Проблемы естественных монополий в России

Определение естественной монополии (см. альбом в группе) показывает всю сложность регулирования естественных монополий на современном рынке России. Актуальность данной проблемы характеризуется тем фактом, что данный вид монополий очень сильно влияет на состояние рыночных отношений внутри страны. Так как данная проблема относится к проблемам управления социальным развитием региона (Федерального округа, экономического района, субъекта Р.Ф.) она имеет ключевое значение для большинства слоев населения. Проблемы государственного регулирования социально-экономических процессов напрямую связаны с вопросом регулирования естественных монополий так, как социальная сфера неразрывно связана с экономической составляющей. Актуальность связана так – же с тем фактором, что значительное влияние на экономическое состояние России в кризисный период 2008–2009 оказали участники естественных монополий. Сложилась такая ситуация, когда крупные предприятия – монополисты и естественные монополии практически всегда имели и имеют потенциальную возможность своими анти – рыночными действиями не только создавать кризисные явления в экономике, но и всячески дискредитировать саму политику проведения рыночных реформ. В странах с развитой рыночной экономикой такие действия хозяйствующих субъектов давно уже подвергаются ограничительному и регулирующему воздействию со стороны государства. В таких странах правительству в некоторых случаях приходится принуждать монополиста принять встречные условия для того, чтобы избежать общественных волнений и беспорядков.Таким образом, можно говорить о возможном полном контроле государства над естественными монополиями. В кризисных ситуациях экономика любой страны нуждается в инвестициях и государственном регулировании, но если мы говорим о естественных монополиях, то мерами государственного регулирования можно предупредить развития на внутреннем рынке страны кризисных ситуаций. А, как известно, страна с прочными внутриэкономическими связями и слаженным механизмом взаимодействием меньше подвержена влиянию неизбежного мирового экономического кризиса. Повышение эффективности государственного регулирования цен в отраслях, которые принадлежат естественным монополиям – одна из наиболее актуальных задач, стоящих в настоящее время перед руководством Российской Федерации. В процессе разгосударствления, приватизации и демонополизации в России на этапе 1992–1994 гг. не только достаточно конкретно определился круг естественных монополий, но и был разработан проект Федерального закона «О естественных монополиях». Первоначально в этот законопроект были также включены нормы, связанные с государственной монополией на производство и оборот отдельных видов продукции. Однако в последствии стало очевидно, что государственные монополии – предмет особого законодательства. Таким образом, в России произошел перелом во властных структурах, который привел к возникновению большого числа рабочей силы и развитию промышленного производства. Стали активно развиваться фабрики и заводы, начала расти экономика страны. Рост экономики был обусловлен формирование на рынке страны относительно свободной внутренней среды такого отраслевого производства как промышленности. Власти страны начинают полностью контролировать такие монопольные отрасли как: производство и передача электроэнергии; крупное промышленное производство, машиностроительное и приборостроительное производство; добыча, переработка и транспортировка углеводородов; железнодорожные, авиа и автотранспортные перевозки, а так же отдельные подотрасли связи. Вопросы функционирования, реорганизации и повышения эффективности деятельности естественных монополий в России в последнее время находится в центе внимания политиков, экономистов, ученых. Особые условия функционирования естественных монополий предопределили необходимость выделения их в особую сферу государственного регулирования. В странах с развитыми рыночными экономиками современная концепция регулирования естественных монополий предполагает, что применение государственного регулирования считается оправданным в тех случаях, когда определенный товар (услуга) производятся единственным экономическим субъектом при условии, что конкуренция между аналогичными предприятиями невозможна по технологическим и или экономическим причинам.

В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые совершаются с участие или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителя, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с Федеральным законом РФ «О естественных монополиях», либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

Государство в этой связи выступает субъектом, а равно сказать и участником процесса функционирования и регулирования естественных монополий. государственное регулирование охватывает такие стороны функционирование естественных монополий, как: любые сделки по естественным монополия, инвестиции субъекта естественной монополии в производство, продажей или сдачей в аренду. Следовательно государство в соответствии с законом должно полностью контролировать процессы происходящие внутри и во круг естественных монополий, но на деле это не всегда получается делать. Единая политика цен на услуги субъектов естественных монополий остается прерогативой Правительства РФ. Тарифы устанавливаются исходя из обоснованности затрат естественных монополистов на производство товаров (услуг). При этом учитываются издержки реализации услуг, налоги, потребность в инвестициях, стоимость основных производственных средств. Важно понимать, что тарифы должны устанавливаться индивидуально для каждого конкретного субъекта, а не для определенного вида деятельности. Таким образом, не происходит объективного регулирования цен, что приводит к увеличению тарифов и проблемам в регулировании отдельной отрасли. С другой стороны государственное регулирование естественных монополий за счет выдачи лицензий, установление верхнего предела прибыли при максимальных издержках, налоговое регулирование деятельности считается абсолютно необходимым инструментом на товарном рынке.

Естественно, что основное внимание при регулировании рынка со стороны государства в условиях напряженного, часто дефицитного бюджета, направлено, прежде всего, на защиту малообеспеченных слоев потребителей, с одной стороны, и получение максимальных доходов в бюджеты всех уровней, с другой. Очевидно, что эти задачи противоречивы.

Реформирование естественных монополий не должно ограничиваться только либерализацией рынка. Оно должно сопровождаться изменением форм государственного регулирования естественных монополий. Причем эти формы должны быть разными на естественно монопольном сегменте и на конкурентном.

Монополии в России переживали разные стадии в своем развитии, несколько войн, экономические кризисы, смену власти и.т.д. В Российской истории был длительный период капиталистического управления ЦКПСС, который так – же имел свои особенности. Советские монополии насаждались «сверху» как итог решения задачи планирования народного хозяйства, полученный за счет положительного эффекта масштаба. Иными словами, все сферы советской экономики рассматривались как естественные монополии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: