Реформы «эры Витте»

Начало XX в. ознаменовалось деятельностью двух крупных фигур в экономической и политической жизни России — С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Но если первый, по более или менее едино­душному мнению современников и историков, считался неза­урядным государственным деятелем, то оценка П.А. Столыпина и у современников, и у историков далеко не однозначна: одни считают его выдающимся организатором, прогрессивным ре­форматором, другие — реакционным государственным деяте­лем, реформаторские усилия которого были направлены на спа­сение самодержавия, укрепление помещичьего землевладения и дальнейшее закабаление крестьянства.

Сергей Юльевич Витте (1849—1915), обрусевший немец, сын крупного чиновника, занимавшего в государственной иерархии ряд постов, включая должность губернатора Саратова, рано потерял родителей и воспитывался у дяди, генерала Фадеева. После окончания математического факультета Одесского универ­ситета работала администрации Одесской железной дороги, затем начальником всех железнодорожных сообщений тыла армии, действовавшей в Болгарии и Румынии. Занимал ряд круп­ных постов на частных железных дорогах, впоследствии был на­значен управляющим всей Юго-Западной железнодорожной сети.

Во время посещения Одессы Александром III Витте обратил внимание на то, что царский поезд подвергается опасности, так как товарный паровоз, ведший этот поезд, не был приспо­соблен для пассажирской скорости, и распорядился снизить ско­рость поезда, что вызвало гнев свиты и самого царя. Однако игнорирование замечания Витте привело к аварии царского поезда в октябре 1888 г., после чего в 1889 г. он был назначен директо­ром департамента железных дорог Министерства финансов. В 1892 г. он получил должность министра путей сообщения, од­нако его привлекал пост главы министерства финансов, кото­рое, по его словам, «единственное настоящее министерство».

Дело в том, что департамент железнодорожного транспорта осуществлял всю экономическую и коммерческую деятельность, более того, ему была подведомственна экономическая деятельность промышленности и торговли. Поэтому за короткий срок Витте освоил экономическую деятельность государства по основным его направлениям и сделал свой первый солидный вклад — раз­работал дифференцированные тарифы на железнодорожные перевозки, которые стали считаться самыми прогрессивными в Европе. Благодаря его разработке проезд на дальние расстоя­ния стал доступным для широких масс пассажиров, а не только для богачей и крупных чиновников. (В настоящее время, ког­да проезд всеми видами транспорта на дальние расстояние стал недоступным для многих людей, получающих мизерную зар­плату, изучение и применение пассажирского тарифа Витте имеет весьма важное практическое значение. В не меньшей степе­ни заслуживают внимания и его тарифы на перевозку товарных грузов.)

После отставки в 1892 г. министра финансов И.А. Вышеград­ского, справедливо обвиненного во взяточничестве, эта долж­ность была предложена Витте. Началась эпоха бурного развития капитализма в России, получившая название «эра Витте».

По оценке своих современников, Витте значительно превос­ходил всех других министров в области не только интеллекта и работоспособности, но и как организатор. Его по праву считали самым крупным министром финансов со времен Е.Ф. Канкрина (1774—1845), бывшего министром при Николае I, последова­тельного сторонника промышленного протекционизма. При нем завершилось формирование подушной налоговой системы и была введена откупная система. Известность Канкрин получил бла­годаря проведению денежной реформы (1839—1843) путем де­вальвации упавших в цене ассигнаций и выпуска кредитных би­летов, равных курсу серебряной монеты.

Среди многочисленных способов девальвации выделяются два основных. При первом способе золотое и серебряное содержа­ние денежной единицы не подвергается изменению, но зако­нодательным путем государством закрепляет определенное обес­ценение бумажных денег или неразменных монет. В таком слу­чае обесценившаяся масса денег или ее часть выкупается госу­дарством или центральным эмиссионным банком по ее офици­ально фиксированной стоимости либо путем обмена на кредит­ные билеты, имеющие твердые обязательства государства.

При втором способе государство приводит обесценившуюся валюту в соответствие с ее реальным курсом путем уменьшения

содержания денежной единицы. Именно этот способ девальва­ции впервые в России и был осуществлен Канкриным. Бумаж­ные ассигнации государства были обменены на серебро из рас­чета 3 руб. 50 коп. ассигнациями за 1 серебряный рубль.

Осуществляя денежную реформу в 1897 г., Витте использо­вал другой способ — понижение золотого содержания рубля до рыночного курса бумажного рубля. Благодаря такой валют­ной политике удалось закрепить на несколько лет установлен­ный курс рубля, а затем сделать его разменным на золото. Этот способ девальвации был использован во время денежной ре­формы 1928 г.

Денежная реформа Витте противоречила интересам помещи­ков, которые, используя низкий уровень рубля на международ­ном рынке, выгодно экспортировали хлеб и наживали огром­ные барыши. Однако введение твердого курса рубля на мировом рынке было выгодно промышленному капиталу, импортировав­шему машины, и государству, которое платило большие про­центы по займам. После введения Витте в 1894 г. винной моно­полии государство опять получило огромную прибыль, которая раньше принадлежала торговому капиталу и помещикам, про­мышлявшим винокурением. (К сожалению, этот экономичес­кий опыт, который с давних времен использовался на благо государственной казны многих государств, был предан забве­нию при формировании рыночных отношений в России, и де­сятки триллионов рублей перешли из «дырявого» госбюджета в карманы отечественных и зарубежных производителей низко­пробного алкогольного зелья.)

Для активного развития экономики России Витте весьма разумно использовал на практике 2 объективных фактора того периода: дешевизну капиталов на Западе, в связи с чем он про­должил процесс привлечения капитала с помощью конвер­сии, начатый его предшественником и приведший к поступле­нию в Россию более полутора миллиардов капиталов, и аграр­ный кризис, в результате которого образовалась масса дешевой рабочей силы. Эти факторы и явились основой бурного промышленного подъема 90-х гг., получившего название «эра Витте». В 1903 г. Витте был назначен председателем кабинета министров.

В августе 1905 г. благодаря его незаурядным и дипломатичес­ким способностям был заключен Портсмутский мир с Япони­ей, который, по всеобщему признанию, после такого жестоко­го поражения был куплен Россией весьма дешево: Япония по-

лучила половину Сахалина и права на Ляодунский полуостров*. В этой связи в придворных кругах Витте называли «графом По­лусахалинским». В 1905 г. он направляется в Западную Европу и Америку добиваться займа, в котором Россия так остро нужда­лась после поражения в войне с Японией. Витте был востор­женно принят Вильгельмом II, который пытался предотвратить русско-английский союз против Германии. Авторитет Витте со­действовал получению в столь трудное для России время солид­ных займов во Франции и других западных странах.

В октябре 1905 г. была произведена реорганизация Совета Министров, председателем которого был назначен Витте. Од­нако в результате интриг, в которых активное участие приняли такие приближенные к царю фигуры, как Трепов и Дурнов, в апреле 1906 г. Витте была предложена отставка. Последние годы жизни он в основном провел за границей. Преемником Витте в экономике по праву считается П.А. Столыпин.

Известность получила и научно-литературная деятельность Витте. Ему принадлежат книги «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», Курс политической экономии, весьма популярная в свое время записка «Самодержавие и земство», «Воспоминания» в трех томах и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: