Понятие ценовой дискриминации

Впервые термин «ценовая дискриминация» ввел французский экономист Ж. Дюпюи. Он создал плацдарм, на основе которого развивалась идея, представленная в современном виде учеником А. Маршала А. Пигу. Дюпюи, представивший свою концепцию в 19 веке, описал в ней все основные моменты, главным из которых является то, что компания продает один и тот же товар по разной цене. Французский экономист разделил покупателей на богатых, зажиточных и бедняков, тем самым уже тогда показав, что эти люди обладают разной эластичностью спроса. Наконец, экономист заявил, что компании идут на подобные шаги с одной единственной целью – увеличение прибыли.

Его идея была позднее развита экономистом Д.Ларднером (правда, многие утверждают, что он не был знаком с трудами Дюпюи). Ларднер в своем труде «Экономика железных дорог: трактат о новом виде транспорта, управлении им, перспективах и отношениях коммерческих, финансовых и социальных» пристальное внимание уделил эластичности спроса, а ценовую дискриминацию рассматривал как достаточно эффективное средство по увеличению прибыли компании.

Но современный вид ценовая дискриминация приняла только после того, как А. Пигу выпустил свою работу «Экономическая теория благосостояние». Во-первых, Пигу выделил 3 типа ценовой дискриминации, а во-вторых, он утверждал, что для ценовой дискриминации должно выполняться несколько условий. А именно, никакая из единиц товара не может заменить другую. А цена одной единицы товара не должна зависеть от цены и спроса на другой.

Ценовой дискриминацией называют продажу по разным ценам одной и той же продукции, изготовленной одним производителем (с одинаковыми затратами), разным покупателям. Заметим, что термин «дискриминация» (в переводе с латинского – различение) лишен здесь какого-либо этического смысла. Он используется лишь для того, чтобы не смешивать обозначаемое им явление с дифференциацией цен в зависимости от качества товара или услуги (например, по сортам, типоразмерам, содержанию полезных веществ или примесей, срочности, гарантии и т.п.).

В условиях совершенной конкуренции ценовая дискриминация невозможна, взаимодействие покупателей и продавцов на конкурентном рынке приводит к образованию единой рыночной цены для любого однородного товара. Она возможна лишь при отсутствии совершенной конкуренции.

Монополисты занимаются ценовой дискриминацией в том случае, если посредством ее увеличивают свою прибыль. Дискриминационные цены могут использоваться для расширения производства, обеспечивая тем самым экономию от масштаба производства.

Ценовая дискриминация - возможность установления различных цен на одну и ту же продукцию для различных групп покупателей. Производя продукцию по более высокой цене, фирма лишается части потенциальных покупателей. При повышении цены валовой доход может расти (если спрос на продукцию неэластичен по цене) или падать (если спрос на товар эластичен по цене). Но в условиях несовершенной конкуренции существует возможность повышения цены без отказа части потребителей от продукции, т.е. фирма может устанавливать разные цены на одну и ту же продукцию для разных групп потребителей.

Чтобы фирма-монополист могла проводить ценовую дискриминацию, рынок должен отвечать следующим условиям:

· продавец должен быть в состоянии разделить покупателей на группы исходя из учета эластичности спроса на блага. Тем покупателям, спрос которых имеет высокую неэластичность, будет установлена высокая цена, а тем, чей спрос эластичен, – более низкая;

· блага не могут перепродаваться покупателями (или продавцами) одного рынка покупателям (или продавцам) другого рынка, поскольку свободное передвижение благ с «дешевого» рынка на «дорогой» приведет к возникновению единой цены, что обусловит невозможность ценовой дискриминации;

· покупатели (для монополии) или продавцы (для монопсонии) должны быть идентифицируемы (отождествлены, быть одинаковыми), иначе разделение рынка невозможно.

Ценовая дискриминация возможна при условиях, когда:

ü Исключается практика перепродажи купленной продукции покупателем, приобретающим товар по более низкой цене, чем остальные. При перепродажи товара одним из покупателей продавец теряет часть рынка сбыта продукции. Поэтому предоставление кому-либо из покупателей льгот осуществляется при гарантиях того, что «счастливчик» не станет перепродавать купленную продукцию. Именно исходя из подобных соображений ценовой дискриминации подвержена прежде всего сфера услуг, где производство обычно совпадает с потреблением;

ü Существует возможность выделить из всех покупателей группы, готовые купить товар только по более низкой цене. Исходя из реальных бюджетных ограничений потенциальных покупателей проводится их классификация:

1. по социальному статусу (например, льготные проездные билеты для студентов);

2. по возрасту (туристическая фирма может предоставить скидки детям);

3. по полу (плата за вход на дискотеку может быть разной для мужчин и женщин);

4. по месту жительства (парикмахерская может обслуживать жителей близлежащего района по льготной цене);

5. по времени (цена железнодорожных билетов в летний период может быть снижена).

Ценовая дискриминация распространена в медицине (за ту же самую услугу богатый человек может заплатить больше, чем человек с меньшим достатком).

Телефонные услуги также подвержены ценовой дискриминации (деловой человек будет звонить в то время, когда ему необходимо, а пенсионер или студент, возможно, отложат свой звонок на вечернее время или выходной день, когда установлен льготный тариф) (3, с.188-189).

Идеальным рынком для проведения ценовой дискриминации является рынок услуг, поскольку услуги вообще невозможно перепродать. В сфере производства хорошим условием для такой политики является достаточная отдаленность «дешевого» рынка от «дорогого», что исключает возможность перепродажи (5, с.14).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: