Сатья Саи Баба

Истина всегда кажется странной, более странной, чем вымысел.
Лорд Байрон

В первый раз я услышал имя Сатья Саи Бабы от странствующего йога. Сам он не встречался с этим святым человеком и не посещал его ашрама в деревне Путтапарти. Она, как он слышал, находится в труднодоступных местах в глубине Индии: последнюю часть пути следует проделать на телеге, запряженной буйволом, или пешком. Все же, полагал йог, Свами, вне сомнения, стоит усилий, если у меня есть время и я заинтересован в феномене. Про него говорят, что он - великий чудотворец.

· Какие чудеса он творит? - спросил я.

· Ну, говорят, например, что он может производить предметы из ниоткуда. Конечно, есть и другие люди, способные на некоторые сверхъестественные вещи, но, судя по рассказам, сила Саи Бабы куда больше. И он творит чудеса часто. Каждый может их видеть.

Эта беседа определенно возбудила во мне интерес и любопытство. Я слышал (да кто не слышал?!), что Индия - колыбель чудотворцев. Я читал о великих посвященных, оккультистах, святых прошлого, знавших сокровенные законы природы. Но я наполовину сомневался в их действительном существовании. И даже если они действительно некогда существовали, могут ли они до сих пор сохраняться?

Ныне, думал я, у меня появляется великая возможность проверить, принадлежат ли фантастические рассказы, приходящие из Индии, царству реальности или фантазии. Я решил, что должен увидеть Саи Бабу так скоро, как только возможно. Позднее, когда я узнал, что последователи считают его реинкарнацией Саи Бабы из Ширди, мое желание встречи с ним стало еще сильнее.

Но путешествие на буйволах вглубь южной Индии не могло осуществиться так скоро. Оно должно было быть более, чем утомительным, а мы обнаружили уже во время нашего обычного путешествия по северной Индии, что оно лишило нас большой доли жизненных сил. Мы были рады тогда отдохнуть в покое усадьбы Теософического Общества.

Однажды, несколько месяцев спустя, молодая бледнолицая женщина в оранжевом одеянии монашки посетила Теософическое Общество. Общий друг представил нам ее как Нирмалананду, и мы пригласили ее на чашку кофе. Она сообщила нам, что она - американка из Голливуда, - странное место рождения для аскета, подумали мы. Нирмалананда, сказала она, было индийское имя, данное ей при посвящении в монашескую жизнь Свами Шиванандой. Когда он умер, она покинула его ашрам и стала последовательницей Сатьи Саи Бабы. В Путтапарти она была свидетельницей многих удивительных чудес. Сейчас Саи Баба прибыл в Мадрас, и она находилась в числе малой группы учеников, которых он привез с собой.

Нам открывалась золотая возможность. Айрис недостаточно хорошо себя чувствовала для визита, но Нирмалананда проводила меня туда, где остановился Саи Баба. Все лужайки и дорожки перед домом были покрыты людьми, спокойно сидевшими на земле, скрестив ноги. Их были сотни, очевидно, ждавших появления великого человека.

Нирмалананда провела меня через толпу на веранду и представила симпатичному рыжеволосому американцу по имени Боб Рэймер.

«Я думаю, Саи Баба закончил на сегодня прием, но я пойду и найду его», - сказал он.

Он привел меня в маленькую приемную и оставил там. Нирмалананда уже ушла куда-то. В комнате были только двое индийцев, оба стояли и, по-видимому, кого-то ждали. Я тоже ждал стоя.

Несколько минут спустя дверь отворилась и вошел человек, подобного которому я никогда не видел ни раньше, ни впоследствии. Он был хрупкого сложения и небольшого роста. На нем было красное шелковое одеяние, ниспадавшее прямыми линиями с плеч до ступней. Его буйная агатово-черная шевелюра, казалось, излучала жизненную энергию. Его светло-коричневая кожа казалась темнее оттого, что густая борода, хотя и чисто выбритая, просвечивала сквозь нее. Глаза его были темные, мягкие, сияющие, и лицо его светилось внутренней радостью.

Я никогда не видел фотографии Саи Бабы. Мог ли это быть он? Я ожидал увидеть высокого осанистого человека с длинной черной бородой в белых одеждах. Мне казалось, что именно так должен выглядеть великий йог или учитель, - должно быть, это было представление, сложившееся под влиянием первых теософских описаний Учителей.

Он подошел ко мне быстрой и легкой походкой, дружески улыбаясь, улыбка обнажала белые ровные зубы.

· Вы приехали из Австралии? - спросил он.

· Да, - ответил я.

Он перешел к индийцам и принялся беседовать с ними на телугу. Вскоре я увидел, что он совершает рукой круговые волнообразные движения ладонью вниз, точь-в-точь как те, что делали мы в детстве, изображая магов.

Когда он повернул руку ладонью вверх, я увидел, что она была полна пушистого пепла, который он поделил между двумя людьми. Один из них, не в силах сдерживать чувства, заплакал. Саи Баба потрепал его по плечу и спине и заговорил успокаивающе, по-матерински. Я не знал тогда, что то были слезы бхакти - слезы радости, благодарности и любви. Впоследствии я узнал, что Баба исцелил сына этого человека от страшной болезни.

Затем Саи Баба повернулся ко мне. Стоя передо мной, он стал делать свои круговые движения рукой. Теперь он засучил свой просторный рукав почти до локтя. Только много времени спустя я узнал, почему он это сделал. У меня было легкое подозрение, что Саи Баба прибегает к трюку, как цирковой «маг», высыпая пепел из рукава. А он, без труда читая мысли, засучил рукав, чтобы устранить такие подозрения.

Когда горка пепла появилась на его ладони, он пересыпал ее в мою. Мгновение я стоял, не зная, что с нею делать. Затем Боб Рэймер, - он как раз вернулся в комнату, - сказал: «Съешь его, это хорошо для твоего здоровья».

Я никак не ожидал, что пепел может быть приятным на вкус, но этот был ароматен и очень вкусен. Баба наблюдал за мною. Во время этой странной закуски я спросил его: «Могу ли я отнести часть моей жене? Она не вполне здорова».

«Приведите ее сюда завтра в пять часов»,-ответил он и ушел.

На следующий день мы с Айрис явились в тот же дом. У входа мы встретили Габриелу Штейер из Швейцарии. Она принадлежала к окружению Бабы. Габриела отнеслась к нам очень дружелюбно, с симпатией и проводила нас наверх в комнату, где уже сидели на ковре, скрестив ноги, около двух десятков женщин, одетых в сари.

Мы уселись подле них, и Габриела начала рассказывать нам о чудесах, которые она видела в Путтапарти. Открыв записную книжку, я спросил ее полный адрес ашрама и попросил указаний, как туда проехать.

Но в этот момент подошла жена Боба Рэймера, Маркел, и сказала, что Баба сюда идет и что я должен пересесть на другую сторону комнаты, предназначенную для мужчин. Мужчины уже заполнили к этому времени свою часть комнаты, но я нашел место у стены. Мы с Рэймером были единственные белые в группе мужчин.

Неожиданно явился Саи Баба. Сегодня его одеяние было цвета старого золота, но так же, как и красное, оно ниспадало с плеч до полу прямыми линиями, без карманов и складок. Все его одежды того же стиля. Они скреплены у шеи двумя золотыми пряжками, единственным ювелирным украшением, которое он носит, и просторные рукава доходят до кисти или до локтя, может быть, в зависимости от температуры. Под верхней одеждой он носит дхоти (завязывающееся на поясе и достигающее лодыжек наподобие юбки), также не имеющее карманов. Теперь я знаю это наверняка, потому что когда мы останавливались в гостинице с Саи Бабой, моя жена иногда гладила в нашей комнате его одежды и дхоти. Хотя скептики, не изучив как следует предмет, уверяют, что он прячет в своей одежде вещи, чудесным образом являющиеся из ниоткуда, я знаю совершенно точно неосновательность этих утверждений.

С порога Баба направил на меня палец и спросил: «Вы привели свою жену?» Мне было приятно, что он помнит.

Он привел нас обоих в другую комнату и заговорил с Айрис о ее здоровье. Казалось, он точно знает, что у нее не в порядке и в чем причины недомогания. Он дал ей массу советов, а затем прежним способом извлек для нее из воздуха свой целительный пепел.

Я стоял рядом, внимательно наблюдая процедуру, потому что я все еще сомневался, не было ли это магией. Затем Саи Баба повернулся ко мне, улыбнулся, засучил рукав до локтя и помахал рукой под моим носом. Когда он повернул руку ладонью вверх, я ожидал увидеть обычный пепел, но ошибся. В его руке была его маленькая фотография с полным адресом ашрама. Фото выглядело так, будто только что вышло из лаборатории. Он вручил его мне, говоря:

· Вы спрашивали мой адрес. Вот он. Держите его в бумажнике.

· Могу ли я, можем ли мы явиться туда когда-нибудь? - еле выговорил я.

· Да, конечно. Когда пожелаете. Это ваш дом.

С того дня я увидел много чудесных и редких вещей, извлеченных из воздуха маленькой коричневой рукой Бабы, но до сих пор я ношу в бумажнике маленькую фотографию, явившуюся из ниоткуда в ответ на заданный вопрос. Никаким обычным образом он не мог узнать, что я просил Габриелу дать его адрес.

После нас Саи Баба беседовал с людьми, собравшимися в комнате, а позднее, когда мы уходили домой, мы увидели его прогуливавшимся среди людей в саду. Многие старались коснуться его одежды или ног. Он говорил с некоторыми и «извлекал» что-то для других - обыкновенно, я думаю, пепел.

Это постоянное извлечение пепла, или, как его называют, вибхути, как мне кажется, имеет особое значение. Оно напоминает мне Саи Бабу из Ширди и огонь, который он всегда поддерживал, чтобы получать вибхути, раздаваемый потом последователям для исцеления или с другими целями. Мне представляется, что Сатья Саи, который, может быть, в самом деле является его перевоплощением, извлекает этот пепел из огня, пылающего в измерении, не доступном моему зрению смертного.

Пепел является духовным символом и используется как таковой многими религиями, включая христианство. Как и все символы, он имеет различные уровни значения. Очевидно, в данном случае - это то из них, что напоминает о преходящем характере всех земных вещей и смертности человеческого тела. Его назначение - направлять наши мысли к вечному, по ту сторону преходящего, к нашей бессмертной сущности по ту сторону кучки праха, в которую превратятся однажды наши тела. В индуизме пепел в особенности священен как символ бога Шивы, олицетворяющего аспект Бога-разрушителя материальных форм. Разрушение рассматривается как божественный атрибут, поскольку только через разрушение возможна регенерация, возрождение форм, в которых жизнь может течь более свободно и полно.

Следующие несколько дней мы много говорили обо всем том странном, что с нами произошло. Помимо своих чудесных способностей, Саи Баба оказал на нас огромное влияние. Казалось, он поднял нас на некий высокий уровень, где не было более земных забот. Жизнь из своих обыденных проявлений выросла в нечто большее, и обыкновенные трудности и конфликты мира отдалились и стали нереальными. Мы ощущали вокруг себя ауру счастья. Айрис говорила, что после разговора с Бабой она часами улыбалась.

Что же касается самих чудес, то по истечении какого-то промежутка времени я начал спрашивать себя, действительно ли я их видел. Все казалось мне невероятным, далеким от обычного, повседневного порядка вещей.

Крайне трудно уму человека, воспитанного на логике и физических науках, верящего в рациональный порядок вселенной, принять реальность по видимости иррациональных явлений. Даже увидев чудеса, трудно в них поверить.

Итак, сомнение повисло в моем сознании, как утренний туман. Не был ли я в конце концов одурачен? Не было ли все это результатом искусного трюка? Тщательно обдумывая факты и обстоятельства происшедшего, я не мог понять, как все это могло быть подстроено. Было бы трудно, если не вовсе невозможно, удерживать пепел на раскрытой ладони, обращенной вниз и совершающей круговые движения. И как мог бы Баба принести пепел в кармане (а карманов в его одежде не было) или в рукаве без обшлага, даже если бы рукав достигал кисти, а не был засучен до локтя, как было у него.

Но, может быть, был какой-то способ, блистательно разработанный, чтобы проделать то, что я видел. Может быть, кажущаяся способность Бабы читать мысли и воспринимать чужие личные проблемы были не более, чем исключительной догадливостью.

Внутреннее чувство подъема и восторга в его присутствии говорило мне, что он не обманщик. Но я не мог быть абсолютно уверен: я не мог быть вполне уверен, что встретил человека сверхъестественных способностей, что я был свидетелем настоящих чудес. Нет, я не мог быть уверен прежде, чем я мог провести дальнейшие наблюдения.

Я должен был наблюдать эти явления много раз при различных обстоятельствах и в различных условиях. Я должен был узнать самого чудотворца, изучить его характер, его прошлое, его жизнь, тип его последователей. И я определенно должен был посетить ашрам в Путтапарти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: