Основные признаки рынка чистой монополии

Тема. Несовершенная конкуренция. Определение цены и объема производства в

Условиях чистой монополии. Монопольная власть.

Основные признаки рынка чистой монополии.

2. Ценообразование и максимизация прибыли в модели чистой монополии. Монополия в коротком и длительном периодах. Монополия с несколькими заводами.

Ценообразование в условиях естественной монополии.

4. Монополия и степень рыночной власти.

Сущность и виды ценовой дискриминации.

6. Государственное регулирование в области ценообразования и доступа на рынки. Анти-

монопольное законодательство.

Основные признаки рынка чистой монополии.

МОНОПОЛИЯ – тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.

Рынок, на котором господствует монополия, представляет собой полную противоположность конкурентному рынку, где имеется много конкурентов, предлагающих для продажи стандартизированные товары. Монополия — наибо­лее яркое проявление несовершенной конкуренции.

Различают следующие виды монополии.

Чистая монополия – это ситуация, когда существует единственный продавец товара, причем этому товару нет близкого заменителя в других отраслях.

Теория рынка чистой монополии была создана в 30-е годы ХХ века английской экономисткой Джоан Робинсон.

На данном рынке фирма имеет наивысший уровень контроля над ценами. По сути, единственным ограничителем ценовой свободы монополиста является спрос потребителей.

Естественная монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, основанные на владении уникальными природными ресурсами.

Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.

Открытая монополия – монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.

Монопсония — особый тип рыночной структуры, когда ры­ночная власть концентрируется в руках не продавца, а по­купателя;

Д вусторонняя монополия возникает в том случае, если моно­польная сила продавца сталкивается с монопольной силой покупателя.

Подобное разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий.

Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия — рынок, на котором действует только одна фирма, в силу этого обстоятельства способная оказывать влияние на рыночное равновесие и рыночную цену.

Чистые монополии в настоящее время – редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Чистые монополии, как правило, могут существовать только при покровительстве государства. Причем они присущи скорее местным рынкам, нежели общенациональным. Более того, понятие чистой монополии является абстракцией. Имеется много товаров, у которых нет заменителей.

Чистая монополия характеризуется следующими основными чертами:

а) одна фирма и много покупателей, т. е. на рынке имеется единственный производитель, реализующий свой товар множеству мелких покупателей. Если на данном рынке единственному продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок называют двусторонней монополией;

б) отсутствие товаров-заменителей (нет совершенных заменителей продукта монополиста);

в) отсутствие свободы входа на рынок (в отрасль), т. е. существуют практически непреодолимые барьеры на входе. Входные барьеры следующие:

• экономия от масштаба (один из наиболее распространенных видов барьеров входа);

• правовые ограничения: патенты, тарифы и квоты в международной торговле;

• высокие издержки входа – экономические препятствия. В некоторых отраслях (например, в авиационной промышленности) начало производства может стоить очень дорого;

• реклама и дифференциация продуктов. Рекламная деятельность способствует формированию уверенности и уважения покупателей по отношению к известным торговым маркам. Дифференциация продуктов, или сама по себе, или в сочетании с расширенной рекламой, способна усиливать рыночную власть существующих производителей и создавать барьеры входа;

• контроль монополистом источников поступления необходимого сырья или других специализированных ресурсов;

• высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков, в результате чего единая в технологическом смысле отрасль может представлять множество локальных монополистов;

Барьеры для входа в отрасль могут возникнуть вследствие различных причин:

· исключительные права, получаемые от правительства, примером может служить разрешение на установку кабельного телевидения одной фирме; или государственная монополия на производство и продажу алкогольной продукции; или во Франции, например, с 1904 г. Похоронный бизнес контролируется единственной компанией, которая на это получает субсидии от государства;

г) фирма-монополист устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данное, как рыночную реальность;

д) совершенная информированность.

В отличие от совершенного конкурента, монополист сам устанавливает не только количество предлагаемой продукции, но и ее цену, выбирая точку на кривой отраслевого спроса


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: