Это относится уже ко всей живой и неживой природе. Выбе-
£wf___________ Что такое проницательность ______________О
рите какой-либо незаметный процесс, и, не исключено, вы
сможете обнаружить внешние проявления, по которым мож-
но определить его сущность. В растениях идут совершенно
невидимые нам процессы фотосинтеза. Усваивается солнеч-
ная энергия, благодаря которой всасываемые из почвы ми-
неральные вещества вступают в химические реакции и
образуют растительную массу. А внешне мы замечаем, что
растение лучше развивается на свету, тянется к нему своей
кроной, листьями, цветами, ярче окрашено и попросту чах-
нет в тени. Другой пример. На Солнце идут непрекращающи-
еся термоядерные реакции, недоступные нашему обычному
восприятию. Но мы фиксируем свет и другие излучения как
их внешние проявления. И по ним делаем вполне опреде-
ленные выводы о сущности протекающих в нашей звезде
процессов. В безветренную погоду равнинная река кажется
иногда совершенно застывшей. Но, замечая, как движутся
на ее поверхности различные предметы, мы делаем заклю-
чение, что течение все-таки есть и вода движется.
Вот эти внешние проявления и составляют объектив-
ную основу для проницания. Именно их мы замечаем и
именно по ним делаем выводы, позволяющие проникать в
сущность скрытых от непосредственного наблюдения про-
цессов. Однако так делают все люди, на этом построено
логическое мышление, и ничего особенного здесь нет. Так
уж природа предопределила.
А вот одно из принципиальных отличий, формирующее
проницательность, — в субъективном. То есть в свойствах
и тренированности нашей психики: чем острее вы подме-
чаете едва заметные внешние проявления, чем быстрее,
глубже и точнее делаете по ним выводы о сущности скры-
тых процессов и прогнозируете их развитие, тем вы про-
ницательнее.
Фактически, проницательность — быстрота и острота
наблюдательности и ума, высокая чувствительность и
l£> Станьте проницательнее ©
скоротечность воспринимающих и мыслительных процес-
сов. Благодаря этому качеству вы не просто наблюдатель-
ны — вы остро, с ходу подмечаете, схватываете то, что
обычные люди не видят. Или видят, но не обращают вни-
мания, не придают значимости. И выводы делаете не как
обычный человек, а стремительнее и точнее, заметно опе-
режая других в осознании сути процессов и предвидении
их развития. За единицу времени вы можете воспринять и
усвоить намного больший объем информации, чем другие.
Как скоростной компьютер, хотя такое сравнение, может
быть, и не совсем корректно. Становитесь буквально по-
жирателем информации. В результате получаете реаль-
ную возможность лучше ориентироваться в различных
жизненных ситуациях и быстрее предпринимать необхо-
димые действия.
Это — ценнейшее качество, особенно необходимое в
современном мире, до предела насыщенном информацией.
Оно обеспечивает лучшее выживание и достижение яр-
ких жизненных успехов. В отличие от заторможенности —
противоположного качества, при котором нередко в упор
не видят или не слышат, долго размышляют, зачастую
недопонимают и постоянно запаздывают. «Как до жира-
фа доходит» — так охарактеризовала это народная муд-
рость.
Однако это еще не все. Не смущают ли вас приведен-
ные в словарях для определения проницательности слова
«угадывающий и предвидящий»? Казалось бы, все доста-
точно ясно: проницательность придает большую быстро-
ту и остроту привычным мыслительным операциям — вос-
приятию информации, ее анализу, систематизации, обоб-
щениям, логическому мышлению и др. Тогда зачем еще
«угадывать и предвидеть» и что это означает?
На мой взгляд, за этими словами кроется другое прин-
ципиальное отличие — специальные психические меха-
"P^> ____________ Что такое проницательность _______________0
низмы проницательности. Они позволяют быстро и глубо-
ко проникать в сущность скрытых процессов при таких
жизненных обстоятельствах, когда привычное логическое
мышление неэффективно или вообще не срабатывает. Это
происходит в следующих случаях:
® Когда скрытые процессы и их внешние проявления
настолько скоротечны и изменчивы, что их сущность
практически невозможно или очень трудно определить
с помощью логических операций. Особенно это касает-
ся переработки информации в сознании людей. Сможе-
те ли вы, например, совершенно точно сказать, о
чем думает собеседник во время разговора и какие
действия он предпримет в следующую минуту? Даже
если, допустим, сможете, то где гарантия, что те-
чение мыслей уже не изменилось и действия, соот-
ветственно, ожидаются совсем другие?
<•> Когда нужно быстро принять решение и действовать,
а времени на сбор фактического материала, его
осмысление, индуктивные и дедуктивные выводы о
сущности скрытого процесса и путях его развития
просто нет. Конечно, в подобных случаях решения
можно вообще не принимать и не предпринимать
никаких действий, если не ожидается каких-либо
особых последствий. Ну а если это вдруг грозит серь-
езными осложнениями для вашего бизнеса, другой
значимой деятельности или опасно для жизни?
<•> Когда можно наблюдать всего одно-два внешних про-
явления, чего в качестве фактического материала
для обоснования логических выводов явно недоста-
точно.
Вот тогда, согласитесь, в силу необходимости мы вы-
нуждены не длительно наблюдать и размышлять, посте-
пенно осознавая сущность скрытого процесса, а быстро и
остро угадывать и предвидеть. То есть проницать.
jCSj- Станьте проницательнее ©
А теперь проанализируйте, как это делается:
® интуитивно, подсознательно — вы чувствуете и уга-
дываете, не осознавая, как это происходит, а полу-
чая уже каким-то образом готовые представления о
сущности скрытого процесса и пути его возможного
развития;
® осознанно — вы владеете процессом предвидения и,
постоянно совершенствуя соответствующие умения
и навыки, добиваетесь его наивысшей эффективно-
сти.
Согласитесь, сразу возникает вопрос: «А в чем, соб-
ственно, сущность такого осознанного процесса?» Давайте
разберемся. Это очень важно для последующих выводов и
тренингов. Такой вот простенький жизненный пример для
иллюстрации. Парень пригласил девушку... ну, скажем,
в театр. И получил отказ. Если парень совершенно лишен
проницательности, то, скорее всего, ему в голову наугад
ударит первая попавшаяся мысль: «Слишком много вооб-
ражает». Сразу обидится и, может быть, нагрубит. В ре-
зультате отношения станут напряженными или прекратятся
совсем.
Но! Совсем иначе поведет себя хотя бы немного прони-
цательный человек. По внешним проявлениям — выраже-
нию лица, интонации, поведению девушки — он сразу же
попытается точнее определить причину отказа. Для чего
быстро воспроизведет в сознании ряд причин, возможных
в этом случае. Скажем, такие:
<•> он не нравится этой девушке;
® она любит другого и встречается с ним;
<•> задета грубой интонацией и обращением;
® болеет сама или сильно болеет кто-то из близких;
® занята в этот вечер какими-то делами, которые нельзя
отложить;
® нет настроения;
у*2г ___________ Что такое проницательность ______________0
<•> хочет подразнить парня;
© стесняется согласиться сразу же на первое пригла-
шение;
<•> просто вредный характер и т. п.
И выберет ту причину, которая, на его взгляд, вероят-
нее всего вызвала прозвучавший отказ. То есть просчита-
ет! А по сути, поймет девушку. И соответственно тут же
скорректирует разговор, свое поведение и последующие
действия. Наверняка не обидится. В зависимости от при-
чины, может быть, проявит настойчивость, если она, ска-
жем, капризничает или поддразнивает. Или, наоборот,
извинится и скажет: «Ну, хорошо, тогда в другой раз» —
и пригласит, как только позволят обстоятельства. Или со-
всем откажется от этой мысли, придя к выводу, что она
встречается с другим парнем.
А если парень еще и умеет предвидеть? То есть просчи-
тывать наперед! Тогда — совсем иные действия. Исходя из
имеющейся о девушке информации, он заранее проанали-
зирует возможные причины, а потом уже соответствую-
щую реакцию на свое предложение, чтобы определить —
согласится она или нет. И тогда уже решит: предложить
ли пойти в театр, и как это лучше сделать, или повреме-
нить, или совсем отказаться от этой идеи.
Вот теперь делаем выводы:
<•> угадывание — это интуитивное определение причи-
ны воспринятых внешних проявлений без анализа
возможных вариантов. Корректировка последующих
действий в этих случаях, как правило, — спонтанная,
капризная, непредсказуемая, часто разрушающая от-
ношения;
® просчитывание — это выбор наиболее вероятной
причины воспринятых внешних проявлений, исхо-
дя из анализа известных вариантов. Чем большее
количество таких вариантов известно, тем точнее
^Cif Станьте проницательнее (J)
просчитывание. В результате проявляется большее
взаимопонимание и последующие действия коррек-
тируются продуманнее, мягче, обычно с сохранени-
ем прежних отношений;
® предвидение — это анализ вариантов предстоящего
хода мыслей людей, развития иных скрытых про-
цессов, а также их возможных внешних проявлений
и определение наиболее вероятных в данной ситуа-
ции. В соответствии с этим вырабатывается предва-
рительная программа действий, которая в процессе
реализации может корректироваться в зависимости
от восприятия уже реальных внешних проявлений.
Эффективность, таким образом, намеченных и реа-
лизованных действий существенно выше, чем при
угадывании и просчитывании.
Заметили? В отличие от логических операций угады-
вание, просчитывание и предвидение позволяют намно-
го быстрее вникать в суть мыслей людей, скрытых при-
родных и социальных процессов, проницать их. Но с дру-
гой стороны, они весьма вероятностны, не всегда точны.
Можно ошибиться. И тогда последующие действия мо-
гут оказаться просто бесполезными или, хуже того, вред-
ными. Получится так несколько раз подряд, и, согласи-
тесь, уже не очень захочется этим заниматься. Себе же
во вред!
Вот и возникает вполне правомерный вопрос: «А нельзя
ли каким-нибудь образом повысить эффективность угады-
вания, просчитывания и предвидения?» Удивительно, но
можно! Оказывается, в нашем сознании есть или можно
сформировать и такие психические механизмы. Зависимо-
сти! То есть любое внешнее проявление скрытого процес-
са обусловлено определенной внутренней причиной. Если
заведомо знать такую зависимость, то точность процесса
угадывания возрастает почти до полной. Заметили такое-
y+ft ___________ Что такое проницательность ______________0
то выражение лица, значит, в этот момент человек дума-
ет так-то и так-то. Кашляет ребенок — следовательно,
простыл. Или, например, стучит мотор у машины опреде-
ленным образом, как бы цокает — скорее всего, не отре-
гулированы клапаны. Причем возможны и обратные зави-
симости: какое-либо определенное воздействие дает адек-
ватную реакцию и соответствующее внешнее проявление.
К примеру, вы обращаетесь: «Можно вас спросить?» Оста-
новился человек, посмотрел благожелательно или произ-
нес: «Да, пожалуйста» — значит, готов ответить искренне
и обстоятельно. Но!., покачал головой влево-вправо, взгляд
сумрачный или неприязненный, выражение,, лица нерас-
полагающее — совершенно ясно: ваше обращение вос-
принято негативно, и вразумительного ответа, скорее все-
го, вы не получите. Так вот, чем больше, исходя из жиз-
ненного, профессионального опыта, вы знаете таких
зависимостей, тем вы проницательнее.
Аналогии — еще один важнейший психический меха-
низм проницательности. Аналогичные процессы сходны по
своей сущности, внешним проявлениям, их причинам и
реакции на одинаковое воздействие. Другими словами, если
хорошо знать какой-либо скрытый процесс, то точнее
можно угадать и предвидеть многое в другом подобном
процессе. Скажем, вы сами когда-то глубоко переживали
потерю близкого человека. Скорбь, даже независимо от
вас, явно проявлялась во всем внешнем облике, плаче,
речи, поведении. И если вы узнаете, что у кого-то такое
же горе, то вполне резонно можете предположить анало-
гичное эмоциональное состояние и его внешние проявле-
ния также и у этого человека.
Однако вы правильно делаете, если сомневаетесь, что
эти психические механизмы могут обеспечивать полную
непогрешимость проницательных оценок и выводов. К со-
жалению, она практически невозможна, потому что:
jCuf Станьте проницательнее (J)
<•> одинаковые внешние проявления скрытого процесса
нередко могут быть обусловлены различными причи-
нами. Человек, например, может одинаково улыбать-
ся — собственным мыслям, чьей-нибудь шутке, лю-
бимому человеку, просто из-за хорошего настроения
и т. п.;
® различия, оттенки во внешних проявлениях, вызван-
ных разными причинами, бывают почти неразличи-
мы. Та же улыбка может быть радостной, доброже-
лательной, располагающей, ироничной, саркастичной,
ухмылкой и т. п.;
<•> степень аналогичности скрытых процессов различна и
трудно определяема. И чем сильнее они отличаются
друг от друга, тем больше вероятность несовпадений.
Что ж, предложите теперь вы определение проница-
тельности. Интересно, как вы его сформулируете? Свой
вариант я предложил бы следующий.
Проницательность — это быстрота и острота наблю-
дательности и ума, позволяющие лучше подмечать едва
заметные внешние проявления скрытых процессов и,
исходя из этого, быстрее, глубже, точнее проникать в
их сущность и предвидеть развитие.
Заметьте, в таком определении объединяются выше-
приведенные толкования проницательности словарями: «на-
блюдательный, много замечающий, острый, глубоко вни-
кающий, предвидящий, угадывающий» и т. п. А если все
это сформулировать еще короче, то проницательность —
это острота и быстрота постижения сути реальных скры-
тых процессов и умение предвидеть их развитие в опре-
деленных ситуациях. В отличие от неспешного, хотя и
более основательного и менее ошибочного логического
мышления.
И еще один термин надо бы выделить для последую-
щих выводов и тренингов. Проницательность — качество
iZSt ___________ Что такое проницательность ______________0
личности. А вот его применение в каждой конкретной ситу-
ации — это уже процесс проницания. Его надо осознавать
и уметь управлять им с помощью вытренированных при-
емов. Зависимость самая прямая. Чем лучше умеете это
делать, тем сильнее ваша проницательность.
И сразу вопрос: врожденное или приобретенное каче-
ство — проницательность? Подтекст чувствуете? Если оно
больше врожденное, то не стоит тратить усилия на его
воспитание, все равно ничего не получится. Следователь-
но, и книга эта оказывается как-то не очень нужной. По-
этому давайте ответ искать вместе. Методика достаточно
проста: найти действительно проницательных людей
и спросить, как у них развивалось это качество. А затем
проанализировать полученные мнения.
Вот вам и первый тренинг: уметь выделять проница-
тельных людей. Задумайтесь: чем же они отличаются?
Можете сразу сформулировать? Если нет, то смело при-
меняйте первый вывод: все, что происходит внутри че-
ловека, обязательно имеет внешние проявления. Исходя
из него, проницательность — внутреннее, скрытое каче-
ство. Ускорение и острота происходящих под его влияни-
ем наблюдательных и мыслительных процессов не до-
ступны непосредственному наблюдению и измерению. Но...
они обязательно должны иметь внешние проявления. Ка-
кие же?
Представьте, вы разговариваете с кем-либо. Вознаме-
рились пространно разъяснять, чего хотите. И вдруг...
уже после первых двух-трех фраз собеседник перебива-
ет: «Да, спасибо, я уже все понял» или «Не надо долго
объяснять, и так все понятно». Вы как-то не сразу по-
стигаете смысл сказанного и пытаетесь продолжить объяс-
нения. Но совершенно неожиданно для вас собеседник сам
сжато и четко произносит то, что вы еще только предпо-
лагали сказать, да к тому же развивает ваши мысли. Или
*p£i[ Станьте проницательнее (J)
другой пример: вы пытаетесь как-то слукавить, утаить,
выгодно для себя интерпретировать информацию, солгать,
заведомо зная, что собеседнику ничего не известно. А он
останавливает вас примерно такими фразами: «Да так про-
сто не может быть», «Вы обманываете меня», «Лучше ска-
жите как есть». Пылко уверяете его в истинности своих
намерений и слов, а он точно «выдает» то, что вы пыта-
лись скрыть, вводя вас в смущение и краску. Еще пример.
Вы — в отчаянии, нуждаетесь в поддержке, помощи, но
не знаете, к кому и как обратиться, стесняетесь, не нахо-
дите слов. И вдруг безо всяких ваших просьб приходит на
помощь близкий, а иногда и вовсе незнакомый человек.
Вывод напрашивается сам. Во всех этих случаях вы обща-
лись с проницательными людьми. Они прочитали, угадали
ваши мысли, состояние. А внешне это выразилось в их
соответствующих высказываниях и действиях.
Однако понаблюдайте, есть и другие внешние признаки.
Умный, живой, острый, изучающий, как бы пронизываю-
щий взгляд. На лице какая-то обостренность, выдающая
напряженность мыслительной деятельности. Предельное
сосредоточение на восприятии информации, впитывание
ее с вашего внешнего вида, мимики, жестов, интонации.
Лаконичность, точность формулировок и необыкновенная
ясность мысли в высказываниях. Собственное остроумие
и быстрое схватывание чужого юмора. Еще и не догово-
рили шутку, анекдот, а человек уже засмеялся. Признак
мудрости в притчах Соломона — молчаливость. Но это
также отличительная черта и проницательности. Действи-
тельно, зачем много говорить, спрашивать о чем-то, если
и так видишь, что человек думает, и знаешь, что он мо-
жет ответить. Добавьте еще свои внутренние ощущения
при общении с проницательным человеком. Просто непре-
одолимо осознание, что вас видят насквозь, из-за чего
язык не поворачивается соврать, обмануть. Чувствуете,
jMf___________ Что такое проницательность ______________0
что вас понимают с полуслова, из-за чего не можете го-
ворить долго и не по существу, речь тогда как бы «зави-
сает», возникает ощущение, что говорите «в пустоту»,
начинаете теряться, запинаться и т. п. Заметьте, такие
люди чаще всего встречаются среди тех, кто занят на-
пряженным интеллектуальным трудом или много, профес-
сионально общается, эффективно и без особых усилий
управляет людьми.
Ну что? Нашли их в своем окружении? Вот и адре-
суйте к ним вопрос, считают ли они себя проницатель-
ными. И врожденное это качество или приобретенное?
Те, к кому я обращался, ответили примерно так.
Максимова Валерия Николаевна, доктор педагогических
наук, профессор Ленинградского областного института раз-
вития образования: «Проницательность основана на интуи-
ции. А интуиция корнями глубоко уходит в подсознатель-
ное, самую древнюю структуру головного мозга. Следова-
тельно, проницательность связана с генетикой и является
наследственной».
Шеманский Валерьян Александрович, бывший вице-пре-
зидент крупной международной компании: «У меня прони-
цательность приобретенная. Даже осознаю, как это проис-
ходило. В школьные годы был очень доверчивым. Друг —
это все. Безграничная преданность. И вдруг оказывается,
что моя мама, работавшая директором школы, в которой
учился и я, знает о моих проказах. Казавшийся таким на-
дежным, друг, когда его поведение разбирали на педсове-
те, с вызовом сообщил, что совершал их вместе со мной.
Мама слегла. Для меня это стало трагедией, до сих пор
ощущаю чувство вины. Но этот случай стал первым толч-
ком к осознанию того, что надо бы поменьше доверять,
а попристальнее присматриваться к окружающим: не пре-
дадут ли при удобном случае и для своей выгоды? Еще
были в молодости один-два аналогичных случая. И после
jCwf Станьте проницательнее (р
них я уже всерьез стал развивать свою проницательность.
Она и вела меня дальше по жизни».
Шапиро Владимир Яковлевич, доктор технических наук,
санкт-петербургский профессор математики: «Врожденное,
конечно, врожденное. Но развивалось с помощью жизнен-
ного опыта. По-моему, проницательность — это понимание
глубины, знание жизни в целом. Ее сильно развивает ана-
литическое мышление. Лучше она проявляется в экстре-
мальных ситуациях. Проницательные люди — специалисты
фондового рынка, постоянно работающие с информацией в
подобных ситуациях».
И вот как бы я сам ответил на эти вопросы: «Не знаю
почему, но мне еще с юношеских лет нравилось угадывать
мысли собеседника, сообщать ему и спрашивать: правильно
ли? Именно угадывать, возможно неосознанно подключая
интуицию. Сказать, что был проницательным, не могу, по-
скольку ошибался, наверное, чаще, чем угадывал. Осозна-
ние проницательности пришло в зрелые годы. Жизнь прове-
ла через столько различных ситуаций, что предвидеть мно-
гие из них, проанализировать, как будут развиваться, часто
уже не составляло особого труда. И выбираемая линия по-
ведения в большинстве случаев оказывалась достаточно эф-
фективной. Отсюда возникла идея написания этой книги: со-
здать тренинги, помогающие целенаправленно формировать
у человека качество проницательности. Чтобы молодые люди
могли начать успешно пользоваться им как можно раньше».
А ответы, которые вы получили... Они совпадают с при-
веденными? Если совпадают, то я предложил бы следу-
ющие выводы:
<•> проницательность может быть и врожденной, и при-
обретенной;
<•> она развивается с возрастом по мере накопления
жизненного опыта, информированности, компетент-
ности и знаний;
jCwf____________ Что такое проницательность ______________О
® чем в большем количестве жизненных ситуаций по-
бывал человек, чем большими познаниями и инфор-
мацией о людях, природных и общественных про-
цессах обладает, тем он проницательнее;
<•> развитие этого качества можно ускорить с помо-
щью специальных знаний и тренингов.
Проанализируйте правильность этих выводов на соб-
ственном опыте. И вы убедитесь, насколько остро про-
зрачны для вас ситуации, подобные тем, которые пере-
жили сами, и процессы, которые предварительно изуча-
ли. Другие подтверждения поищите в повседневной жизни,
обыденном общении, наблюдениях за проницательными
людьми, даже в пословицах и поговорках. Скажем, такие.
Однажды на производственном совещании начальник, фа-
милию уже и не помню, умудренный жизнью человек,
вдруг спросил: «Может кто-нибудь сказать, что означают
слова умный и мудрый?» И, не дождавшись ответа, пояс-
нил сам: «Умный — это тот, кто найдет выход из любой
ситуации. А мудрый — тот, кто просто не допустит нега-
тивную ситуацию». Есть и другая, тоже интересная интер-
претация этой мысли: «Умный — тот, кто не наступает
дважды на одни и те же грабли. А мудрый — тот, кто
вообще не ходит там, где лежат грабли». Согласитесь,
приложимо, да еще как, к нашим выводам. Другой пример.
Что, по-вашему, означает: «Сытый голодного не разуме-
ет»? Да если вы постоянно сыты, то не сможете глубоко
проникнуть в образ мышления, понять ход мыслей и пред-
сказать действия голодного и нищего. Точно так же быту-
ет мнение, что острее и глубже постичь горе человека,
потерявшего близких, можно только после того, как по-
хоронишь своих родителей, супруга или детей. Дальше
сами подмечайте и анализируйте...
Как только накопите достаточно информации — сис-
тематизируйте. И тогда сможете, даже непроизвольно,
l£> Станьте проницательнее &
выделить этапы формирования проницательности. Ориен-
тировочно предложил бы следующие:
<•> интуитивная проницательность — как-то подсозна-
тельно, интуитивно, но достаточно остро и ясно вы
подмечаете внешние проявления и чувствуете, пред-
ставляете ход мыслей человека, сущность процесса
или ситуации. Не дает покоя, будоражит почти ре-
ально ощущаемое видение: «Он или она думает, счи-
тает таким образом. Это происходит или должно про-
изойти так-то и так-то». Однако почему оно возника-
ет — объяснить не можете;
<•) опытная — исходя из собственного жизненного и про-
фессионального опыта, неоднократного наблюдения
одних и тех же внешних проявлений, вы уже при-
вычно и точно знаете, какие причины и скрытые
процессы им соответствуют и как они будут разви-
ваться. Так, ориентируясь на привычные выражения
лиц, действия людей, с которыми часто общаетесь,
и зная, какие мысли им соответствуют, по аналогии
вы буквально читаете мысли малознакомого или не-
знакомого человека. А в обществе и природе по схо-
жим внешним проявлениям намного легче и точнее
предугадываете сущность и развитие каких-либо дру-
гих аналогичных процессов;
<•> компетентная — обширные познания, компетентность,
информированность позволяют намного легче и быс-
трее предугадывать ход мыслей и действия человека
в различных ситуациях, а также проникать в сущ-
ность и определять возможное развитие природных
и общественных процессов;
® мудрая — сочетание жизненного опыта и компетент-
ности. В результате чувствование и знание жизни
становятся такими обширными и детальными, что,
даже не видя человека, но зная, в какой он находит-
jC3f____________ Что такое проницательность _______________0
ся ситуации, вы можете довольно точно предугадать
его мысли, поведение и действия. Перестают быть
тайной многие социальные и природные процессы;
<•> высшая — вы осознанно управляете своей проница-
тельностью, активно применяете ее как инструмент
познания и постижения незнакомых процессов и си-
туаций, точной ориентации и эффективных действий.
Но продолжайте, продолжайте исследование. Наблю-
дайте, экспериментируйте. Находите проницательных лю-
дей и расспрашивайте их. Накапливайте информационный
материал, анализируйте, систематизируйте, обобщайте и
делайте свои выводы. И на этой основе спорьте с положе-
ниями книги, уточняйте их, предлагайте свою интерпре-
тацию. Творите! Менее всего я хотел бы, чтобы мои поло-
жения воспринимались чересчур категорично и непрере-
каемо. Находите свое понимание проницательности. Это
же увлекательно!
ОДИННАДЦАТЬ
ОБЩИХ ПРАВИЛ
Разобрались в сути проницательности? Попытайтесь
теперь применить рассмотренные положения в своей прак-
тике и сформулировать наиболее общие правила. Они вы-
ведут на конкретные приемы и сделают более эффектив-
ным их аутотренинг. Из своего опыта предложил бы сле-
дующие.