П. Г. ЩЕДРОВИЦКИЙ
В последние десять-пятнадцать лет в методологическом сообществе получили бурное развитие так называемые "рамочные", или "багетные", техники методологической работы. Речь идет об аморфном комплексе технических приемов и принципов организации мышления, которые пришли па смену техникам синтеза знаний (как частный случай - конфигурирования) и проблематизации, развивавшимся, соответственно, в 60-е и 80-е годы.
Эволюция технического базиса методологического мышления, скорее всего, была связана с изменением типа решаемых практических задач. В 60-е годы ведущим направлением работ было логико-эпистемологическое проектирование научных предметов и методологических исследования. В середине 70-х на базе теоретических представлений о коммуникации были развернуты технологии программирования комплексных полипрофессиональных работ по решению сложных проблем. В конце 80-х центр интересов методологического сообщества сместился в сферу организационного проектирования, регионального (городского) планирования, разработки концепций и программ развития рабочих коллективов и социокультурных систем.
|
|
Вместе с тем, формирование корпуса рамочных техник и технологий организации мышления, на наш взгляд, связано с изменениями более широкого социокультурного контекста.
В числе важнейших трансформаций следует назвать, прежде всего, кризис онтологического монизма и дуализма в любых его конкретных версиях и попытки сохранить принципы методологического монизма в условиях работы с плюральными (множественными и гибридными) онтологиями. К их числу могут быть отнесены все социокультурные, культур-антропологические (культур-психологические), техно-природные (деятельностно-природные) человеко-машинные и другие представления.
Также следует учитывать деградацию традиционных форм институционализации мышления, сложившихся в ХУШ-Х1Х вв.: таких как университеты и научно-исследовательские организации академического толка. Поиск новых форм институционализации мышления, безусловно, требует изменения его технологической платформы.