Теория «7S»

Разработчики теории Том Питерс, Роберт Уотерман, Ричард Паскаль и Энтони Атос утверждали, что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых требует соответствующего изменения остальных шести. Модель семи S (рис. 1.1.) появилась на свет в июне 1980 г. в

Рис. 1.1. Система «7S»

графическом подразделении консалтинговой фирмы McKinsey. Она была благозвучна, понятна и имела свой логотип (позже названный «счастливый атом»), что обеспечило ее успешность. Основная идея модели 7S – это способ достижения организацией успеха.

Составляющие модели:

– стратегия организации (strategy) – планы и направления действий, которые определяют распределение ресурсов, указывают осуществление определенных процессов во времени для решения поставленных задач и достижения целей организации;

– состав персонала (skill) – состав работников, трудящихся в подразделении организации и отличающихся между собой по возрасту, полу, образованию, навыкам и т.д.;

– совместно разделяемые ценности (shared values) – миссия, смысл и содержание основных направлений деятельности организации; важнейшие ценности или основополагающие концепции, которые доводятся до сознания всех сотрудников фирмы;

– структура организации (structure) – внутреннее строение организации, отражающее иерархические отношения подразделений и распределение власти и ответственности между ними;

– системы и процедуры (sistems) – описание процессов, установленный порядок, процедуры (например, системы планирования, системы ответственности, обратной связи, управления качеством, обучения персонала);

– сумма навыков (staff) – квалификация персонала, сумма их навыков, возможностей, умений работников; способности, отличающие персонал и фирму в целом;

– стиль руководства (style) – способ управления организацией ее лидером, руководителем. В определение стиля входят также понятия «организационная культура», «имидж».

При изменении организации семь составляющих изменяются именно в такой последовательности. На первом этапе определяется новая стратегия, далее компания определяет, в чем она особенно сильна, и какие навыки надо приобрести или развить для того, чтобы стратегия воплотилась в жизнь.

Можно представить систему «7-S» несколько по-другому. При этом ее элементы на жесткие, отражающие формальные стороны организации, материализуемую через различные документы каждой конкретной компании – это структуры, стратегии и системы управления, и мягкие – стиль управления, сумма навыков персонала, состав персонала и совместно разделяемые ценности. До недавнего времени главным объектом управления со стороны руководства организаций были жесткие элементы управления. Ситуация выровнялась в связи с успехами японского менеджмента и умелым использованием им мягких элементов управления.

В соответствии с теорией «7-S»эффективно могут функционировать и развиваться только те организации, в которых система, состоящая из семи составляющих, находится в гармонии, и, соответственно, задача менеджмента такой организации – гармонизация этих семи составляющих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: