Первые оценки, похвала и осуждение, слезы, напряжение – все это заполняет жизнь юного создания. Если раньше ребенка наполняли фантазии, он мог путешествовать в своих мирах и быть рыцарем, суперменом, миллионером и иметь тысячу друзей, то сейчас реальность начинает оттеснять иллюзорность, избегая лишь немногих застрявших в грезах детей.
Параллельно приходят кризисы первого, третьего и последующих лет, обостряясь в подростковом возрасте – час икс для любого молодого человека. Это время значимых перемен, когда внешность меняется чуть ли не каждый день, когда появляются глобальные противоречия в отношении к самому себе и окружающим людям, прежде всего к родителям и устоям общества. Подросток отрицает все и вся, ему наплевать на авторите ты, он становится центром мироздания и вождем мировых революций, примеряя все на себя. Он сбрасывает шкуры и надевает ослепительные мантии, бунтует просто потому, что хочет бунтовать, его захватывает процесс, а не результат, и он не видит цели и смысла, но остро чувствует содержание процесса.
Мнение родителей опасно не потому, что оно неправильно, а потому, что поступает от далеко не авторитетных лиц. Мнение улицы гораздо важнее – формируются группировки, стаи, банды, где старший вожак предстает героем. Вот ему-то и хочется верить, сказать: «Возьми меня с собой, сделай героем!».
В этом нежном возрасте информация усваивается исключительно через улицу, и мудры те родители, кто умеют направить эту разгульную «уличность» в нужное русло, не игнорируя собственное чадо, а уважая его мнение. Разумные родители наберутся терпения и подождут разрешения кризиса, когда ребенок наконец успокоится, поумнеет и возьмется за учебу. Многие родители записывают д етей в спортивные секции и музыкальные школы, чтобы они с пользой тратили энергию – а ее у подростков хоть отбавляй. Так ребенок минует сомнительные компании, но пребывает в кругу по интересам. Важно, чтобы этот круг отражал его потребности и он сам сделал выбор, а не просто подчинился воле сильного и мудрого взрослого.
Подростковый возраст – время первой любви и первых разочарований, сентиментальных прогулок под луной, платонических и эротических переживаний. Желания могут быть вполне взрослыми, но реализовать их пока затруднительно, и подросток начинает страдать: он уже не маленький, но еще и не взрослый. Но кто же он тогда? Непонятно кто – странное существо, почти как гуманоид, только по-человечески разговаривает. И ростом не вышел, неказист, кожа в прыщах, ноги кривые, уши торчат, нос красный, как у деда Мороза, слишком бледен, худощав или, наоборот, заплыл жирком от бабушкиных пирожков. Разве он идеален? Увы…
Что поделать с ужасной неспр аведливостью? Остается лишь ждать и верить в скорые перемены.
Приходит первая любовь: чарующая, страшная, мучительная, капризная, если повезет – взаимная, но обычно не очень счастливая. И влюбляться хочется в кого-то взрослого и значительного, к кому никогда не подойти: в строгую учительницу, недоступную старшеклассницу, соседку по лестничной клетке, а то и далекую кузину. Но понемногу вулкан страстей затухает, подросток взрослеет, и черты его уязвимости сглаживаются.
Однако не у всех этот период протекает гладко.
Чем опасен подростковый возраст для формирования невротичной взрослости? Можно выделить следующие пиковые моменты:
1) неуверенность в себе и влияние комплекса неполноценности;
2) тревога о прошлом, настоящем и будущем;
3) гигантская пропасть между «хочу» и «могу»;
4) чрезмерный инфантилизм и маска самостоятельности;
&nbs p; 5) стойкая неудовлетворенность собственной внешностью;
6) неудачи на любовном фронте – сто поражений на одну мимолетную победу, девиз «Все или ничего!» оборачивается полным фиаско;
7) расстановка приоритетов;
8) формирование жизненного сценария, обусловленного влиянием родительского начала, собственными желаниями и силой воли.

Жизненный сценарий у каждого свой. На него влияют родители, накопленный ими опыт, установки и воспитание. Часто, сами того не желая, ребенку внушают: ты никчемный, у тебя ничего не получится. И он делает выбор в пользу сценария неудачника, убеждая себя: «Делать нечего, я стою столько же, сколько мой недотепа папаша. Так почему бы и мне не стать таким же? Это мне по плечу». Девушка запросто может подумать: «Горячо любимая мамочка одинока, мужчины обходят ее стороной. Мне нравятся мужчины, но они все козлы и негодяи. Их можно только использовать, но лучше вообщ е не связываться и ни в коем случае не раскрываться перед ними, иначе «поматросят и бросят»».
Так к пяти годам формируется родительский сценарий по Эрику Берну. Но иногда ребенок не соглашается с влиянием неудачливых предков и путем колоссальной работы над собой или путем необъяснимой внутренней силы вырывается из-под родительского крыла, сбрасывает одеяло опеки и формирует свой сценарий, часто совершенно противоположный. Он может быть как позитивным, так и негативным: ребенок из семьи алкоголиков становится известным спортсменом, а подросток из обеспеченной семьи сбегает и начинает бродяжничать, приобретает зависимости и кончает свой недолгий жизненный путь в колонии строгого режима или больничной палате. Таким способом происходит реализация позитивных и негативных установок.
Как связаны между собой ранние периоды развития с реализацией сценария? Ответ дается в схематичной формуле:
1) базовое доверие к миру приводит к п ринятию себя, что формирует позитивный родительский сценарий или антисценарий «назло» или «вопреки»;
2) базовое недоверие вызывает отрицание себя и окружающего, что способствует формированию негативного родительского сценария или негативного антисценария.
И наиболее редкий вариант:
3) базовое недоверие на отрицательной почве с принятием-непринятием себя (борьба мотивов и внутренних сил) с победой рационального начала, что вопреки всему формирует позитивный антисценарий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: