Компиляционный монтаж. Способ раскрытия сюжета зависит от по
вествования, обычно озвученного поверх действия, и каждый кадр
просто иллюстрирует то, что говорится. Кадры могут быть не связаны
друг с другом, действие может происходить в разных местах, или это
может быть серия кадров с различными людьми или другими объекта
ми, снятыми в одной и той же манере.
Последовательный монтаж. Здесь раскрытие сюжета зависит от сочетающихся последовательных сцен, при отсутствии объясняющего происходящее рассказчика. Действие развивается от одного кадра к другому. Различные ракурсы и вставки могут даже не быть частями предыдущего кадра. Например, беседа между двумя людьми может состоять из 2-х кадров, плюс крупных планов каждого беседующего, это еще 2 кадра, и вставки о происходящем где-то в другом месте здания, но связанном с действием внутри комнаты.
Перекрестный монтаж комбинирует два или более попеременно сменяющихся параллельных действия (мы видим фермера, управляющего трактором, затем камера перескакивает на его готовящую обед жену, затем возвращается к фермеру, затем опять к жене). Действие может протекать в разных местах и в разное время, как в сцене, где мужчина моется под душем, затем следуют кадры с ним же в разное время дня. Герой утверждает, что отличное мыло помогает ему чувствовать себя свежим на протяжении всего дня (классическая рекламная кампания мыла «Dial Soap»).
Перекрестный монтаж может быть использован для акцентирования деталей действий, происходящих в одно и то же время в одном и том же месте. Например, герой бежит к героине, она бежит к нему, он снова бежит к ней, и она снова бежит к нему — и так до тех пор, пока, наконец, мы не видим их вместе в одном кадре. Мы сопереживаем обнимающимся героям именно потому, что были свидетелями их переживаний и усилий в течение большей части рекламы.
В рекламе пива перекрестный монтаж заставляет нас, как и мужчину из рассказанной там истории, почувствовать жажду. Бармен достает холодную кружку. Мужчина покидает офис. Бармен открывает кран. Герой выходит из здания на оживленную улицу. Кружка наполнена. Мужчина заходит в бар. Бармен толкает кружку, и она скользит по стойке. Герой появляется в нужный момент и подхватывает кружку.






