Китай (III – XVII вв.)

Эпоха раздробленности (III-VI вв.). С падением империи Хань на рубеже II-IIIвв. в Китае происходитсмена эпох: заканчивается древний период истории страны и начинается Средневековье.

Первый этап раннего феодализма вошел в историю как время Троецарствия (220-280 гг.). На территории страны сложилось три государства (Вэй-на севере, Шу-в центральной части и У-на юге), власть в которых по типу приближалась к военной диктатуре.

Но уже в конце III в. политическая стабильность в Китае вновь утрачивается, и он становится легкой добычей хлынувших сюда кочевых племен, преимущественно оседавших в северо-западных районах страны.

В 589 г. после 400-летнего периода раздробленности восстанавливается политическое единство страны.

Политические изменения в Китае III-VI вв. тесно связаны с кардинальными сдвигами в этническом развитии IV в. становится временем массовых вторжений, сопоставляемых с Великим переселением народов в Европе.

Период политической раздробленности сопровождался заметной натурализацией хозяйственной жизни, упадком городов и сокращением денежного обращения. Мерилом стоимости стали выступать зерно и шелк. Была введена надельная система землепользования (чжань тянь). Ее существо состояло в закреплении за каждым работником, отнесенным к сословию лично-свободных простолюдинов, прав на получение участка земли определенных размеров и установлении фиксированных налогов с него.

Процесс официальной дифференциации шел на основе разложения и перерождения общины. Это нашло выражение в формальном объединении крестьянских хозяйств в пятидворки и двадцатипятидворки, которые поощрялись властями в целях налоговой выгоды.

Ярким проявлением социальных сдвигов стало повышение роли аристократии. Знатность определялась принадлежностью к старым кланам. Родовитость закреплялась в списках знатных фамилий, первый общий реестр которых был составлен в III в.

Еще одной отличительной чертой общественной жизни III-VI вв. было усиление личностных отношений. Принцип личного долга младшего перед старшим занял ведущее место среди моральных ценностей.

Имперский период (конеч VI-XIII вв)В этот период в Китае возродился имперский порядок, произошло политическое объединение страны, изменился характер верховной власти, усилилась централизация управления, возросла роль чиновно-бюрократического аппарата. В годы владычества династии Тан (618-907) складывается классический китайский тип имперского управления. В стране происходили мятежи военных губернаторов, крестьянская война 874-883 гг.,

Накануне монгольского нашествия Китай вновь оказался расколотым на две части северную, включающую империю Цзинь, и южную территория империи Южная Сун.

Процесс этнической консолидации китайцев, начавшийся в VII в., уже в начале XIII в. приводит к формированию китайского народа. Этническое самосознание проявляет себя в выделении китайского государства, противостоящего иноземным странам, в распространении универсального самоназвания «хань жэнь» (люди хань). В империях Тан и Сун складываются совершенные для своего времени управленческие системы, которые копировались другими государствами. Все военные соединения страны с 963 г. стали подчиняться непосредственно императору

Вырос бюрократический аппарат до 25 тысяч.

Высшим правительственным учреждением было Управление ведомств, возглавлявшее шесть ведущих органов исполнительной власти страны: Чинов, Налогов, Ритуалов, Военное, Судебное и Общественных работ.

Наряду с ними учреждались Имперский секретариат, Имперская канцелярия. Власть главы государства, официально именовавшегося Сыном Неба и императором, была наследственной и юридически неограниченной.

Экономика Китая VII-XII вв. основывалась на аграрном производстве. Объединение страны привело к постепенному повышению роли городов. Урбанизация была тесно связана с ростом ремесленного производства. Особое развитие в городах получили такие направления казенного ремесла, как шелкоткачество, керамическое производство, деревообработка, выделка бумаги и крашение. Формой частного ремесла была семейная мастерская лавка.

Торгово-ремесленные организации, а также лавки представляли собой основную часть городского ремесла. Постепенно совершенствовалась техника ремесла, менялась его организация появлялись крупные мастерские, оснащенные станками и применявшие наемный труд.

Развитию торговли способствовало введение в конце VI в. эталонов мер и весов и выпуск медной монеты установленного веса.

Активизация внешней торговли приходилась на VII-VIII вв. Центром морской торговли был порт Гуанчжоу, связывавший Китай с Кореей, Японией и прибрежной Индией.

Сухопутная торговля шла по Великому шелковому пути через территорию Центральной Азии, вдоль которого были устроены караван-сараи.

Особую прослойку общества составляли члены буддийских и даосских монастырей, насчитывавших в 20-е годы XI в. 400 тыс. человек.

Города, в которых появляется люмпенский слой, становятся центрами антиправительственных восстаний.

В средневековом Китае существовали три религиозные доктрины: буддизм, даосизм и конфуцианство.

В эпоху Тан правительство поощряло даосизм: в 666 г. была официально признана святость автора древнекитайского трактата – канонического сочинения даосизма Лаоцзы (IV-III вв. до н.э.), в первой половине VIII в. учреждена даосская академия.

.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: