Китай в эпоху монгольского владычества. Империя Юань (1271-1367 гг.)

Монгольское завоевание Китая растянулось почти на 70 лет. В 1215 г. был взят. Пекин, а в 1280 г. Китай полностью оказлся во власти монголов.

Монгольское господство в основной части Китая продолжалось немногим более века и отмечено китайскими источниками как наиболее тяжелое для страны время.

Характерной особенностью социальной структуры было разделение страны на четыре неравные по правам категории. Китайцы севера и жители юга страны считались соответственно людьми третьего и четвертого сорта после самих монголов и выходцев из исламских стран западной и центральной части Азии. Таким образом, этническая ситуация эпохи характеризовалась не только национальным угнетением со стороны монголов, но и узаконенным противопоставлением северных и южных китайцев.

.

Монгольские властители, заинтересованные в получении доходов с покоренных земель, со второй половины XII в. все больше стали перенимать традиционные китайские методы эксплуатации населения. Первоначально была упорядочена и централизована система налогообложения. Сбор налогов был изъят из рук местных властей, была проведена всеобщая перепись населения, составлены налоговые реестры, введены подушный и поземельный зерновые налоги и подворный налог, взимавшийся шелком и серебром.

Действующими законами была определена система поземельных отношений, в рамках которой выделялись частные земли, казенные земли, земли общественного пользования и удельные наделы. Устойчивой тенденцией в сельском хозяйстве с начала XIV в. становится увеличение частных земельных владений и расширение арендных отношений. Городская жизнь начала возрождаться лишь к концу XIII в.

С середины XIII в. официальной религией монгольского двора становится ламаизм – тибетская разновидность буддизма. Характерной особенностью периода было появление тайных религиозных сект.

Минский Китай(1368-1644). Минский Китай родился и погиб в горниле великих крестьянских войн. В эту эпоху было окончательно ликвидировано монгольское господство и заложены основы хозяйственной и политической систем, отвечающих традиционным китайским представлениям об идеальной государственности.

Пик могущества империи Мин приходился на первую треть XV в., к концу же столетия начинают нарастать отрицательные явления. Вся вторая половина династийного цикла (XVI – первая половина XVII вв.) характеризовалась затяжным кризисом, приобретшим к концу эпохи всеобщий и всесторонний характер. Начавшийся с изменений в экономике и социальной структуре кризис наиболее зримо проявлял себя в области внутренней политики.

Центральной внешнеполитической задачей Минского государства в XIV-XV вв. было предотвращение возможности нового монгольского нападения. Не обходилось без военных столкновений. И хотя в 1488 г. с Монголией был заключен мир, однако набеги продолжались еще и в XVI в.

С XVI в. начинается проникновение в страну европейцев. Как и в Индии, первенство принадлежало португальцам

В эпоху Мин господствующее положение в религии занимает неоконфуцианство. С конца XIV в. прослеживается стремление властей поставить ограничения буддизму и даосизму, что вело к расширению религиозного сектантства. Другими яркими чертами религиозной жизни страны были китаизация местных мусульман и распространение локальных культов в народной среде.

Нарастание кризисных явлений в конце XV в. начинается исподволь, с постепенного ослабления императорской власти, концентрации земель в руках крупных частных владельцев, обострения финансового положения в стране.

Переломный момент в истории Минского Китая связан с мощным крестьянским восстанием 1628-1644 гг. во главе с Ли Цзычэнем. В 1644 г. войска Ли заняли Пекин, а сам он объявил себя императором.

* * *

История средневекового Китая представляет собой пестрый калейдоскоп событий: частую смену правящих династий, длительные периоды господства завоевателей, как правило, приходивших с севера и очень скоро растворявшихся среди местного населения, восприняв не только язык и образ жизни, но и классический китайский образец управления страной, оформившийся в танскую и сунскую эпохи. Ни одно государство средневекового Востока не смогло достичь такого уровня управляемости страной и обществом, какой был в Китае. Не последнюю роль в этом сыграла политическая замкнутость страны, а также господствовавшее в среде управленческой элиты идейное убеждение об избранности Срединной империи, естественными вассалами которой являются все прочие державы мира.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: