Период становления русской философии

Направления, особенности, периодизация русской философии.

Требования к умениям.

Требования к знаниям.

1. Знать основные направления, особенности русской философии.

2. Знать периодизацию русской философии.

3. Знать основных представителей русской философии, их идеи.

Уметь определять характер работ русских мыслителей, их тесную связь с историей народа.

Русская философия – яркая страница в мировом философском мире. Во многом она уникальна, во многом самобытна, что определяет её ценность и значение.

На русскую философию оказал влияние целый ряд факторов, в том числе географический фактор (Россия лежит на пересечении 2-х миров – Востока и Запада) и крещение Руси (философия вобрала в себя элементы религии).

Различают 3 направления русской философии:

1. Историософское.

2. Религиозное.

3. Нравственное.

Характерными чертами русской философии являются:

1. Осмысление прошлого.

2. Попытка преобразовать настоящее.

3. Конструирование будущего.

4. Поиск справедливости.

5. Поиск идеального.

6. Поиск своего места в истории.

7. Осмысление своей миссии в мире.

Периодизация русской философии – вопрос дискуссионный. Один из вариантов периодизации русской философии выглядит так:

1. 11 – 17 века – становление русской философии

2. 18 – первая четверть 19 века – распространение философии в России в форме подражания западной философии.

3. Вторая и третья четверть 19 века – становление самобытной русской философии.

4. Последняя четверть 19 века – первая четверть 20 века – расцвет русской философии, вошедший в историю как религиозный ренессанс начала 20 века.

5. 20 годы 20 века – начало 90-х годов – советский период русской философии.

6. С начала 90 годов 20 века – современный период русской философии.

Первым философом принято считать митрополита Илариона (11 век). В своём труде "Слово о Законе и Благодати" он рассматривает Русь в контексте мировой христианской истории.

Цель Иллариона – выяснение смысла крещения Руси Владимиром. Утверждая, что Русь приобщена к благодати вечной жизни, Иларион указывает, что русский народ стал всемирно-историческим народом, т.е. народом, определяющим глобальные процессы в человечестве.

Значение христианства Иларион рассматривает через 3 степени приближения человека к божественной истине: языческое многобожие, единобожие и вера в триединого Бога.

1. Все народы до обретения веры поклонялись идолам. Чтобы обратить человека к вере в единого Творца, Бог дал ему Закон через Моисея. Закон должен был подготовить человека к подлинной истине и благодати. Истина и благодать были явлены Христу и апостолам, крестившим народы в жизнь вечную.

2. Смысл христианства выясняется через сопоставления его с Законом (иудаизмом). Он указывает на первенство благодати, обосновывая тем самым правоту Владимира, крестившего Русь. Русский народ перешёл из язычества сразу в христианство, минуя единобожие.

3. Противопоставляя Закон и Благодать, иудаизм и христианство, он приходит к сопоставлению исторических судеб еврейского и русского народа.

Иудеям раньше была открыта истина, Русь в то время служила бесам. Но, приняв христианство, русский народ стал выше того иудейства, которое преткнулось перед буквой закона. Крестившись, русский народ открыл перед собой не только великие перспективы, но и опасности искушений, которые могут далеко отбросить от истины.

Илларион видит опасности, скрытые в характере русских и препятствующие выполнению их исторической миссии. Он отмечает, что его современники пекутся только о земном, житейском, забывая о Божьем. Если народ уклонится от Божественного, он будет предан в руки других народов и будет уничтожен.

Илларион видит в характере русских тёмную необузданную силу, склонность к бунту, который может поставить под сомнение само существование русского государства.

4. Сердцевиной "Слова" является изложение основ христианского учения. Иларион рассматривает Иисуса Христа как самостоятельное лицо божественного триединства, который выполняет особый замысел Бога-Отца. Иисус обладает двуединой природой – Христос-Бог, но по плоти – человек. Это противоречие разрешается смертью плоти, но Божественное воскресает в Нём. Во имя людей Христос принял смерть и муку. Грехопадение Адама начинается со сладости вкушения запретного плода. Нет другого средства для уничтожения греха, кроме горечи, болезни, смерти, которые человек добровольно принимает.

Смерть может быть уничтожена только смертью, грех – грехом, болезнь - болезнью. Смерть смерти он понимает как духовную смерть, это смерть стремления человека эгоистически жить природной жизнью, смерть всего неустойчивого и инертного в нём.

5. Иларион разрушает буквальное понимание Евангелий.

В русском народе Илларион видит двойственность: русские поклоняются распятому Богу, находят спасение в страдании и смерти, не возвышаются над другими народами. Свою гармонию русские обретут в герое-священнике и царе одновременно. Такой личностью у Илариона является князь Владимир - мужественный, сильный, избавивший Русь от притеснений. Владимир – духоносная личность, так как прозрел божественную истину и обрёл разум, приняв христово учение. Его дела Иларион сравнивает с делами императора Константина. Истинный государь – смелый воин, мудрый владыка, апостол по вере.

6. В его труде "Молитва" высказывается мысль о немощной природе человека, о его греховности, которая отвлекает человека от служения Богу. Для спасения требуется обращение человека к Богу, но человек не может сам определить путей к нему по своей греховности. В этом человеку помогает церковь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: