Источник: Hall and Landry, 1997 14 страница

Многие решения - от форм стимулирования работы общественного транспорта до сосуществования разных социальных слоев внутри одного жилого квартала - требуют изобретательности. Эта концепция, может быть, и эклектична, однако именно в соединении вещей, казалось бы, несоразмерных и заключается её сила.

Гражданское начало обычно выступает как достойное, необходимое и общественно ориентированное, а начало креативное - как захватывающее, дальновидное и предприимчивое. Комбинируя эти два подхода во вполне конкретных проектах, мы можем добиться реального обновления гражданской жизни городов.

Гражданская креативность обладает рядом уникальных качеств, суть которых в энтузиазме и глубоком понимании гражданского начала. Именно поэтому её потенциал гораздо шире, чем возможности любых управленческих технологий.

{V: Гражданское начало – «жалобы и предложения граждан» - безценно, ибо представляет из себя бесплатную обратную связь с городской администрацией и коммерческим сектором. Народ чувствует свои новые преблемы прежде всех!}

В отличие от креативности художника, направленной внутрь себя, фажданская креативность не эгоцентрична. Она включает:

- умение слушать;

- воображение;

- умение быть "политическим животным" (в лучшем смысле этого термина);

- желание объединять политические силы;

- умение выступить с этически выверенными компромиссными предложениями;

- умение вдохновить различные группы населения на действия, выходяшие за пределы их частных интересов, но полезные для общества в целом.

Всё это требует политических навыков и лидерских качеств, мотивирует людей, придает им силы, способствует росту компетентности и укреплению уверенности, а также «изменяет конфигурацию ресурсов, как государственных, так и частных, обеспечивая лучшие социальные результаты, повышая соииальные стандарты и ценности и увеличивая социальный капитал» (Leadbeater and Goss, 1998).

\274\

Именно так творческие личности, работающие в гражданской сфере, формируют ценности и создают дополнительные блага. Это великолепный ресурс, который необходимо взращивать.

Гражданская креативность связана с социальным предпринимательством, однако это не одно и то же. Коммунальное действие захватывает фажданскую сферу, но и выходит за её пределы.

Оно осуществляется безотносительно к формальным механизмам, и не обязательно связано с органами власти. Зачастую социальные действия производятся именно потому, что гражданские действия потерпели неудачу.

Гражданским устремлениям часто мешает реализоваться эгоистичная культура граждан. Гражданская креативность ищет пути преодоления этой проблемы, даже если это создает угрозу для гражданских властей.

Креативность опасна, она разрушает устойчивое положение вещей, но иногда её неиспользование несет в себе ещё большую «опасность». Она заставляет бюрократический аппарат, частный бизнес и организации действовать социально ответственно.

Создание богатства или генерирование ценностей?

Нет препятствий, чтобы соединить лучшие черты культур, которые стоят за понятиями "гражданственность" и "креативность". Вот лозунг: быть креативным, решая общественные задачи, и быть предпринимателем в социальной сфере, учитывая принципы общественного благополучия.

Креативная работа в общественно-государственной сфере отличаются от аналогичной деятельности в частной или некоммерческой организации. И мы не можем некритично переносить сюда техники управления бизнесом.

Задача в том, чтобы выделить креативные качества государственника, ассоциирующиеся с бизнесом, которые будут полезны в общественной сфере.

\275\

Комбинация гражданской и предпринимательской креативности помогает в поиске ресурсов: денег; новых способов рассмотрения проблем; старой культурной традиции, которую можно использовать; неявных человеческих устремлений, на которые можно опереться, например, желание людей жить в более чистой среде.

Здесь проявляется менеджерский этос, который заставляет использовать новые возможности.

Гражданская креативность может многое заимствовать у бизнеса, но у неё есть и свои уникальные качества. Она может "лучше всего научиться у себя самой, исследуя образцы собственной лучшей практики" (Leadbeater and Goss, 1998).

Но и частному бизнесу также есть чему поучиться у гражданской креативности, так как ему нужно проявлять социальную ответственность в тех сообществах, в которых он работает. Ни один из секторов экономики не имеет монополии на креативность, есть лишь некоторые опережения и отставания в разных секторах.

Гражданская сфера завоевывает доверие путём установления формальных и неформальных правил, которые обеспечивают стабильность и структурированность общественной жизни в рамках определенного распределения ответственности. Креативные люди, наоборот, непрерывно проверяют на прочность правила и границы, подвергают их сомнению.

Чем более креативный человек работает в общественной сфере, тем более твердыми должны быть его принципы, тем более защищенной от коррупции должна быть этическая позиция.

Создание импульса к действию

Что движет гражданской креативностью? Существуют два фактора: новые способы измерения общественного блага и общественный диалог.

Муниципалитеты не имели и почти не имеют конкурентоспособных методов стимулирования инновационного процесса.

\276\

Однако методы мало-помалу появляются, как только мы принимаем концепцию "города-корпорации", в котором горожане - акционеры.

Это предполагает прозрачность отчетности; переход к бюджетированию, ориентированному на результат; делегирование полномочий и представление об "оптимальной цене". Ведь инновации в общестенной сфере не всегда дают прямой возврат вложенных средств, хотя именно это движет креативностью в бизнесе.

Каков же эквивалент стремления к прибыли для государственного сектора, каковы в нем критерии успеха? Для избираемого должностного лица это переизбрание, либо похвала за работу. Но что остаётся на долю гражданского служащего?

Это зависит от целей. Могут быть использованы следующие индикаторы:

- уменьшение использования ресурсов или уровня загрязнения окружающей среды;

- рост общественного согласия и ослабление фрагментации социума, выраженные в сокращении числа случаев вандализма и разводов;

- изменение поведения людей, например, переход от пользования личными автомобилями к пользованию общественным транспортом.

Другое средство создания креативною импульса - общественный диалог, сосредоточенный на теме "общественного блага". Ведь эта тема будет обсуждаться вновь и вновь.

Минималистское определение, отождествляющее «общественные блага» с институтом избранных представителей, уже не подходит. Выборы дают политикам общий мандат, и необходима дальнейшая легитимизация их решений.

Политики могут распорядиться, чтобы чиновники провели систематизацию методов обеспечения того, что является общественным благом в сфере их юрисдикции. Такая систематизация может включать работу с фокус-фуппами, проведение заказных исследований или опрос внешних экспертов. Это довольно технократическая модель, ибо

политические партии обыкновенно не заказывают исследований с открытой повесткой, а стремятся с помощью нанятых исследователей подтвердить «гениальность» собственного понимания природы общественного блага.

\277\

Там, где есть общественный контроль - казна на замке (Порту-Алегри, Бразилия)

В бразильском городе Порту-Алегри сформировалась традиция участия людей в принятии правительственных решений. Таршу Женро в 1993-97 годах подверг сомнению систему взаимоотношений между государством и обществом и предложил новую философию, которая нашла выражение в практической модели бюджетирования, основанного на участии граждан.

Достижением стало внедрение в практику концепции гражданского контроля, а также привлечение горожан к принятию решений путем включения местных профессионалов, предпринимателей и активистов в состав местных советов, определяющих политику города. Как говорит Женро, "единственной фундаментальной реформой государственного устройства является реформа системы отношений между властью и обществом.... Цель реформы - соединение представительной демократии с контролем общества за политикой".

{V: Ещё раз специально и настойчиво отметим, что «Политика есть вполне конкретный документ, в котором чётко указано на то, какие методы решения проблем из «Городского Регистра Проблем» допустимы, а какие - нет». И это – самое краткое, корректное и формально точное определение понятия «политика». Если у городской администрации такого документа нет, её политика носит самый неопределённый характер.}

Эта система начала складываться еще при Оливио Дутра в1989-1992 годах и достигла расцвета уже при Тарсо Женро, так как общество приобрело опыт принятия решений, а финансовое положение муниципалитетов укрепилось благодаря налоговой реформе.

Составление бюджета начинается снизу. Город Порту-Алегри разделен на 16 районов, в каждом из которых есть народный совет. Общегородская организация, Совет представителей, формируется из членов народных советов, по двое от каждого, которые избираются в своем округе.

Совет представителей формирует городскую повестку, составляет список приоритетов для реализации муниципальных работ. Это делают в тесном сотрудничестве с делегатами, каждый из которых представляет 30 жителей и выбирается соседями.

\278\

Вначале делегаты составляют список потребностей. Затем делегаты и Совет представителей встречаются с чиновниками и вместе с ними определяют "удельный вес" каждой заявки, который соответствует проценту населения, нуждающегося в осуществлении того или иного проекта.

Приоритеты определяет Совет представителей. В 1998 году приоритетными стали улучшение санитарных условий, мощение улиц и строительство жилья. Заявка на мощение улицы перед школой получила гораздо больший вес, нежели аналогичная заявка для улицы, на которой расположены лишь несколько жилых домов.

Окончательное решение о распределении муниципальных средств принимается в рамках трехсторонней встречи городской администрации, Совета представителей и палаты советников, избранных в ходе общегородских выборов. Обычно рассматривается около 1500 заявок на выполнение общественных работ, из которых могут быть профинансированы чуть более 200.

После отбора проектов представители осуществляют надзор за выполнением каждого из них и мониторинг расходования средств. Потребовалось время на изменение менталитета, потому что первоначально люди не знали, как они могут в этом участвовать. Теперь в этой системе принятия решений о расходовании муниципальных средств задействованы около 1000 различных местных групп и 1200 делегатов.

Система трехстороннего взаимодействия между мэрией, выборными городскими советниками и представителями городских округов сложилась не сразу. Замысел был в том, что Совет представителей должен принимать все решения, однако это признли недемократичным, поскольку это снижало значение муниципальных выборов.

Окончательная модель вернула легитимность электоральному процессу; она сочетает участие граждан и органов представительной демократии. Концепция подотчетности и местного самоуправления глубоко укоренилась в Порту-Алегри.

\279\

Следующий шаг в её развитии - тематические советы, определяющие долгосрочные стратегии развития города. В результате появилась независимая гражданская организация "Взгляд на бюджет", в задачу которой входит мониторинг расходования муниципальных средств и критика бюджетного процесса.

Система эта стала весьма популярной в 1997 году, когда Женро оставлял своему преемнику вполне платежеспособный город и его рейтинг доверия составлял 75%. Опрос общественного мнения показал, что 85% населения города либо принимало участие в составлении бюджета, либо позитивно оценивает эту практику.

Успех бюджетирования с участием жителей теперь может быть и измерен: Порту-Алегри занимает первое место среди столиц бразильских штатов по показателям качества жизни. Модель бюджетирования с участием горожан применяют сегодня в Белу-Оризонти, столице третьего по значению штата Бразилии, и в 50 других бразильских городах. Её также внедряют в Аргентине, в Буэнос-Айресе и Росарио, и в столице Уругвая Монтевидео.

Источник: Lucy Conger, Urban Age Magazine, World Bank, Spring 1999

При этом их априорные представления об общественном благе чаше всего продиктованы стремлением «поверхностно потрафить электорату».

Определение общественного блага — это не жонглирование «приятной», но часто лживой статистикой.

В реальности легитимизация приоритетов происходит беспорядочно, решения никогда не бывают безупречными, особенно когда речь идет о создании баланса интересов во имя общественного блага. Например, снижение лимитов скорости на городских улицах может спасти десять жизней, но приведет к потере времени для миллионов горожан. Решения во имя общественного блага могут быть непопулярными.

Разного рода кампании, которые проводят инициативные группы или благотворительные организации, иногда утрируют некоторые проблемы, однако это делают с правильными намерениями.

\280\

Превращение проблемы в сенсацию (а именно так поступили '"зеленые" с вопросами охраны окружающей среды) позволяет ввести её в политическую повестку дня. Частный бизнес, стремясь к получению прибыли, может одновременно действовать в интересах общества.

Гражданская креативность должна ориентировать бизнес на решение задач, способствующих общественному благу. Этого можно достичь, пробуждая в предпринимателях интерес к открывающимся в этой сфере возможностям.

Необходима особая организационная культура, легитимизирующая риск. Это же требует культурных перемен. Креативность не станет здесь движущей силой, пока не будут преодолены издержки бюрократического менталитета. Без этого творческих людей просто не удержать.

Их отпугнёт атмосфера, так как они быстро поймут, что их способность продуктивно работать ограничат. Они же имеют возможность лучше зарабатывать и в других местах.

Это проблема государственных организаций: они не только не могут создать для своих работников достаточные финансовые стимулы, но и не могут предоставить им самостоятельность в ходе осуществления тех или иных программ.

В государственной сфере идёт постоянная борьба с недостатками, которая создает у работников неуверенность.

Вспомним, как освещает пресса деятельность социальных работников, учителей или чиновников. Это деморализует, ведет к потере целеустремленности и отодвигает творческие способности на последнее место в списке достоинств. (См. также Leadbeatcr and Goss, 1998.)

\281\

Глава 8. Новое открытие креативного города. Матрица городских инноваций

{V: Ну что бы Лэндри понимал в матрицах городских инноваций!?}

Как оценивать креативность и инновационность городского проекта? Матрица инноваций даёт городам возможность определить своё место на шкале инноваций.

При этом рассматривают такие вопросы: "Насколько инновационен проект?", "Каков он в сравнении с примерами лучшей практики?" или "Что можно сделать иначе?"

Оценка и сравнение в сопоставимом масштабе способствуют рефлексии, пониманию и обучению.

Разумеется, на первом месте всегда стоит вопрос, насколько найденное решение соответствует местным потребностям, а креативный потенциал проекта рассматривается во вторую очередь.

Матрица инноваций описана в книге "Инновационные и устойчивые европейские города" (Hall and Landry, 1997). Она позволяет оценить уровень инновационности проекта. Метод оценки помогает оттачивать мысли и суждения. И он не предполагает, что город должен непрерывно генерировать инновации.

Матрица помогает показать, каково место города в мировой системе инноваций. Город может сделать и свою местную версию такой матрицы и задаться вопросом: "Что нового мы сделали в нашей ситуации?" Задача любого города втом, чтобы оценить свои достижения, сопоставив их с примерами лучшей практики.

\282\

Творческое воображение может включиться на любой стадии проекта, например, при создании оригинальной концепции, в использовании технологии, в применении новых механизмов менеджмента или внедрения проекта.

Инновации есть творчество: умение по-новому взглянуть на проблему, переформулировать её, получив совершенно иную проблему с иным набором возможных решений.

Порой креативный прорыв бывает фундаментальным. Таковы, например, предложения лечить психические заболевания вне психиатрических клиник, или не пытаться приспосабливать города к автомобилям, а решать транспортные проблемы путем ограничения движения в некоторых частях города.

Существует целый спектр инновационных решений. Их число зависит от позиции наблюдателя. Однако полезно рассмотреть семь типичных.

1. Смена парадигм — в том смысле, как это определил Томас Кун (1962), - принятие абсолютно нового способа концептуализации мира. Такая смена изменяет все сферы человеческой деятельности. Однако это бывает не часто.

Недавний пример - появление понятия «достойного развития», которое кардинально изменило наше понимание городской экономики, социальной и культурной жизни. Результат принятия этой парадигмы - переход от концепции города как машины к представлению его как живого организма.

2. Парадигмальный сдвиг. Это переосмысление проблемы или, может быть, открытие новой проблемы и нового решения, которые приводят к изменению стратегии. В таких случаях проблему переворачивают "вверх дном" и трактуют её как новую возможность, например, начинают рассматривать отходы как ресурс.

\283\

В иных случаях происходит полное переосмысление проблемы. Среди примеров можно отметить планирование транспортного развития с точки зрения ограничения, а не поощрения автомобильного движения. Иллюстрация паралигмального сдвига - ежегодное строительство ледяного замка в финском городе Кеми.

Создателям этого проекта удалось превратить в достоинства холод, снег и закрытие в городе бумажной фабрики. Благодаря привлечению туристов, проект придал устойчивость городской экономике. Еще один пример — помощь бездомным в обретении самостоятельности, оказанная журналом Big Issue.

3. Базисная инновация. Сдвиг парадигмы приводит к открытию новых путей достижения цели. Это влечёт появление новых конкретных решений. Примеры:

- идея преобразования городских центров в пешеходные зоны (впервые осуществленная в немецком городе Эссене в 1904 году);

- идея проведения на городских площадях фестивалей, способствующих привлечению туристов (как это сделано в Ковент-Гарден в Лондоне в 1970-е);

- принцип "нулевой толерантности" как способ борьбы с преступностью в Нью-Йорке.

- или вот нью-йоркский зоопарк первым представил на рынке новый коммерческий продукт — садовое удобрение под названием "зоопоо", сделанное из экскрементов животных. Впоследствии его стали делать в зоопарках по всему миру.

4. Лучшая практика. В эту категорию попадают яркие примеры идей, признанные уникальными. Примерами такой практики могут служить создание пешеходных зон в Мюнхене в 1970-е или возрождение приморской части Барселоны в 1990-е. В обоих случаях проекты связали с проведением Олимпийских игр.

\284\

В других областях примеры лучшей практики - внедрение новых форм комбинированной социально-экономической отчетности; экологического аудита; системы проектов, в которых дети выступили в роли планировщиков; или участия горожан в формировании городского бюджета.

5. Хорошая практика. Примеры - процедуры консультаций с местным населением; партнерство между муниципальным и частным секторами, направленные на возрождение района; издание ежегодных городских отчетов; хороший дизайн городской мебели и малых архитектурных форм; строительство жилья, соответствующего экологическим стандартам, и энергосберегающих зданий; создание аллей для верховой езды в городских парках.

6. Плохая практика. Продолжение практики, в которой уже найдены изъяны, например, строительство внутригородских магистралей, прорезающих устоявшиеся жилые районы или торговые центры городов; создание городских гетто путем концентрации жилья для малоимущих; уничтожение старой структуры города; или пренебрежение этническим разнообразием.

Такие решения лишают город возможностей достойного развития, так как раскалывают сообщества и усиливают социальное напряжение.

Обычно их причиной становится невежество.

Даже удивительно, как распространены до сих нор примеры плохой практики, несмотря на многочисленные и хорошо известные свидетельства их негативных последствий для города.

{V: Просто напрашивается проект ведения Глобальной Базы данных по Плохим и Катастрофическим Примерам (БД-ПКП). Ведь не только в строительной практике случаются ошибки! Это должна быть История Общечеловеческой Глупости – ни больше, ни меньше …}

\285\

7. Катастрофическая практика. Деятельность, которая нарочито направлена против принципов креативного, достойного и справедливого развития городов. Например, современное строительство, которое полностью игнорирует существующий городской контекст и предполагает снос традиционных районов; пренебрежение интересами социально незащищенных слоев населения, ведущее к их упадку; отказ от консультаций с теми, кого затрагивают те или иные решения. И в этом случае приходится только удивляться, насколько широко распространены подобные практики.

Начиная с парадигмального сдвига и кончая хорошей практикой, каждая фаза имеет свой жизненный цикл. Новые идеи рождают новую практику, которая становится общепринятой, но в какой-то момент может потребовать переосмысления, так как перестает удовлетворять новым требованиям.

Лучшая практика может со временем стать плохой практикой, в зависимости от контекста. Смена методов (парадигм) происходит потому, что старые методы деятельности перестают соответствовать сегодняшним задачам.

К примеру, парадигма «достойного развития» заняла место старой парадигмы "роста любой ценой".

Такие инновации, как ограничение дорожного движения, создание культурных кварталов, электронная демократия, деревни с солнечными батареями и т. п., были примерами лучшей практики, но после широкого их внедрения стали лишь образцами хорошей практики. Если проверенные и широко освоенные решения будут существовать слишком долго, то перед лицом нового знания они могут превратиться в образны плохой практики.

В любом городе на любой стадии развития городские политики должны задаваться вопросом, можно ли подойти к решению задач более творчески, чтобы достигать более сложных целей.

{V: Эта формулировка «более творчески» - просто очаровательна, но подобные формулировки настойчиво маскируют конструктивную практику – «работать с полными наборами альтернатив». Ведь слово «более» + слово «творчески» как раз и предполагают ИЗОБРЕТЕНИЕ новых альтернатив (или хотя бы их заинтересованную добычу на стороне. Пусть даже на той стороне Земного Шара, как в случае с городом Куритиба!)}

Креативность и инновационность можно оценивать в решении экологических проблем, в управлении и оценке эффективности.

\286\

Об этом речь ниже. Другие области приложения этого метода описаны в книге "Устойчивые и инновационные города"; они включают такие темы как:

- социальное согласие;

- коммуникация и участие граждан;

- развитие транспорта - от ограничительных мер до внедрения новейших способов передвижения людей в городе;

- городская инфраструктура;

- новые методы строительства, финансирования и управления жилищным фондом и, наконец,

- роль культуры в развитии своеобразия места.

Концептуальные вопросы

Можно говорить о таксономии урбанистических инноваций, показывая, как они зарождаются и распространяются. Классификация — инструмент полезный, однако она не является ни простой, ни линейной.

{V: Здесь должна быть учреждена «потребностно-методная матрица (ПММ) города», чтобы навсегда закрыть вопрос о поисках новых методов таксономии.}

Зависимость классификации от контекста, времени и пространства. Наибольшая трудность в том, что инновации возникают в специфических контекстах. Лишь немногие из них, скажем, использование интернет-технологий, распространяют затем в городах по всему миру без ограничений.

Большую же часть распространяют через сети родственных организаций, зачастую беспорядочным образом. Некоторые города развивают инновации раньше других, потому что они "готовы'' к ним.

{V: ПММ города – это «глобальный программный продукт», схватывающий методы всех городов мира в обеспечении потребностей населения. И точно также – БД-ПКП, упомянутая выше. Здесь мы должны заявить свой концептуальный и практический приоритет.}

Важнейшее место занимают "проблемы, ждущие своего решения", или наличие такого уровня понимания, при котором политики готовы принять новые идеи. В результате инновация может получить быстрое и широкое распространение, несмотря на то, что города едва лишь начали её применять. Германия, например, была пионером в создании пешеходных зон в городских центрах, и к середине 1970-х это стало стандартом в немецких городах. Другие европейские страны стали применять это решение значительно позже.

\287\

В самом общем случае границы возможного определяет местная ресурсная база. Так, для привлечения туристов на холодную северную территорию финны разработали прекрасную инновационную идею ледяного замка, которая совершенно нереализуема на юге; в то же время, они бы не смогли изобрести у себя деревню с солнечными батареями.

{V: Однако, понятие «контекстный кластер инноваций» (предлагаемых данному городу), которые легко извлекаем из глобальной ПММ городов, всегда может быть предложен конкретному городу как отражение контекста его природных и экономических возможностей. Это – новый вид информационного товара. Хорошо бы нам стать монополистами в этом вопросе. Это можно сделать, например, через ЮНЕСКО.}

Могут ли креативность и инновация быть навязаны силой?

{V: Инновации и могут и должны быть навязываемы силой. Это очень хорошо обосновано в работе коллектива авторов под руководством В. Иноземцева «Принуждение к инновациям – реальный путь для России». Ссылка есть.}

Инновации не обязательно приходят поодиночке («кластер инноваций»), чаще они концентрируются случайно, но иногда - в результате обдуманной политики. Проект Эмшер-Парка в Германии - один из примеров тщательно спланированного кластера инноваций, которые превращают слабые стороны ситуации в сильные.

Каждый проект имеет здесь свои особенности, однако уникальность ситуации заключается в синергии этих проектов в данном ландшафте, которая и делает достижения всего кластера б о льшими, нежели сумма его частей.

В отличие от Эмшер-Парка, кластеры, которые обнаружены в северной Швейцарии, Южной Германии, вокруг Фрейбурга и Карлсруэ, в Эльзасе, Эмилии-Романье вокруг Болоньи и в Вене, не были специально спланированы. Они возникли в результате конкуренции, подражания и обмена квалифицированным персоналом, т.е. в результате процесса формирования креативной среды.

Конкуренция была не только сугубо экономической, скорее, это было соревнование за лучшее качество городской жизни. Ключ к успеху лежал в достойном культурном развитии, которое и служило источником благосостояния. Это обеспечивали разнообразными способами: от прогрессирующих тарифов на электроэнергию, направленных на обуздание расточительных пользователей, до интересных нововведений в работе с безработной молодежью или нелегальными мигрантами в Болонье.

\288\

Исключение линейного прогресса

Инновации не развиваются линейно.

Городская креативность часто включает рискованные попытки возвращения к истории и даже нового применения каких-то идей из прошлого:

- восстановление функций городских площадей оживляет старые традиции средневековых итальянских городов;

- обращение к местным традициям частично приостанавливает процесс глобализации;

- освоение зданий старой промышленной застройки раскрывает их уникальные свойства, например, использованные при их строительстве прекрасные материалы, которые не применяют в жилых зданиях.

У туземных народов есть "естественный принцип" менеджмента ресурсов. Для них западное учение о достойном культурном развитии означает лишь возвращение к старым истинам. Их добродетели сейчас возвращаются и оказываются инновационными, особенно для народов с короткой историей.

Инновации часто бывают цикличными: люди возвращаются к старым идеям и проектам, хотя и на другом технологическом уровне.

{V: Вторая жизнь инновации!}

Технологии и материалы, использованные для строительства площади, могут меняться, но ключевая идея создания публичного пространства остается прежней.

Связь инновационности и культуры

Культурные факторы относят к "нематериальным", но они играют определяющую роль. То, что в одном случае - пример лучшей практики, в другом может быть практикой плохой. Либерально-демократическая модель считается априори хорошей на Западе, но не в Сингапуре и не в исламском мире. Сама таксономия нововведений несёт в себе ценностную нагрузку и содержит ряд допущений, которые нуждаются в прояснении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: