Разбирайтесь в людях

От отдельных внешних проявлений переходите к их
совокупности, восприятию человека в целом.
От прони-
цания отдельных качеств — к глубокому целостному про-
никновению в сущность человека. Видению его в рет-
роспективе, динамике и перспективе! И составлению в
своем сознании его целостной информационной копии.
Вот тогда вы начнете по-настоящему разбираться в лю-
дях и подниметесь на более высокую ступень проница-
тельности. Отсюда — точнее оценка каждого, с кем при-
ходится общаться. А также увереннее предвидение, о ко-
тором шла речь в предыдущих главах. И как результат —
почти выверенные собственные действия в общении!
С потрясающе высокой эффективностью в достижении по-
ставленной цели!

Подход в освоении тот же — ориентиры, некоторые
примеры и затем тренинги, чтобы вы смогли разобраться в
сути, а потом вытренировать до уверенного применения
необходимые умения и навыки. Однако усилий здесь тре-
буется уже побольше. Все-таки человек в целом! Поэтому
тренируйте наблюдательность и активнее используйте уже
освоенные правила и приемы проницания, предвидения.
Не отступайте, если не сразу будет получаться. Не бой-
тесь ошибок, а учитесь на них. Вперед!


l£> Станьте проницательнее ©

Что значит «разбираться в людях»?

Попытайтесь осознать, как обычно вы это делаете. Да
просто нравится человек или не нравится. Зачастую и сфор-
мулировать-то не можете — почему? Как, например, мой
знакомый журналист. Выпьет в компании, подумает-
подумает и говорит: «Сближает!» А может сказать: «От-
тягивает1» Или: сделали вам что-нибудь хорошее, помогли
в чем-нибудь — значит, хороший человек. И нахваливае-
те, нахваливаете его. Но отказались помочь, выполнить
просьбу — сразу обиды и негативная оценка. И еще —
судите по высказываниям. Говорит приятное, подхвали-
вает, льстит негрубо — располагаетесь, иногда прямо та-
ете от распирающих симпатий. Но стоит только сказать
что-либо не нравящееся, как говорится, «против шер-
сти», — сразу напрягаетесь, уже терпеть не можете,
готовы растерзать, а то даже и ненавидеть начинаете.
Вне критики у некоторых людей родственники, друзья,
подруги, то есть они заведомо хорошие. Свои! А ко всем
остальным — настороженно. Социальные стереотипы так-
же срабатывают. Например, новый русский: знать не зна-
ете человека, однако все равно относитесь негативно.
Начальник — почти то же самое. Не понимает он про-
стых людей, и баста!

Но такие оценки, согласитесь, хороши на бытовом уров-
не, да и то не всегда. Они субъективны и, не обижайтесь,
примитивны. Потому что в них мало, а то и совсем нет
проницательности. И вот они тут как тут, нежелательные
ошибки. Причем не такие уж безобидные по своим по-
следствиям. Например, внешне такой приятный и понра-
вившийся молодой человек оказывается вором или мошен-
ником и «обчищает» вас. Лучшая и, как думалось, предан-
ная подруга уводит казавшегося таким верным мужа. Щедро
улыбающийся продавец невозмутимо обвешивает и т. п. Вот


j£*>_______________ Разбирайтесь в людях _________________0

уж, действительно: «Знать бы, где упасть, соломку бы
подстелил». Так и подстилайте!

Вначале определитесь с ориентирами. На мой взгляд,
они примерно следующие:

® как можно более полно вникнуть, что из себя цело-
стно представляет человек в настоящее время, в дан-
ный момент;
© исходя из этого, предвидеть, каких высказываний,
поведения и действий от него можно было бы ожи-
дать в той или иной конкретной ситуации, а также в
ответ на какое-либо воздействие;
<•> по возможности, желательно бы в ретроспективе пред-
ставлять, как этот человек таким сформировался, его
жизненный путь. Четче видно было бы, какие лично-
стные качества у него врожденные и более стойкие,
а какие — приобретенные и легче могут изменяться
или утрачиваться;
® исходя из этого, предвидеть его будущее развитие:
каким он может стать в ближайшей и далекой перс-
пективе?
Скажете: «Нереально это — достигнуть полного прони-
цания по таким ориентирам. Да и зачем? Особенно в обы-
денной жизни». Можно бы, конечно, согласиться. Однако,
что удивительно, с возрастом многие проницательные и
мудрые люди приходят именно к такому видению челове-
ка — в процессе его развития. В результате проницают,
предвидят и предсказывают будущее довольно успешно.
А что тогда молодым? Добивайтесь такого уровня своей
проницательности раньше.
Настойчиво стремитесь к объек-
тивной оценке человека, взвешивайте его плюсы и мину-
сы, недостатки и достоинства. Меньше обращайте внима-
ния на мелочи, если человек в целом хороший. И тогда
только формируйте свое отношение к нему. Начнете бы-
стрее и лучше разбираться в людях, намного увереннее


l£fo Станьте проницательнее ©

будете идти по жизни. И не только это. Доскональное
проницание человека и предвидение его действий и раз-
вития — составная часть профессиональной компетент-
ности практически всех педагогов, юристов, руководите-
лей, кадровиков и др.
Без обладания глубокой и целост-
ной проницательностью работать в секретных службах,
органах юстиции, властных структурах, воспитательных
учреждениях практически невозможно.

Но... ближе к делу. В целостном проницании челове-
ка придерживайтесь естественной последовательности
мыслительных операций.
Осознайте их, вникните в суть
каждой и систематизируйте. Алгоритм примерно следу-
ющий:

® проанализируйте первое впечатление о человеке. Как
можно глубже и детальнее проницайте его внутрен-
ние качества и составьте в сознании первую целост-
ную информационную копию;
® по отдельным внешним проявлениям, зависимостям,
аналогиям уточняйте его внутренние качества и до-
полняйте информационную копию;
® пытайтесь предвидеть ход его мыслей, высказыва-
ния, поведение, действия в различных ситуациях,
анализируйте успехи и ошибки своего предвидения и
вновь уточняйте, дополняйте информационную копию;
® найдите человека, сходного с ним внешне и хорошо
знакомого вам, проницайте по аналогии и составляй-
те представление о его жизненном развитии, рас-
ширяйте информационную копию;
® проанализируйте известные вам его анкетные дан-
ные, высказывания о нем друзей, родственников,
уточните представление о жизненном развитии и до-
полните информационную копию;
® вот теперь попытайтесь предвидеть развитие внут-
ренних качеств человека в перспективе, а отсюда —


IrZfr _______________ Разбирайтесь в людях _________________0

его будущее и вновь уточняйте информационную ко-
пию в своем сознании.

Вы заметили? Вот эта целостная информационная ко-
пия и есть основа, к которой надо стремиться. Чем пол-
нее и детальнее она, тем лучше вы разбираетесь в чело-
веке.
И понимаете его, и чувствуете, и предвидите. Но...
не останавливайтесь! Формируйте целостные информа-
ционные копии других людей. И тогда ваше сознание бу-
дет выявлять в них типичное и типизировать людей —
со сходными внутренними качествами и соответствую-
щими им внешними признаками. Мужчина и женщина.
Взрослый и ребенок. Школьник и студент. Человек ин-
теллектуального или физического труда. Городской или
сельский житель. Руководитель или сотрудник. Врач, пе-
дагог, бизнесмен. Продолжайте, продолжайте типизацию
сами...

Великолепно! Достаточно только взглянуть на челове-
ка и определить, к какому он типу относится, как тотчас
во многом целостно проницаете его. Отсюда вывод: чем
больше в сознании целостных информационных ко-
пий, тем лучше вы разбираетесь в людях.
Ну, а если не
вписывается человек в какой-то определенный тип лю-
дей? Или вписывается, но не совсем? Тогда проницай-
те, чем же он отличается. Подключайте приемы прони-
цательности и поищите ответы примерно на следующие
вопросы:

<•> Чем его внутренние качества, высказывания, пове-
дение и действия отличаются от типичных?

® Как они проявляются в различных ситуациях?

® Как он может отреагировать на новые обстоятель-
ства?

® Чем отличаются от типичного аналогичные ему люди?

® Как проницают его, знают прошлое и предвидят бу-
дущее те, кто уже давно знаком с ним?


iCwf Станьте проницательнее ф

Сформулируйте из ответов выводы и уточните целост-
ную типовую информационную копию. Вот и сформирова-
но представление об оригинальном, нестандартном чело-
веке.

Но и еще одно обстоятельство надо учесть. Люди ведь
постоянно меняются. Получил человек новую информацию
и тут же поменял оценки и отношение к кому-либо, начал
говорить и действовать по-иному. Поэтому целостные ин-
формационные копии должны постоянно уточняться. И
потому же — всегда надо придерживаться ранее приве-
денного правила: не считать свои проницательные выво-
ды категоричными и окончательными, оставлять долю
сомнения в их правильности.
Научитесь делать так! И тог-
да «разбираться в людях» станет нормой общения.

Что? Слишком уж сложно? Попроще бы научиться раз-
бираться в людях? Да, есть и такие приемы. Они, правда,
все равно вытекают из целостных информационных ко-
пий, но как-то попрактичнее, что ли. Это — знать целый
ряд внешних проявлений, которые в совокупности уже до-
вольно определенно указывают на ход мыслей, наличие у
человека того или иного качества.
Заметили вы ряд при-
знаков, свидетельствующих о том, что человек, напри-
мер, лжет или агрессивен, обманывает, — заранее при-
мите меры, и можно избежать неприятностей. Но вот дру-
гие признаки в совокупности явно показывают, что человек
обладает качествами, импонирующими вам, — сходитесь
с ним ближе, поддерживайте хорошие отношения, а то и
дружбу. Ну а когда рядом признаков никак не ограни-
чишься, тогда уж проницайте целостно. Например, жену
или мужа. Или своего ребенка, если хотите предвидеть
его будущее и повлиять положительно. Или, скажем,
определяетесь, за кого голосовать на выборах и т. п. Попы-
тайтесь сделать это вместе со мной на нижеследующих
примерах.


Ъ^г _______________ Разбирайтесь в людях _________________0

Если лжет?

Вот оно — слабое звено. Не распознаете ложь — грош
цена вашей проницательности. Осознайте, что получается.
По внешним проявлениям вы уверенно проницаете опре-
деленный ход мыслей, внутренние качества человека, чуть
снисходительно уже ожидаете какие-то высказывания,
поведение и действия. Но вдруг... все не так! Говорит что-
то поперечно. Действует и ведет себя совершенно невооб-
разимо. Вы — в растерянности. Подвела проницательность.
Или сами ошиблись. Или человек искусно скрыл, а то и
попросту беззастенчиво лгал. Ну и... как быть?

Во-первых, знать внешние проявления правды. Конеч-
но, у каждого человека по-разному проявляется, когда он
говорит искренне. Но ведь чувствуете, даже чуете, види-
те — правдив! Понаблюдайте за таким человеком. Внешне
спокоен или искренне взволнован, просто источает уверен-
ность, глубину мысли, переживает, в любой момент не по-
стесняется сказать: «Ну не хочешь — не верь. Дело твое. Не
обижайся потом только, что не предупреждал». Еще, еще
накапливайте признаки правды из опыта общения. Почти как
эталон тогда будет представление о том, как выглядит чело-
век, говорящий правду. А вот отклонения от этого, даже ма-
лейшие, должны настораживать.

И тогда в действие вступает второе правило: знать вне-
шние проявления лжи.
Психологи насчитывают их свыше
двадцати. Приведу основные, из книги Питера Томсона «Са-
моучитель общения» (СПб.: Питер, 2001. С. 129-132):

«...Вероятно, наибольшие трудности здесь связаны с
необходимостью отделить нервозность собеседника от от-
кровенной лжи. Бывают случаи, когда обстоятельства вы-
нуждают человека излагать информацию, с которой он,
возможно, внутренне не согласен, и его тело обязатель-
но будет посылать сигналы о рассогласованности чувств.


l£> Станьте проницательнее ©

Но ряд поз и жестов непосредственно указывает на то,
что человек говорит неправду.

...Если вы заметили, что человек во время разговора
прикрывает рот руками, это означает, что он как бы пы-
тается удержать слова в себе, даже если жест сводится к
легкому, едва заметному касанию губ кончиками пальцев...

Если человек не уверен в том, что говорит, он просто
перестает жестикулировать: похоже, он так сосредоточен
на своих словах, так озабочен желанием казаться уверен-
ным в себе, что движения кистей прекращаются.

Нервное облизывание губ может свидетельствовать о
неуверенности.

Нервное покашливание может быть просто нервным
покашливанием. Однако, если кашель появляется, едва
человек начинает разъяснять свою позицию, и сопровож-
дается некоторыми другими характерными жестами, мы
имеем основания заподозрить, что столкнулись с ложью.

Румянец — откровенный сигнал о том, что человек чув-
ствует себя неловко. Румянец может появиться вследствие
каких-то слов, прозвучавших в беседе, из-за присутствия
определенного человека, когда не удается держать себя
естественно и нельзя выказывать свои подлинные чувства.
Но бывает, что румянец свидетельствует о чувстве не-
ловкости, которую человек испытывает из-за своих соб-
ственных
слов.

Прерывистое дыхание — явный признак дискомфорта.

...иногда притопывание выдает лжецов.

...когда человек лжет, его тело как бы выходит из-под
контроля. Движения рук едва заметны, и в лице вроде бы
нет никаких существенных перемен, голос громкий и яс-
ный — и все-таки, несмотря на явные признаки уверенно-
сти в себе, остается ощущение какой-то легкой суетливо-
сти, как будто человек хочет скорчиться и с трудом удер-
живает себя.


y+fo _______________ Разбирайтесь в людях _________________0

Избегание прямого взгляда.

Закрытые глаза. Попробуйте поступить так. Закройте
глаза и произнесите: «Я говорю правду». Не сочетается, да?

Когда люди лгут, иногда их голос теряет выразитель-
ность, становится как бы плоским. Например, человек го-
ворил с воодушевлением, живо жестикулировал, и вдруг
его голос становится вялым, исчезают краски... Такая пе-
ремена может быть свидетельством лжи».

Можно добавить и другие внешние проявления:

® человек говорит громче и быстрее, чем обычно, бо-
лее напористо. Часто это означает, что он говорит
неправду, но хочет уверить собеседника в обратном;

® неестественные интонации иногда указывают на ложь;

® вдруг дрогнул голос;

® некоторое смятение, растерянность на лице;

® отводит или опускает глаза;

® расширяются зрачки. Лгуна, говорят, по глазам вид-
но;

® лицо краснеет или бледнеет;

® руки дрожат и т. п.

Попытайтесь сами говорить неправду и проследите,
как это проявляется внешне. Или понаблюдайте за явно
лгущими людьми. Ваш опыт уже поможет пополнить
перечень. С одной только поправкой: не обязательно
перечисленные внешние проявления указывают на то, что
человек лжет. Могут быть и другие причины. Например,
опускают или отводят глаза также из-за того, что не вы-
держивают прямого взгляда. Некоторые говорят громче и
быстрее, краснеют, потому что волнуются и чувствуют,
что им не верят, хотя на самом деле они говорят правду.
Вносите поправки в свое проницание.

