Ценообразование и максимизация прибыли модели чистой монополии

При выборе цены на свою продукцию чистый монополист руководствуется традиционным правилом максимизации прибыли, согласно которому, максимизация достигается при условии равенства предельного дохода (дополнительного дохода от продажи дополнительной единицы товара) и предельных издержек (дополнительных издержек, необходимых для производства дополнительной единицы товара) или МR = МС.

Кривая спроса монополиста является нисходящей (имеет отрица­тельный наклон). Она совпадает с кривой рыночного спроса, поэтому при каждой цене монополист может продать количество товара, рав­ное объему рыночного спроса.

От кривой рыночного спроса, которая определяет кривую предель­ной выручки монополии, зависит решение монополии об объеме вы­пуска. Поэтому говорят, что монополия не имеет кривой предложения.

Максимизация прибыли монополистом также решается двумя ана­литическими инструментами: 1) сравнением TR и ТС; 2) сравнением MR и МС. Оба метода равноценны и дают одинаковый результат.

Кривая TR монополиста имеет холмообразный вид. Максимум об­щей прибыли будет получен при таком объеме выпуска, когда разница между TR и ТС максимальна (рис. 2).

Линия MR (рис. 2, б) снижается быстрее, чем линия спроса, так как в условиях несовершенной конкуренции MR < Р (ведь для того чтобы продать дополнительную единицу продукции, монополист снижает цену). Фирма все время должна сопоставлять предельную вы­ручку и предельные затраты. Когда MR > МС, фирма расширяет свое производство; если же MR < МС, фирма сокращает производство; при условии равенства MR и МС наступает равновесие фирмы.

Рис.2. Равновесие монополии

Цена определяется высотой кривой спроса (а не высотой предель­ной выручки) в точке выпуска, дающего максимум прибыли или ми­нимум убытков (рис. 2, в). Равновесие монополии достигается при таком объеме производства, когда средние издержки не достигают свое­го минимума. Цена при этом больше средних издержек.

Поскольку фирма-монополист является единственной фирмой в от­расли, постольку равновесие, достигнутое ею в краткосрочном перио­де, будет являться равновесием и в долгосрочном периоде. В условиях долгосрочного равновесия монополист в отличие от совершенно кон­курентного производителя, экономическая прибыль которого равна нулю, будет максимизировать прибыль (или минимизировать убыт­ки) вследствие сохраняющихся барьеров на входе в отрасль.

Равновесие на совершенно конкурентном рынке достигается в точ­ке Е, в которой равновесная цена равна Р, равновесный выпуск - Q, (рис. 3).

Потребительский излишек равен площади треугольника AEP1. Пос­ле монополизации рынка равновесие достигается в точке пересечения MR и МС. Равновесная цена — Р2, равновесный выпуск — Q2. Как видим, в результате монополизации рынка выпуск продукта уменьшается, а цена увеличивается. Потребительский излишек после монополизации равен площади треугольника АКР2 т. е. он уменьшается на вели­чину, равную площади трапеции P2KEP1. Эта величина составляет ущерб, приносимый монополией.

Рис. 2. Ущерб, приносимый монополией

Его можно разделить на две части: первая часть, равная P1P2KN, пере­ходит от покупателей к монополии и служит источником ее прибыли. Вторая часть, равная площади треугольника KNE, составляет безвоз­вратные потери, так как ее не получают ни покупатели, ни монополист.

Монополист может увеличить свою экономическую прибыль путем проведения сложной стратегии ценообразования, связанной в первую очередь с назначением разных цен для различных покупателей. Цено­вая дискриминация имеет место тогда, когда продукт продается по более чем одной цене и эта разница, в ценах не оправдывается, различи­ями в издержках производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: