Начало XX в. ознаменовалось деятельностью двух крупных фигур в экономической и политической жизни России — С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Но если первый, по более или менее единодушному мнению современников и историков, считался незаурядным государственным деятелем, то оценка П.А. Столыпина и у современников, и у историков далеко не однозначна: одни считают его выдающимся организатором, прогрессивным реформатором, другие — реакционным государственным деятелем, реформаторские усилия которого были направлены на спасение самодержавия, укрепление помещичьего землевладения и дальнейшее закабаление крестьянства.
Сергей Юльевич Витте (1849—1915), обрусевший немец, сын крупного чиновника, занимавшего в государственной иерархии ряд постов, включая должность губернатора Саратова, рано потерял родителей и воспитывался у дяди, генерала Фадеева. После окончания математического факультета Одесского университета работала администрации Одесской железной дороги, затем начальником всех железнодорожных сообщений тыла армии, действовавшей в Болгарии и Румынии. Занимал ряд крупных постов на частных железных дорогах, впоследствии был назначен управляющим всей Юго-Западной железнодорожной сети.
|
|
Во время посещения Одессы Александром III Витте обратил внимание на то, что царский поезд подвергается опасности, так как товарный паровоз, ведший этот поезд, не был приспособлен для пассажирской скорости, и распорядился снизить скорость поезда, что вызвало гнев свиты и самого царя. Однако игнорирование замечания Витте привело к аварии царского поезда в октябре 1888 г., после чего в 1889 г. он был назначен директором департамента железных дорог Министерства финансов. В 1892 г. он получил должность министра путей сообщения, однако его привлекал пост главы министерства финансов, которое, по его словам, «единственное настоящее министерство».
Дело в том, что департамент железнодорожного транспорта осуществлял всю экономическую и коммерческую деятельность, более того, ему была подведомственна экономическая деятельность промышленности и торговли. Поэтому за короткий срок Витте освоил экономическую деятельность государства по основным его направлениям и сделал свой первый солидный вклад — разработал дифференцированные тарифы на железнодорожные перевозки, которые стали считаться самыми прогрессивными в Европе. Благодаря его разработке проезд на дальние расстояния стал доступным для широких масс пассажиров, а не только для богачей и крупных чиновников. (В настоящее время, когда проезд всеми видами транспорта на дальние расстояние стал недоступным для многих людей, получающих мизерную зарплату, изучение и применение пассажирского тарифа Витте имеет весьма важное практическое значение. В не меньшей степени заслуживают внимания и его тарифы на перевозку товарных грузов.)
|
|
После отставки в 1892 г. министра финансов И.А. Вышеградского, справедливо обвиненного во взяточничестве, эта должность была предложена Витте. Началась эпоха бурного развития капитализма в России, получившая название «эра Витте».
По оценке своих современников, Витте значительно превосходил всех других министров в области не только интеллекта и работоспособности, но и как организатор. Его по праву считали самым крупным министром финансов со времен Е.Ф. Канкрина (1774—1845), бывшего министром при Николае I, последовательного сторонника промышленного протекционизма. При нем завершилось формирование подушной налоговой системы и была введена откупная система. Известность Канкрин получил благодаря проведению денежной реформы (1839—1843) путем девальвации упавших в цене ассигнаций и выпуска кредитных билетов, равных курсу серебряной монеты.
Среди многочисленных способов девальвации выделяются два основных. При первом способе золотое и серебряное содержание денежной единицы не подвергается изменению, но законодательным путем государством закрепляет определенное обесценение бумажных денег или неразменных монет. В таком случае обесценившаяся масса денег или ее часть выкупается государством или центральным эмиссионным банком по ее официально фиксированной стоимости либо путем обмена на кредитные билеты, имеющие твердые обязательства государства.
При втором способе государство приводит обесценившуюся валюту в соответствие с ее реальным курсом путем уменьшения
содержания денежной единицы. Именно этот способ девальвации впервые в России и был осуществлен Канкриным. Бумажные ассигнации государства были обменены на серебро из расчета 3 руб. 50 коп. ассигнациями за 1 серебряный рубль.
Осуществляя денежную реформу в 1897 г., Витте использовал другой способ — понижение золотого содержания рубля до рыночного курса бумажного рубля. Благодаря такой валютной политике удалось закрепить на несколько лет установленный курс рубля, а затем сделать его разменным на золото. Этот способ девальвации был использован во время денежной реформы 1928 г.
Денежная реформа Витте противоречила интересам помещиков, которые, используя низкий уровень рубля на международном рынке, выгодно экспортировали хлеб и наживали огромные барыши. Однако введение твердого курса рубля на мировом рынке было выгодно промышленному капиталу, импортировавшему машины, и государству, которое платило большие проценты по займам. После введения Витте в 1894 г. винной монополии государство опять получило огромную прибыль, которая раньше принадлежала торговому капиталу и помещикам, промышлявшим винокурением. (К сожалению, этот экономический опыт, который с давних времен использовался на благо государственной казны многих государств, был предан забвению при формировании рыночных отношений в России, и десятки триллионов рублей перешли из «дырявого» госбюджета в карманы отечественных и зарубежных производителей низкопробного алкогольного зелья.)
Для активного развития экономики России Витте весьма разумно использовал на практике 2 объективных фактора того периода: дешевизну капиталов на Западе, в связи с чем он продолжил процесс привлечения капитала с помощью конверсии, начатый его предшественником и приведший к поступлению в Россию более полутора миллиардов капиталов, и аграрный кризис, в результате которого образовалась масса дешевой рабочей силы. Эти факторы и явились основой бурного промышленного подъема 90-х гг., получившего название «эра Витте». В 1903 г. Витте был назначен председателем кабинета министров.
|
|
В августе 1905 г. благодаря его незаурядным и дипломатическим способностям был заключен Портсмутский мир с Японией, который, по всеобщему признанию, после такого жестокого поражения был куплен Россией весьма дешево: Япония по-
лучила половину Сахалина и права на Ляодунский полуостров*. В этой связи в придворных кругах Витте называли «графом Полусахалинским». В 1905 г. он направляется в Западную Европу и Америку добиваться займа, в котором Россия так остро нуждалась после поражения в войне с Японией. Витте был восторженно принят Вильгельмом II, который пытался предотвратить русско-английский союз против Германии. Авторитет Витте содействовал получению в столь трудное для России время солидных займов во Франции и других западных странах.
В октябре 1905 г. была произведена реорганизация Совета Министров, председателем которого был назначен Витте. Однако в результате интриг, в которых активное участие приняли такие приближенные к царю фигуры, как Трепов и Дурнов, в апреле 1906 г. Витте была предложена отставка. Последние годы жизни он в основном провел за границей. Преемником Витте в экономике по праву считается П.А. Столыпин.
Известность получила и научно-литературная деятельность Витте. Ему принадлежат книги «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», Курс политической экономии, весьма популярная в свое время записка «Самодержавие и земство», «Воспоминания» в трех томах и др.