Теперь вы хорошо знаете внешние проявления лжи.
А все равно как-то не очень уверенно получается заме-
тить ее в разговоре. Попытайтесь тогда применить третье


i£> Станьте проницательнее ©

правило: соотносить внешние проявления лжи с ее вида-
ми.
Другими словами, общие признаки лжи в каждом ее
виде акцентируются по-разному и проявляются в своем
наборе, далеко не всегда полностью соответствующем вы-
шеприведенному. Классифицируйте:

® ненамеренная ложь. Человек глубоко уверен, что го-
ворит правду, а на самом деле это оказывается ло-
жью. Естественно, внешние проявления подтвержда-
ют его правдивость и искренность. И только соотне-
сение с обстоятельствами или обладание другой,
достоверной информацией помогает обнаружить не-
правду. «Вы заблуждаетесь», — говорят в таком слу-
чае и пытаются переубедить собеседника;
® «святая» ложь, или ложь во благо. «Доктор, — спра-
шивает умирающий, — сколько мне еще осталось
жить?» — «Да что вы, батенька, раскисли. Вам еще
жить да жить. Держитесь!» Вообразите себя докто-
ром и произнесите эти слова. Чувствуете, как сами
собой образуются нарочито бодряческие интонация
и выражение лица? И говорить стараетесь чуть гром-
че. И сами держитесь «молодцом». Другой пример. Ма-
ленький ребенок, насмотревшись телепередач, вдруг
что-то спросил о взаимоотношениях мужчины и жен-
щины. Ну не будете же вы объяснять в деталях все
как есть. Потому что об этом не принято говорить.
Опять ложь во благо. Отследите, как она проявится
внешне в этом случае;
® умолчание. Тоже своего рода ложь. Надо высказать
какую-то информацию, честно довести ее до окру-
жающих. И человек сам знает, что это нужно бы
сделать, но... молчит. В этот момент понаблюдайте
за его лицом. От усилий по удержанию информации
оно несколько напряжено, взгляд как бы остановив-
шийся, человек уходит в себя. Спросите о чем-ни-


^______________ Разбирайтесь в людях _________________0

будь — смешается, будто уже уличили в чем-то
нехорошем;

® недоговаривание. Ярко и живо все излагается. Но
самое существенное, как раз то, что может породить
сомнения, опровергнуть сказанное, опускается, не-
договаривается. В результате собеседник фактически
вводится в заблуждение. Вот типичный пример из
жизни. Вам навязывают лекарство и так расписыва-
ют его преимущества — чуть ли не панацея от всех
болезней. Даже слегка проинформируют о некоторых
недостатках. Для правдивости! Но о самом главном —
о вредных последствиях употребления — умолчат.
Очень трудно такая ложь распознается. Лишь излиш-
няя напористость и, может быть, некоторая суетли-
вость выдают затаенное желание продать любым спо-
собом. А истина, как правило, обнаруживается позже;

® лукавство. Правду говорит человек. Но чуть-чуть лжет,
чуть-чуть что-то утаивает, передергивает. Словом,
лукавит. Представляете, как это проявляется иногда
явная, а иногда едва уловимая хитреца на лице. Да
еще интонации тоже такие уж хитренькие. Попро-
буйте полукавьте сами для более полного и точного
представления;

<•> вынужденная ложь. Не хотите обидеть кого-то. Или
ваш начальник не хочет слышать правду или не пове-
рит. Что вы делаете? Да подстраиваетесь под них и
вынужденно говорите то, что хотят услышать, недо-
говариваете. «Молчи больше — будешь хорошая», —
это свекровь в сердцах о своих взаимоотношениях с
невесткой. Взгляд в таких случаях обычно выдает вы-
нужденно лгущего. Он с некоторым упреком устрем-
лен прямо в глаза собеседнику, причем на лице отра-
жаются мысли типа: «Что же ты заставляешь гово-
рить неправду и еще принимаешь ее?», или, наоборот,


*££> Станьте проницательнее ©

человек не смотрит в глаза, отводит или опускает
взгляд: «Что толку говорить правду? Все равно не
поверит». Произнесенная примерно такая фраза: «Луч-
ше скажите как есть» в большинстве случаев момен-
тально переключает лгущего на правду;
® интерпретация, идеализация. Они характерны для
средств массовой информации. Например, участники
совещания в правительстве дают интервью тележур-
налисту: «Да. Это своевременный и актуальный воп-
рос. Его разрешение позволит улучшить...» Скажи-
те, а что-либо негативное интервьюируемый может
сказать? Как действительно считает? Наверное,
может. Но в большинстве случаев вы этого никогда
не увидите и не услышите. Бдительный редактор
не пропустит. Другой пример. Показывают войну в
Ираке. Разрушенные здания, пожары, мечущиеся
толпы и т. п. Страшно! Но сколько зданий стоят це-
лехонькими и невредимыми. Сколько людей спокой-
но занимаются своим делом — вы не видите. Вам не
показывают. То есть ваши представления далеки от
объективной картины, они идеализированы и интер-
претированы усилиями корреспондента с места со-
бытия, а затем всей телередакции плюс вашим
субъективным восприятием.
И не нужно думать, как это часто бывает, что такое
происходит только в наше время и в нашем государстве.
Нахожу, например, в библиотеке солидный том, издан-
ный к столетию Министерства просвещения России еще в
1906 году. Казалось бы, вот она, полная и прекрасная кар-
тина дореволюционного просвещения в стране. Интересно,
да еще как! И что нахожу? Тот же самый парадный стиль,
восхваление достигнутого и... ни одной проблемы, ни од-
ного недостатка. Считаете, их тогда не было или их, мо-
жет быть, не замечали? Нет-нет, умных, аналитичных,


Y^r ______________ Разбирайтесь в людях _________________0

прогрессивных людей и в то время было достаточно. Но...
доклад предназначался царю, от оценки которого целиком
и полностью зависела судьба высокопоставленных чинов-
ников. Естественно, они и постарались...

С аналогичным постоянно сталкиваетесь в повседневной
жизни. Увлеченный человек, его сразу видно, будет идеа-
лизировать, неумышленно искажая тем самым объектив-
ную картину. Точно так же происходит на собеседованиях
при устройстве на работу. Так распишет претендент свои
достоинства, так распишет... Но есть люди, которые хо-
лодно и расчетливо интерпретируют объективную инфор-
мацию и подают ее, фактически манипулируя сознанием
других в собственных интересах. Сами решайте, называть
это ложью или каким-либо другим словом. Большой жиз-
ненный опыт помогает распознавать ее. Просто вы знаете,
что так не может быть, что на самом деле все совсем не
так, как вам пытаются преподнести. Причем внешние про-
явления идеализации и интерпретации — некоторое пре-
восходство в выражении лица и интонациях. «Мы-то боль-
ше знаем, а вам достаточно и этого» — читается;

<§> наглая, или бесцеремонная ложь. Вы видите или чув-
ствуете — врет человек самым бессовестным обра-
зом. «Горит — не дымится, врет — не стыдится». Го-
ворит громко, нагло, зачастую с каким-то вызовом,
не церемонится, напирает. Во всем проявляется под-
текст: «Все равно я тебя обману. Сделаешь, как хочу».
Не поддайтесь напористости, а поскорее вникните в
содержание речи, и почти сразу вранье обнаружите.
Задайте два-три уточняющих вопроса. И вдруг лгу-
щий прерывается, как будто на препятствие натолк-
нулся, а затем снова напирает с еще большим пылом
и нетерпением. Или... рассыпается ложь. Сникнет,
растеряется, переведет разговор на другую тему,
а то и прекратит совсем.


^wf Станьте проницательнее ©

Только один пример в подтверждение. На ценнике:
«Пельмени из чистого мяса» и указано, сколько стоят. Про-
давщица, не моргнув глазом, подтверждает: «Да, из чис-
того мяса». Совсем дешево, руки так и тянутся за деньга-
ми. И вдруг осеняет: «Чистое мясо ведь раза в четыре
дороже. Даже если учесть добавленное тесто, то все рав-
но никак не выходит такая цена». Спрашиваю — и сразу
теряется продавщица, что-то отвечает невразумительное.
Желание купить, естественно, исчезает;

® искусная ложь. Человек заранее готовился соврать.
И сам себя убедил, внушил, даже в мысленных об-
разах представил, что придуманная им ложь — са-
мая настоящая правда. «Что вы? Так и было на са-
мом деле». Или добросовестно отработал все внешние
проявления правдивости. Даже в голову не приходит,
что вас обманывают, — настолько трудноразличима
в этом случае неискренность. Возможно, проявится
только какая-нибудь несообразная деталька в пове-
дении, интонации, чуть-чуть несоответствия в содер-
жании. Насторожитесь сразу и понаблюдайте при-
стальнее. Хотя все равно можете ничего не заме-
тить. Только после разговора внимательный анализ
содержания высказываний помогает обнаружить ложь.
Да и то, к сожалению, далеко не всегда.
Или такой пример: сотрудник хочет сформировать у
начальства мнение, что он добросовестный, исполнитель-
ный, преданный, не считающийся со временем... Ясно
зачем? Чтобы быть на хорошем счету и, может быть, по-
лучить премию, добавку к зарплате, более высокую дол-
жность. Вот некоторые и исхитряются: часами просижи-
вают в приемной, чтобы доложить какой-то вопрос непос-
редственно самому; задерживаются на работе после шести
часов, обязательно прилагая усилия, чтобы это заметили
и доложили; стараются побыть рядом с начальством на


lf*5t ______________ Разбирайтесь в людях _________________0

совещаниях и т. п. И не сразу поймешь — истинное ли это
рвение или пыль в глаза. Очень искусно могут лгать жен-
щины. Агрессия мужчин заставляет их защищаться по-
добным образом. «Почему я сказала вам нет? Почему вы
поверили в это?» — поет в одной из своих песен Эдита
Пьеха. Но они очень тонко чувствуют, когда лжет мужчи-
на. «Прощальных слов не говори. Я в каждом слове слышу
ложь» — из песни Анны Резниковой;

<•> привычная ложь. «Соврет — недорого возьмет». «Ему
соврать — что воды напиться». Зачастую молодые так
обманывают родителей, учителей. Привычно и без-
различно выдадут что-нибудь этакое, лишь бы от-
стали. Однако привычка с годами закрепляется. Толь-
ко взрослые уже бесцеремонно извлекают из этого
выгоду. Очень трудно различается такая ложь. Выда-
ют или затруднения при ответах на уточняющие и
неожиданные вопросы, или вы уже заранее знаете,
что этот человек привычно лжет, и с некоторым со-
мнением воспринимаете любые его высказывания.
Вы заметили? Из последних примеров прямо-таки на-
прашивается четвертое правило, помогающее распозна-
вать ложь: задавать уточняющие вопросы и наблюдать за
реакцией.
Приходилось, наверное, и вам в очереди слы-
шать: «У вас продукты свежие?» — «Женщина, ну кто же
вам скажет, что несвежие?» Может быть, и не скажут. Но
вот как ответят? И уже по интонации, мимике можно
более-менее точно проницать: действительно свежие или
все-таки несвежие. Набирайте такие вопросы из своей
практики общения. И применяйте. Кроме того, есть специ-
альные приемы распознавания лжи в органах дознания,
юстиции, в разведке и т. п. Но это тема для другого раз-
говора.

Что хочется еще заметить: распознавать ложь — не
меньшее искусство, чем лгать.
«Против лжи — ухо востро


jCwf Станьте проницательнее ©

держи». Поэтому многие предпочитают больше доверять,
чем, грубо говоря, докапываться, обманывают их или нет.
Но вот поймали человека на лжи. Раз-другой... И тогда
для него устанавливается степень доверия. Чем больше
он врет, тем она меньше. Внутренне с ним постоянно на-
стороже держитесь. И тогда на полную включаете прони-
цательность. Но учтите! И излишняя подозрительность от
этого может развиться и стать нормой поведения. Удер-
житесь от этого. Придерживайтесь вышеприведенного об-
щего правила: старайтесь не делать категоричных, окон-
чательных выводов и оценок с первого взгляда или по
одному-двум внешним проявлениям, оставляйте какую-
то долю сомнения.

Сторожитесь агрессивного!

Сколько неприятностей от них! Нормальная деловая об-
становка в коллективе. Прекрасное настроение на вече-
ринке с друзьями. Устало добираетесь домой в обществен-
ном транспорте. И вдруг... Кто-то начинает изображать из
себя «крутого». Пытается диктовать и командовать. «Наез-
жает и домогается». Словом, агрессивничает. Хотите отой-
ти — некуда. Возражаете — а он распаляется и привязы-
вается еще сильнее. Куда деваться, отпор приходится да-
вать. Если сможете. И вот он — конфликт! Ненужный,
гадкий. В котором, как правило, нет победителей. И после
которого еще отходишь несколько дней. И думаешь: «Что
поделать, если люди такие...»

Подключите проницательность. Первое — знайте вне-
шние проявления и заранее вычисляйте агрессивных.
Именно они — постоянные конфликторождатели. Или ха-
рактер такой, или психика чрезмерно ранима, и из-за этого
находятся в постоянном напряжении, раздражены, или
просто нездоровы. Прием проницания тот же. Выделите в


y*ft ______________ Разбирайтесь в людях _________________©

своем окружении людей, которые чаще других нервнича-
ют, взрываются, психуют и конфликтуют. Понаблюдайте
за ними, когда они в нормальном, спокойном состоянии,
и постарайтесь четко выделить общие внешние проявле-
ния, характеризующие их потенциально агрессивное внут-
реннее состояние. Это могут быть повышенная возбудимость
и нервозность. Цепкий, даже прицепляющийся, упорный и
настойчивый взгляд. Быстро изменяющееся настроение и
выражение лица. Проскальзывающее напряжение в инто-
нациях. Грубый разговор. Холодная, расчетливая напорис-
тость. Неприятие возражений и мнений, отличающихся от
собственного. Нетерпение в действиях и особенно — в дос-
тижении результатов, рассчитанных на длительную пер-
спективу. Неумение вести себя в обществе, тем более под
воздействием алкоголя. Равнодушие к осуждению окружа-
ющими. Что-нибудь еще? Добавляйте из своей практики
общения.

Второе — знайте внешние признаки, проявляющие-
ся непосредственно перед агрессией.
Постоянно встреча-
емся с такими состояниями. Громче человек стал говорить,
нервничать. Мимика все напряженнее. Заводится, злится.
Выпивает и выпивает. Как можно четче запечатлейте эти
внешние проявления в своем сознании.

Ну, а главное-то, главное... Как справляться с агрессив-
ными? Многие приемы вы и сами уже знаете. Освежите
только в памяти и потренируйте. Это — по возможности
избегать общения, особенно, если чувствуете, что явно
не справитесь с агрессивным. Перемолчать, когда он «не в
духе». Не доводить до состояния, когда может сорваться.
Найти мягкие способы и слова, могущие сдержать агрес-
сивность, уговорить, переключить внимание. Воспользовать-
ся жесткими словами и действиями, если чувствуете себя
сильнее. Предостерегать от чрезмерного употребления ал-
коголя. Прибегнуть к помощи окружающих. Постоянным


l£> Станьте проницательнее ©

воздействием приучать к большей сдержанности в обще-
нии и действиях. После тяжелых умственных или физи-
ческих нагрузок дать отдохнуть. Ищите и находите свои
приемы. Проницать агрессивных и справляться с ними, хотя
бы не всегда, но в большинстве случаев, — ценнейшее
умение в выживании и преуспевании.

Какому бизнесмену доверять?

На мои курсы пришел бизнесмен. На предварительном
собеседовании сформировалось какое-то неясное ощущение,
что все равно он не будет учиться. Надо было сразу отка-
зать, но веских оснований не было. Ощущение подтверди-
лось. Он побыл на первом занятии, безапелляционно оспо-
рил мои методики обучения, вводные положения и сказал,
что больше не придет. Вопрос: почему такое ощущение
возникло и не обмануло? Чуть позже вернемся к ответу.

Не задумывались ли вы вот над чем? Нравится нам или
нет, но по большому счету все мы — бизнесмены. Продаем
свой интеллект, рабочие руки, товар — получаем деньги.
Покупаем что-нибудь — с деньгами расстаемся. И, ой, как
обмануться не хочется. С таким трудом заработанное и
нажитое сразу теряете безвозвратно. А как чувствуете
себя? Да препакостно! Старались все по-честному, по спра-
ведливости, а с вами обошлись так, что и говорить не
хочется... По этой вот причине вопрос доверия в покуп-
ках-продажах — почти постоянно в сознании. Но... уве-
личьте объемы продаваемого и закупаемого, вложите в
это все или почти все имеющиеся средства, и психика так
взыграет, что ночами заснуть не сможете. «Доверять —■
не доверять» в своей значимости вырастет до шекспиров-
ского «Быть иль не быть».

Вот он и вытекает отсюда — главный ориентир в прони-
цании бизнесменов. Их психика почти точно отражает со-


j£wf_______________ Разбирайтесь в людях _________________0

стояние дел в фирме, размеры фирменного и собственного
капитала в сочетании с личностными качествами.
Да он

просто живет своей фирмой. Все остальное соподчинено
тому, чтобы она не обанкротилась, выстояла в жесточай-
шей конкуренции, могла бы устойчиво преуспевать и выше,
выше поднимала статус своего хозяина. Воля, упорство,
трудолюбие, ум, компетентность, честность и другие лич-
ностные качества направлены на достижение этого. Даже
семья, любимый человек зачастую отходят на второй план.
Что уж тогда остальное...

Понаблюдайте теперь, как проявляется это внешне.
И зафиксируйте соответствующие признаки. Суетлив биз-
несмен, чувствуется — нервничает. Мимика, жестикуля-
ция, взгляд — в непрерывных изменениях. Демонстрируя
занятость, часто звонит по мобильному. Говорит нарочито
громче, нет-нет да и прихвастнет своими достижениями,
связями, накопленным состоянием и т. п. Нетерпелив, тол-
ком не разъясняет, а постоянно напирает, что эта сделка
очень выгодна для вас. Ощущается пустота обещаний. До-
бавляйте еще из своих наблюдений. А теперь проницайте:
что это означает? Да несомненно, неустойчивая фирма у
него, оборот товаров и денег неровный, капиталов едва
хватает, команда малоквалифицированная. И эта сделка
очень важна в первую очередь для него, а не для вас, как
уверяет. Проницайте также личностные качества и пред-
видьте его высказывания, поведение и действия. А потом
уже думайте, думайте, прежде чем заключить контракт.

Таким, собственно, и пришел на мои курсы бизнесмен,
которого в качестве примера я привел в начале главы.
Большинство признаков было в нем налицо, что и насто-
рожило с первого разговора. Мало того, оказалось, как он
сам же впоследствии и признался, — временно не рабо-
тает. Не до учебы ему было, естественно. Значит, не под-
вела меня интуиция!


jCSf Станьте проницательнее (J)

Но вот картина противоположная. По внешним прояв-
лениям все солидно. Никакой суеты. Бизнесмен уверен в
себе. Речь его неторопливая, внимательно обсуждает каж-
дую деталь. Взгляд изучающий, но без напряженности и
излишней пристальности. Документы составлены вовре-
мя и грамотно, их предварительно посмотрели юристы.
Почти неприкрыто сквозит некоторое равнодушие: «Не
хотите сделку заключать? Ну и не надо. Спокойно без
вас проживем». Обстановка в комнате достаточно бога-
тая, но без излишней роскоши, деловая. Помощники ком-
петентны, не перебивают и не набиваются со своим мне-
нием. Обслуживающий персонал вышколен, все подают
вовремя и стараются не отвлекать на себя лишнего вни-
мания. Выводы? Вне сомнения — фирма достаточно ос-
новательная, с отлаженным предпринимательским про-
цессом, укомплектована опытными профессионалами,
бизнесмен подстрахован солидным капиталом. Ни он, ни
его фирма просто не пойдут на мелкое жульничество,
чтобы не растерять годами приобретенный престиж.
Отсюда уверенность, спокойствие и неторопливость в пси-
хических процессах, а соответственно, и во внешних
проявлениях. Вполне определенно просматриваются по-
ложительные личностные качества. Как считаете, заслу-
живает такой бизнесмен доверия? В большинстве случа-
ев — да!

Скажете, почему не во всех? А если бизнесмен далеко
не солидный и просто блефует? Соответствующую обста-
новку создал для полного впечатления? И лжет, к тому
же не особо совестясь? Вот они, личностные качества,
проявляются. Как проницать? Вспомните из шутейного во-
инского устава: «Пункт 1. Начальник всегда прав. Пункт 2.
Если начальник не прав, то смотри пункт первый». Вот и
смотрите пункт «Если лжет?» И вспомните пословицу:
«Всякую ложь к себе "приложь"». Сможете, дополнительно


]Wf______________ Разбирайтесь в людях _________________О

посмотрите анкетные данные бизнесмена и его действу-
ющие связи с крупным капиталом, официальными лица-
ми, родственные. Проницайте глубже его личностные ка-
чества. А может быть, он по натуре достаточно честный
и в итоге не пойдет на обман. Предвидьте его высказыва-
ния, поведение и действия. Исходя из этого, устанавли-
вайте ему соответствующую степень доверия. И опреде-
ляйтесь!

Конечно, слабенькая и сильная фирмы — два крайних
состояния. Все остальные — между ними. Настоящая мо-
заика получается тогда в проницании. Фирма может быть
слабее, а бизнесмен — честнее и не обманет при любых
обстоятельствах. Фирма покрепче, а бизнесмен по лично-
стным качествам — ненадежный. Что лучше? Что хуже?
С кем иметь дело? Это уже вам решать. Трудно? На то
он и бизнес — весь рискованный. Однако чем лучше вы
будете проницать и предвидеть, тем меньше ошибок со-
вершите. Тренируйтесь!

Ищите друзей и любимого

«Друзей надо искать, а не терять» — такой мудрый
житейский совет дали мне еще в молодости. И только те-
перь, спустя достаточно лет, я начал осознавать, что мо-
жет означать слово «искать». Не задумывались ли и вы,
как приобретаете друзей? Многим задавал этот вопрос. «Да
как-то незаметно сдруживаемся. Сами собой друзья появ-
ляются. В школе вместе учились, в институте, работали,
жили рядом» — типичные ответы. Ну, а если поглубже в
этот процесс вникнуть? Не последнее ведь дело — дру-
зья. Всю жизнь рядом. И помогут, и выслушают, и правду
скажут. «Годных в добрые друзья мало, — сказал испан-
ский писатель Грасиан, — а для того, кто отобрать не
умеет, — еще меньше».


iCwf Станьте проницательнее (J)

Проницайте людей и выявляйте среди них тех, чьи
личностные качества наиболее всего подходят вам для
дружбы.
Заметили внешние проявления этих качеств,
значит, он или она и есть ваш потенциальный друг или
подруга. Дальше дело за вами... Расположитесь к ним. Ока-
жите знаки внимания. Поучаствуйте в каком-нибудь со-
вместном деле, чтобы «пуд соли съесть» и узнать получ-
ше. Да, еще держите на уме: «Заводи новых друзей, но
не забывай старых». А там уж как сложится. Нужно ведь,
чтобы вы тоже подошли для дружбы с ними. Поэтому
подружитесь — значит, подружитесь. А если — нет? Тог-
да, как говорится, извините...

Но... не хотите ли вы спросить: а как определить эти
подходящие для дружбы личностные качества? Не знаю,
согласитесь вы или нет, но я сформулировал бы это сле-
дующим образом: это качества, аналогичные вашим.
И прежде всего, сходное понимание людей, природы и
отношение к окружающим. Сродство душ! Относитесь к
людям так, как вы бы хотели, чтобы они отнеслись к вам.
С такими друзьями становитесь единомышленниками. Луч-
ше и тоньше понимаете друг друга, сопереживаете, со-
чувствуете, содействуете. Благодаря этому качества дру-
зей суммируются, и вместе вы становитесь намного силь-
нее, взаимодополняете и взаимоусиливаете друг друга.
Это объединяет и создает уверенность друг в друге. Хо-
чется же, даже неосознанно, быть крепче. «Дружные со-
роки верблюда заклюют». Вот и тянетесь побыть вместе,
пообщаться, поговорить «за жизнь», свершить что-либо
достойное.

Хотите возразить? У вас есть друг или подруга с лич-
ностными качествами, прямо противоположными вашим.
Да, так бывает, и нередко. Противоположное притягива-
ется друг к другу. Как и все в этом мире. Слабый ищет
покровительства сильного. А сильному доставляет удоволь-


^Sf_______________ Разбирайтесь в людях _________________0

ствие снисходительно проявлять заботу о слабом. Да толь-
ко неровные и напряженные эти отношения. Капризные!
Не доставляют внутреннего удовлетворения. И в боль-
шинстве случаев со временем рассыпаются. «Слишком
разные мы», — говорите при этом, хотя и с сожалением.
И... охладеваете, расстаетесь. Впрочем, невозможно все
в жизни высчитать. Может быть, я и ошибаюсь...

Что ж, делайте практический вывод. Чтобы найти на-
стоящих друзей, определите вначале свои личностные ка-
чества, а затем проницайте их в людях и среди них ищи-
те друзей.
Вот, пожалуйста, на моем примере. Разреши-
те представить — мои друзья: Пшенко Константин
Андреевич — секретарь Постоянной комиссии Межпар-
ламентской ассамблеи государств — участников СНГ и
Кузьмич Николай Иванович — секретарь Совета по со-
трудничеству в области образования государств — участ-
ников СНГ. Подружился с ними несколько лет назад по
совместной.работе. Оба — умные, с жизненным опытом,
проницательные, честные, порядочные, спокойные, доб-
рожелательные, бескорыстно помогающие, деликатные.
Пшенко — более обаятелен, на него невозможно оби-
деться. Кузьмич — сдержаннее, но пунктуальнее. Это как
раз те качества, которые больше всего импонируют мне.
И, надеюсь, в той или иной мере и у меня такие же.
Радуемся друг другу при встречах. Суммируем наши ка-
чества и совместно добиваемся заметно более интерес-
ных и весомых результатов. Исходя из этого примера,
проанализируйте личностные качества своих друзей и
сравните со своими.

А любимый человек? Как найти его? Что вы, что вы,
никто и не думает, что вы специально ищете. Влюбля-
ются неожиданно, беззаветно... Кто-то сразу, с первого
взгляда. А кто-то и постепенно. Да и дай вам Бог счастья.
Любовь — это такое возвышенное чувство!!! А тут со


l£> Станьте проницательнее (J)

своей проницательностью начинают вмешиваться. Даже
неловко как-то.

Ну, а если любовь уже движется к свадьбе? Чуть-
чуть бы попроницать... не интересно? Вдруг ошибетесь?
Любовь ведь может оказаться зла — «полюбишь и коз-
ла». А потом или всю жизнь маяться, или разводиться.
«Женился, — говорят, — на скорую руку да на долгую
муку». Попытайтесь! Может, не лишним окажется. Сна-
чала вдумайтесь, что происходит, когда любите. Да, ста-
рательно прячете свои недостатки друг перед другом.
Стараетесь казаться лучше. И цветы, и одежда, и уга-
дывание малейших желаний друг друга, и потакание
капризам. Словом, вы понимаете, о чем говорю. А те не-
достатки, которые замечаете, рассматриваете или как
достоинства, или не придаете значения, или оправды-
ваете. Вот оно — настоящее поле деятельности для про-
ницательности.

Любовь — идеализация друг друга. Вы согласны? Выше
мы уже рассматривали это. Но всмотритесь, вслушайтесь
во внешние проявления и проницайте по ним. Какие ка-
чества реальные, настоящие, а какие идеализированы или
спрятаны. Все равно ведь позже проявится все как есть.
А чтобы легче и точнее справиться с этим, в качестве
ориентира возьмите народную мудрость: «Выбираешь не-
весту — посмотри на ее мать». Или: «Что мать в голову
вобьет, то и отец не выбьет». И проницайте по аналогии.
Но то же самое и для жениха: «Каков батька, таковы и
детки». На кого из родителей или родственников он более
всего похож? Добавьте к этому, что красивые девушки и
женщины, как правило, капризны, потому что у них все-
гда есть выбор. А сильные парни и мужчины более грубы,
прямолинейны и независимы. Для них подчиняться жене,
в большинстве случаев, — нож острый. Понаблюдайте и
проницайте. Сказать, что получите прямо-таки точный


^ff______________ Разбирайтесь в людях _________________О

портрет, не могу. Однако «информации к размышлению»
наберется достаточно.

Но! Не хотите — и не берите все это себе в голову.
Может быть, за эти недостатки вы его или ее и любите.
Там, где начинается любовь, логика кончается. К черту
тогда всякое проницание. Не омрачайтесь им. Жизнь сама
расставит все на свои места.

Жену-мужа видеть насквозь

Но вот — свадьба и семейные будни. Любили — только
встречались. Теперь постоянно вместе. Реально уже жиз-
нью все по местам расставляется. Время, когда «с милым
рай и в шалаше», безвозвратно уходит. Квартира требует-
ся, материальные затраты растут, родители докучают,
бытовые неурядицы заедают. Ребенок родился — ситуа-
ция еще больше обострилась. И вот они, отрицательные
качества, стали выпирать, как грибы после дождя. Каж-
дый уже как есть — без прикрас! Вроде бы и проницать
ничего не требуется — настолько все очевидно.

Да что вы — совсем наоборот. Чем лучше вы проница-
ете друг друга, тем больше шансов сложить свою семей-
ную жизнь счастливо.
Насквозь надо бы видеть. Но поче-
му? А проанализируйте на собственном семейном опыте,
что происходит. Уже вы и не вспоминаете медовый ме-
сяц, так давно это было. Как-то сами собой стали возни-
кать разногласия, претензии, обиды и раздражение друг
другом. И вдруг они разрослись настолько, что только о
них и думаете. Замкнулось, зациклилось сознание. Ниче-
го больше не видите и не слышите. А напрасно! Очень
трудно потом выйти из этого состояния. Оно становится
привычным и подсознательно, стереотипно провоцирует
постоянные семейные скандалы. «Если жена не ворчит,


^wf Станьте проницательнее ©

значит, она больна» — шутливая характеристика такого
состояния.

Заставьте себя выйти из него. Для этого постоянно про-
ницайте положительные качества, поведение и действия
жены-мужа.
По малозаметным внешним проявлениям за-
мечайте то положительное, о чем не говорится. Напри-
мер, работа по дому — все чистенько, ухожено, сварено
вкусно и т. п. Привыкает муж и не замечает. Но и жена
привыкает, что в семье достаток, и не замечает, сколько
усилий для этого прилагает муж. Проницайте, цените и
составляйте более объективное представление друг о друге.
Не все же в вашей второй половине настолько плохо, как
кажется. Так просто не бывает. А затем соберитесь, до-
бавьте волевых усилий и преодолевайте эти, неизбежные
почти для любой семьи, трудные периоды. Полегче станет
жить-то. Не согласны?

Еще что проницать? «Женится — переменится» — все
возвращаю вас к народной мудрости. Это означает, что
каждый человек меняется не только с возрастом, но и
после вступления в брак. Распростится с вольготной жиз-
нью, новые обязанности воспримет, отношения с приобре-
тенной родней будет формировать, работа с накоплением
опыта все серьезнее становится. Как все это отразится на
психике? Замечайте и проницайте. Увереннее тогда се-
мейные компромиссы будете находить. Ориентир уже рас-
сматривали: сравнивайте с отцом, матерью, родственника-
ми и предвидьте, как будут развиваться новые качества и
трансформироваться имеющиеся.

Реакцию на воздействие тоже надо бы проницать. Ка-
кие ваши слова, поведение и действия и при каких обсто-
ятельствах вызывают негативную реакцию? А какие

положительную? Нравятся — не нравятся. Считывайте
по внешним проявлениям и фиксируйте в памяти. Ух,
как уверенно тогда поведете семейный корабль по жиз-


jp-ff______________ Разбирайтесь в людях _________________0

ни. Не с порога — в скандал, а выждите, перемолчите,
накормите мужа, и потом уже «разборки по душам»,
если необходимо. Аналогично — действия мужа. Другими
словами, старайтесь не допускать негативной реакции и
добиваться положительной. В этом основа совместного про-
живания и необходимого воспитательного воздействия
друг на друга.

И еще о неприятном. Измена! «Красивая жена — чужая
жена». «Зачем вы, девочки, красивых любите? Одни стра-
дания от той любви». Наверное, об этом не меньше, чем о
самой любви, говорится и поется. И, как правило, муж
или жена об измене узнают последними. Вот уж где про-
ницание должно срабатывать на полную мощность. Как
считаете? Если нужно, конечно. Подключите все освоен-
ные приемы, подмечайте малейшие изменения в поведе-
нии, интонациях, содержании высказываний, внешнем
облике... и делайте выводы. Может быть, успеете вмешать-
ся вовремя и сохраните семью. Или предпримете какие-
либо другие действия.

Интереснейший пример в подтверждение. Евгений Мат-
веев, известнейший артист театра и кино, — вместе со
своей семьей в одной из телепрограмм. Дочь: «Как только
папа приходит не в настроении, мама слышит уже по тому,
как дверь открывается. И сразу: «Женечка, Женечка!» По-
кормит и долго говорит с ним, пока он не успокоится». Сам
Матвеев рассказывает: «Сказал жене, что ухожу от нее.
Она всю ночь не спала. Перегладила мое белье. Собрала
под утро чемодан и подала мне со словами: «Нельзя, что-
бы ты уходил как попало». Через три дня я вернулся.
И она ни разу не напоминала об этом случае». Он гордится
своей женой, любит и уважает ее. Счастье написано на их
лицах. А теперь рассудите по этим штрихам: разве она не
проницательна? И разве это не помогло ей сохранить и
укрепить семью?


"р£> Станьте проницательнее ©

Что ждет вашего ребенка?

Вот оно — святое. Какими бы вы ни были сами, а для
ребенка хочется светлого будущего. И начинается оно, как
ни удивительно, с проницания. Можно, конечно, назвать
и диагностикой, как сегодня принято. Однако диагностика
все-таки шире, с привлечением психологов и педагогов,
исследованиями и т. п. Вряд ли это для всех приемлемо и
доступно. А вот проницание... Чем лучше вы проницаете
своего ребенка и предвидите его развитие, тем успешнее
сможете сдержать негативные и развить положительные
качества.
То есть сделать то, что возможно и требуется
для его будущего. Уверен, вы так и поступаете. Но попы-
тайтесь делать это и систематизированно.

Мониторинг — это значит постоянно наблюдать за ка-
ким-либо процессом, отслеживать происходящие в нем
изменения и делать соответствующие выводы. Вот и про-
водите мониторинг своего ребенка.
За маленьким, конеч-
но, больше и пристальнее. Но и подрастет — глаз не торо-
питесь спускать. Фиксируйте появление новых внешних
проявлений и проницайте процессы возрастного форми-
рования положительных и отрицательных качеств — вот
первое правило.
То есть делайте соответствующие выво-
ды и поощряйте или сдерживайте. Не спорю, не совсем
это просто, как хотелось бы. Но «не так страшен черт,
как его малюют». Проницайте!

Интересный пример в связи с этим из моей практики. Мама,
ее фамилию называть, наверное, не нужно, пришла про-
консультироваться по поводу своего ребенка. Сама — психо-
аналитик, кстати. «Можно спросить, — говорю, — где он
учится?» «Вы знаете, — отвечает, — с пятого класса я отда-
ла его в спортивную школу хоккея. Но там две-три трени-
ровки в день, и он не выдержал. Потом учился в частной
школе. Оттуда я перевела его в обычную государственную.


^*f______________ Разбирайтесь в людях _________________0

Хотелось, чтобы он больше знал жизнь, что не все на мер-
седесах ездят. Не прижился. Занимался скрипкой — бросил.
Сейчас снова перевожу его в седьмой класс частной школы».

Ну сами подумайте, какие выводы можно сделать из
этой информации? Да, конечно же, ребенок своенравный
и уже практически вышел из-под материнского влияния.
Мать еще пытается как-то воздействовать на него, не
ущемляя, по ее же словам, его личность. Но явная не-
уверенность в голосе свидетельствует, что во многом это
безуспешно. Вероятнее всего, больше потакает. Судя по
тому, что во время разговора все время пробивается ма-
теринское «я», отца, скорее всего, с ними нет. А теперь
попытайтесь предвидеть развитие этого ребенка. Он рано
станет самостоятельным. В зависимости от окружения, это
качество может сыграть в его судьбе положительную или
отрицательную роль. «С кем поведешься, от того и набе-
решься» — народный прогноз четкий. Мне даже показа-
лось, что из-за тяготения к дурному окружению мать сама
переводит его из школы в школу. Спросить бы ее об этом,
но ведь не сможет честно ответить. Себе самой, возмож-
но, не признается в этом.

Чувствуется в примере также слабо уловимая роди-
тельская пристрастность. Свое ведь дитя, кровное! Как не
сострадать и не защитить. Даже во вред! И почти у всех
родителей так. Что поделаешь, природой обусловлено. Но
от этого объективность вашего проницания зачастую сильно
искажается. Поэтому старайтесь не поддаваться! Помогает
в этом другое правило: выявляйте мнения о формирова-
нии положительных и отрицательных качеств, возмож-
ном будущем развитии ребенка у его друзей, учителей,
окружающих и сверяйте с ними свои выводы.
Да просто
беседуйте! Но и опять — проницайте того, с кем разгова-
риваете. Не всегда, например, друзья правду скажут. «Нор-
мально!» — вот их привычный ответ.


1р> Станьте проницательнее ©

И применяйте уже несколько известное вам третье
правило: развитие ребенка во многом аналогично разви-
тию того родителя или родственника, на кого он более
всего похож.
Вот уж где настоящее поле для реализации
воспитательных намерений. Внимательно исследуйте, как
развивались вы сами или ваш муж. И проектируйте это на
ребенка. Естественно, делая поправки на современный уро-
вень жизни, технические достижения, традиции и усло-
вия семейного быта и т. п.

Составьте психологический портрет ребенка и ведите
дневник его развития. Вершины проницания достигните!
Лучшую основу для эффективного воспитательного воз-
действия придумать трудно. И что удивительно? Тогда на-
ходят свое достойное место в воспитательном процессе
генеалогическое древо, воспоминания, личные дневники,
семейные фотографии, видеозаписи, советы дедушек, ба-
бушек и т. п. Дерзайте! «Нелегко», — скажете. Понимаю.
Но ради ребенка...

Будьте ближе к талантливым

Кто же против этого возражать будет?! Известнейшие
политики, ученые, киноартисты, эстрадные певцы. Лица,
не сходящие с экранов телевизоров. Не то что рядом с
ними быть, а хоть бы автограф получить или перебросить-
ся одной-двумя фразами. Чтобы потом долго вспоминать и
гордиться. Все правильно...

Да только я не о них. А о тех, кто действительно та-
лантлив, но еще не признан. Может быть, они сейчас ря-
дом с вами. Разговаривают, шутят, помогают или просят
помощи. Но отношение к ним как к обычным людям, иног-
да даже пренебрежительное. Но почему, почему так про-
исходит? Да не проницаете вы их талантливости! И себя
же обедняете. Не питаетесь от них оригинальными идея-


]£3f______________ Разбирайтесь в людях _________________О

ми, интересными интерпретациями, новым видением мира,
ярким исполнением. И не поддерживаете.

Но вдруг... они засверкали звездами. Кто-то другой,
общество в целом признали их талантами. Сразу же хо-
чется быть поближе, помогать, восхищаться, дружить. Но
поздно! Теперь их уже нет в вашем окружении. И остают-
ся только ностальгические воспоминания, что когда-то
«сидели за одной партой». Разве не обидно?

А каково самим талантам? Вдумайтесь! Именно в этот
период они наиболее всего нуждаются в поддержке.
В любой! И особенно — моральной. Чуть-чуть кто-нибудь
подхвалит, и сразу силы прибавляются. Еще больше тво-
рить и работать хочется. Не заботясь о материальном бла-
гополучии и известности. Только бы реализовать свою
идею, увлеченность. Но, как ни странно, упреков, кол-
ких замечаний и насмешек они получают в это время на-
много больше. И за свои чудачества, и за отрешенность
от жизни, и за пренебрежение к обеспеченности, и за
ослабленное внимание к основным служебным обязанно-
стям. И за многое другое. Жаль! Все мы так много теряем
от этого.

Ярчайший пример — К. Э. Циолковский. Вы не были в
его доме-музее в Калуге? Школьный учитель. Десять или
одиннадцать детей, из которых в живых остался только
один. Примитивная мастерская, в которой он создавал про-
образы будущих ракет. И запускал их с ребятишками на
пустыре. Чудак и оригинал на велосипеде, сопровождае-
мый саркастическими усмешками. Так и закончивший свою,
как мне показалось, не очень сложившуюся жизнь неиз-
вестным и неустроенным. Однако там же, в Калуге,
в ярком контрасте — Музей космонавтики. Грандиозность
и великолепие потрясают! Громадные сверкающие косми-
ческие корабли разных поколений. Неимоверные усилия
всего общества по их созданию и финансовые миллиарды.


j£& Станьте проницательнее ©

Постоянно в центре внимания всего человечества. Мы
иногда говорим: «Гора родила мышь». А вот здесь как раз
наоборот. Маленький человек, Циолковский породил та-
кую громадную и захватывающую дух отрасль — космо-
навтику.

Но такова судьба многих талантов. Непризнанные ге-
нии! Согласитесь, немало из них так и остаются потерян-
ными для человечества и его прогресса. Что можно бы
сделать? Задумайтесь, почему в своем Отечестве проро-
ков нет? Эта проблема мучает меня уже несколько лет.
И только проницательность, кажется, наметила кое-ка-
кие пути ее разрешения. Нужно выявить внешние прояв-
ления, которые в совокупности позволяли бы более-менее
определенно предполагать наличие таланта у конкретно-
го человека.
И на этой основе уделять ему особое внима-
ние, поддерживать, помогать и т. п. Намечу только основ-
ные ориентиры. Остальные детали дорабатывайте сами...

Кто лучше самих талантов может сказать о своих лич-
ностных качествах и их внешних проявлениях? Вот им и
предоставлено слово. От себя добавлю только некоторые
шрифтовые выделения и систематизацию:

«Главный признак настоящего таланта — это посто-
янное развитие, постоянное самосовершенствование».

В. В. Стасов. «Богатство ассоциаций говорит о богатстве
внутреннего мира писателя». — К. Г. Паустовский. «Кто
испытал наслаждение творчества, для того все другие
наслаждения уже не существуют». — А. П. Чехов. «Для
того, чтобы стать хорошим художником, надо даже спать
с альбомом и карандашом».
А. И. Куипджи. «Талант —
это прежде всего целеустремленная воля к действию».
Л. М. Леонов. «Без чувства современности художник оста-
ется непризнанным». — Г. В. Плеханов.

«Великие люди ничего не делают наполовину». —■
К. М. Виланд, немецкий писатель Просвещения. «Великие


ir*fr ______________ Разбирайтесь в людях _________________©

люди бывают подчас велики даже в малом». — Л. Вове-
парг,
французский писатель. «Ум достигает великого только
порывами».
Л. Вовенарг. «Одна из основ писательства —
хорошая память».К. Г. Паустовский.

«Простота есть ближайшая родственница ума и дарова-
ния». — Ф. Н. Глинка. «Ни невежественный, ни себялюбивый
человек не может быть значительным художником — про-
стота
есть необходимое условие прекрасного». — Л. Н. Тол-
стой.
«В истинном писательском призвании совершенно
нет тех качеств, которые ему приписывают дешевые скеп-
тики, — ни ложного пафоса, ни напыщенного сознания
писателем своей исключительной роли». — К. Г. Паустов-
ский.
«Всякие мелкие и эгоистичные чувства мешают тво-
рить». — В. И. Качалов. «Искусство легче сживается с ни-
щетой и роскошью, чем с довольством.
Весь характер ме-
щанства со своим добром и злом противен, тесен для
искусства». — А. И. Герцен.

«Краткость — сестра таланта». — А. П. Чехов. «Талант
есть... способность сказать или выразить хорошо там, где
бездарность скажет и выразит дурно». — Ф. М. Достоев-
ский.
«Молчание иногда более многозначительно и возвы-
шенно, чем самое благородное красноречие, и во многих
случаях свидетельствует о высоком уме». — Дж. Адиссон.

«Отрицание своего дарования — всегда ручательство
таланта». — В. Шекспир. «Творцы великих идей относятся
очень пренебрежительно к своим творениям
и мало забо-
тятся об их судьбе в мире». — Л. Шестов.

«Труд и творчество замедляют процессы дряхлости и
увядания».
С. Г. Коненков. «Почерк ученых неразбор-
чив,
даже когда пишут они со старанием». — Вишакха-
датта,
индийский драматург.

Впрочем, достаточно цитирования. Далее накапливайте
собственный банк данных внешних проявлений талантли-
вости — из других афоризмов, а также из своих наблюде-


Р^> Станьте проницательнее ©

ний. И проницайте по ним потенциально великих в своем
окружении. Отыщете — будьте ближе к ним. Обогащай-
тесь и помогайте. Они будут вам благодарны всю жизнь.

Потренируйтесь...

Теперь вновь — к тренингам. С их помощью последова-
тельно формируйте умения разбираться в людях в целом:
проницать их, определять, как поведут себя в различных
ситуациях, предвидеть развитие. В полной мере исполь-
зуйте все освоенные до этого приемы проницания. Пунк-
туально продвигайтесь в соответствии с логической после-
довательностью тренингов: от проницания самого себя —
до проницания незнакомых людей. Тщательно анализируй-
те свои успехи, ошибки и извлекайте из них выводы для
дальнейшего совершенствован


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: