Итак, вторая половина XX в. принесла нам существенные изменения техник и приемов мыслительной и, шире, интеллектуальной работы.
Мы выделили, по крайней мере, три принципа, конституирующих новую формацию мышления:
а) принцип "рамок" или "рамочной организации" методологического мышления и
мыслительной работы вообще;
б) принцип двойной интенциональности или двойного полагания (фигуры и фона,
объекта и пространства для объектов данного типа, предмета и предметной организации), отметим, что только сосуществование этих интеициональностей и их одновременное применение делает возможным "полагание-как-таковое";
в) принцип полиэкранной организации пространства интеллектуальной работы
или принцип топики, сближающий методологические версии организации мыслительной работы с концепциями "коммуникационного пространства" и "фрактального разума".
Методологическая работа
Суть методологической работы, а вместе с тем - суть методологической революции в сфере философии, науки и инженерии состоит в том, что последовательно осознаются, выделяются и осваиваются приемы, способы, техники работы с несколькими типами рамок.
|
|
Для инженерии, научного исследования и даже для философии (особенно метафизики) была характерна работа с одним (достаточно устойчивым - во всяком случае относительно времени самого мыслительного процесса или мыслительного действия) набором рамок с последующим переходом к содержимому заданного пространства, к тем объектам, которые существуют или могут существовать в таком контуре.
Напротив, методологическая работа - это всегда работа со многими принципиально не сводимыми друг к другу рамочными контурами, а значит - со многими действительностями, со многими семействами объектов.
За счет этого в методологической работе возникает некая задержка, своего рода "эпохе". Смысл в котором мы используем этот термин в данном контексте, ближе не столько к феноменологическому, сколько к первоначальному - восходящему к Пирсону. Методологическое "эпохе" производится нами тогда, когда мы искусственно "задерживаем" конструктивное завершение процедуры полагания объектов и какое-то время сознательно и целенаправленно движемся в условиях наличия многих рамок, не сводимых друг к другу. Их наличие с самого начала создает ситуацию проблематизации. Каждая рамка или контур рамок предполагает (пунктирно) свой тип объектов и предметов, но методологическое мышление как бы «не замечает» этого обстоятельства. Процедура объективации и опредмечивания не завершается или, точнее, ее завершение "откладывается". Методологическая работа выдвигает ряд запретов на формальную объективацию, характерную для предметного и метафизического мышления. Названные рамочные контуры фиксируются, движение идет сразу в нескольких контурах или рядах рамок; за счет этой техники создаются условия для получения новых типов объектов и онтологических картин [5].
|
|
Объект, а также любые более сложные объектно-онтологические конструкции (онтологические картины, модели) должны рассматриваться в методологической работе как результат рефлексии и соотнесения друг с другом нескольких рамочных контуров. Перефразируя Хайдеггера можно сказать, что объект есть то, что возникает в зазоре между рамками.