Япония (III – XIX вв.)

Эпоха царей Ямато. Рождение государства (III-сер.VII). ядро японского народа сложилось на базе племенной федерации Ямато (так называлась Япония в древности) в III-V вв. Представители этой федерации принадлежали к Курганной культуре раннего железного века.

На стадии оформления государства общество состояло из кровно-родственных кланов (удзи), существовавших независимо на своей земле. Типичный клан был представлен его главой, жрецом, низшей администрацией и рядовыми свободными лицами.

Назначение на пост правителя зависело от воли наиболее могущественного клана в царском окружении, поставлявшего также царской фамилии жен и наложниц из своих членов.

Внутренняя политика царей Ямато была направлена на объединение страны и на оформление идеологической основы единовластия. Важную роль в этом сыграли созданные в 604 г. принцем Сетоку-тайси «Законоположения из 17 статей». В них был сформулирован главный политический принцип высшего суверенитета правителя и строгого подчинения младших старшему.

Внешнеполитическими приоритетами были сношения со странами Корейского полуострова, доходившие иногда до вооруженных столкновений, и с Китаем, имевшие форму посольских миссий и цель заимствования любых подходящих новшеств.

Социально-экономический строй III-VII вв. вступает в стадию разложения патриархальных отношений. Общинные пахотные земли, находившиеся в распоряжении сельских дворов, начинают постепенно подпадать под контроль сильных кланов, противоборствующих друг с другом за исходные ресурсы; землю и людей. Таким образом, отличительная особенность Японии состояла в той значительной роли родоплеменной феодализирующейся знати и более явственной, чем где-либо еще на Дальнем Востоке, тенденции к приватизации земельных владений при относительной слабости власти центра.

В 552 г. в Японию пришел буддизм, который повлиял на унификацию религиозных и морально-эстетических идей.

Эпоха Фудзивара (645-1192 гг.). Следующий за эпохой царей Ямато, когда во главе страны встали военные правители с титулом сёгун1.

Под девизом реформ Тайка прошла вся вторая половина VII в. Государственные реформы были призваны реорганизовать по китайской танской модели все сферы отношений в стране, перехватить инициативу частного присвоения исходных ресурсов страны, земли и людей, заменив ее государственной. Аппарат центральной власти состоял из Государственного совета (Дадзёкан), восьми правительственных ведомств, системы главных министерств. Страна была поделена на провинции и уезды во главе с губернаторами и уездными начальниками. Были установлены восьмистепенная система родов титулов с императором во главе и 48-ранговая лестница придворных званий.

С 690 г. каждые шесть лет стали проводиться переписи населения и переделы земли. Была введена централизованная система комплектования армии, изъято оружие у частных лиц. В 694 г. был построен первый столичный город Фудзиваракё, постоянное место императорской ставки (до этого место ставки легко переносилось).

Завершение оформления средневекового японского централизованного государства в VIII в. было связано с ростом крупных городов.

К середине IX в. Япония окончательно переходит к политике изоляции, запрещается выезд из страны, прекращается прием посольств и судов.

Бюрократическая машина насквозь оказалась пронизанной родственными аристократическими связями. Прослеживается тенденция к децентрализации власти. Божественный тэнно уже более царствовал, нежели реально управлял страной. Чиновничьей элиты вокруг него не сложилось, ибо не была создана система воспроизводства администраторов на базе конкурсных экзаменов.

. Период середины IX – первой половины XI в. имеет название «время правления регентов и канцлеров». Его расцвет приходится на вторую половину Х в. при представителях дома Фудзивара, Митинага и Ёримити.

В конце IX в. оформляется так называемый «государственно-правовой строй» (рицурё). Новыми высшими государственными органами стали личная канцелярия императора и полицейское ведомство, напрямую подчиненное императору. Широкие права губернаторов позволили им усилить свою власть в провинции настолько, что они могли противопоставлять ее императорской.

Население страны, преимущественно занимавшееся земледелием. Домениальные земли в этот период не представляли собой крупное господское хозяйство, а отдавались в обработку отдельными полями зависимым крестьянам.

Чиновники получали наделы на срок исполнения должности. Лишь некоторые влиятельные администраторы могли пользоваться наделом пожизненно, иногда с правом передачи его по наследству на протяжении одного-трех поколений.

В силу натурального характера экономики выход на немногочисленные городские рынки преимущественно имели государственные ведомства.

Особенностью социально-экономического развития страны в IX-XII вв. было разрушение и полное исчезновение надельной системы хозяйствования. На смену приходят вотчинные владения, имевшие статус «пожалованных» частным лицам (сёэн) со стороны государства. Представители высшей аристократии, монастыри, знатные дома, господствовавшие в уездах, наследственные владения крестьянских семей обращались в государственные органы за признанием вновь обретенных владений в качестве сёэн.

В итоге социально-экономических изменений вся власть в стране с Х в. стала принадлежать знатным домам, владельцам сёэн разных размеров. Завершалась приватизация земель, доходов, должностей. Для урегулирования интересов противоборствующих феодальных групп в стране создается единый сословный порядок, для обозначения которого вводится новый термин «императорское государство» (отё кокка), заменивший собой прежний режим – «правовое государство» (рицурё кокка).

Еще одним характерным социальным явлением эпохи развитого Средневековья стало появление военного сословия. Выросшие из отрядов дружинников, использовавшихся владельцами сёэн в междоусобной борьбе, воины-профессионалы стали превращаться в замкнутое сословие воинов-самураев (буси). В самурайской среде возник кодекс воинской этики, опиравшийся на главную идею личной верности господину, вплоть до безусловной готовности отдать за него жизнь, а в случае бесчестия покончить с собой по определенному ритуалу. Так самураи превращаются в грозное оружие крупных земледельцев в их борьбе друг с другом.

В VIII в. государственной религией становится буддизм, быстро распространившийся в верхушке общества, не находивший ещё популярности в среде простонародья, но поддерживаемый государством.

Япония в эпоху первого сёгуната Минамото (1192-1335 гг.) В 1192 г. происходит крутой поворот в исторической судьбе страны, верховным правителем Японии с титулом сёгун стал Минамото Еримото – глава влиятельного на северо-востоке страны аристократического дома.

. Это было время расцвета городов, ремесла и торговли Японии. Как правило, города росли вокруг монастырей и ставок крупных аристократов. Расцвету портовых городов на первых порах содействовали японские пираты. Позже в их процветании начала играть роль регулярная торговля с Китаем, Кореей и странами Юго-Восточной Азии. В XI в. насчитывалось 40 городов, в XV в. – 85, в XVI в. – 269, в которых возникали корпоративные объединения ремесленников и торговцев (дза).

. В 1274 и 1281 гг. японцы оказали успешное сопротивление вторжению монгольской армии.

Второй сёгунат Асикага (1335-1573 гг.) Второй сёгунат в Японии возник в ходе длительных усобиц князей знатных домов. На протяжении двух с половиной столетий чередовались периоды междоусобий и укрепления централизованной власти в стране. В первой трети XV в. позиции центральной власти были наиболее сильными. Сёгуны препятствовали росту контроля военных губернаторов (сюго) над провинциями.

В годы сёгуната Муромати происходит переход от мелкого и среднего феодального землевладения к крупному. Система вотчин (сёэн) и государственных земель (корё) приходит в упадок из-за развития торгово-экономических связей, разрушавших замкнутые границы феодальных владений. Начинается формирование компактных территориальных владений крупных феодалов – княжеств.

В эпоху Асикага углубился процесс отделения ремесла от земледелия.

Развитие ремесла способствовало росту торговли.

Центрами страны оставались столицы Киото, Нара и Камакура. По условиям возникновения города делились на три группы.

1 Одни выросли из почтовых станций, портов, рынков, таможенных застав.

2 Второй тип городов возникал при храмах, особенно интенсивно в XIV в., и имел, как и первый, определенный уровень самоуправления.

3 Третьим видом были рыночные поселения при замках военных и ставках провинциальных губернаторов. Такие города, нередко создававшиеся по воле феодала, находились под полным его контролем и имели наименее зрелые городские черты. Пик их роста приходился на XV век.

После монгольских нашествий власти страны взяли курс на ликвидацию дипломатической и торговой изоляции страны.

Социальная структура в эпоху Асикага оставалась традиционной: господствующий класс состоял из придворной аристократии, военного дворянства и верхушки духовенства, простой народ – из крестьян, ремесленников и торговцев. До XVI в. четко установились классы-сословия феодалов и крестьян.

До XV в., когда в стране существовала сильная военная власть, основными формами борьбы крестьян были мирные: побеги, петиции. С ростом княжеств в XVI в. поднимается и вооруженная крестьянская борьба.. Подъему этой борьбы способствовало и наступление феодальной раздробленности.

Объединение страны; сегунат Токугаева. Политическая раздробленность поставила на повестку дня задачу объединения страны. Эту миссию выполнили три выдающихся политических деятеля страны: Ода Нобунага (1534-1582), Тоётоми Хидзёси (1536-1598) и Токугава Иэясу (1542-1616). В 1573 г., победив наиболее влиятельных даймё и нейтрализовав ожесточенное сопротивление буддийских монастырей, Ода провел реформы, способствовавшие ликвидации раздробленности и развитию городов.

Реформы преемника Ода, выходца из крестьян Тоётоми Хидзёси, имели главной целью создание сословия исправных налогоплательщиков. Земля была закреплена за крестьянами, способными платить государственные налоги, усилен казенный контроль за городами и торговлей.

После смерти Тоётоми Хидзёси в 1598 г. власть перешла к одному из его сподвижников Токугава Изясу, который в 1603 г. провозгласил себя сёгуном. Одна из первых реформ дома Токугава была направлена на ограничение всевластия даймё, которых насчитывалось около 200. Аграрная реформа Токугава еще раз закрепила крестьян за их землями. При нем были строго разграничены сословия: самураи, крестьяне, ремесленники и торговцы.

XVII век принес Японии политическую стабильность и экономическое процветание, но уже в следующем столетии начался экономический кризис.

* * *

Итак, исторический путь Японии в Средние века был не менее напряженным и драматическим, чем у соседнего Китая.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: