Что значит быть индивидуальностью?

Культура могущественна и безлична и, следовательно, опасна. Процесс присвоения культурного опыта, ведущий к деиндивидуализации, приводит к противоречию между законом и любовью. между личностью и индивидуальностью. Как это происходит?

Нормы и обычаи, которые я разделяю, предписывают мне действовать определенным образом в соответствии с принципами справедливости, которые я принимаю. Из этого факта вытекают не только положительные, но и отрицательные последствия К примеру, мои сын, жена, друг совершили проступок Как человек справедливый я должен реализовать главный принцип справедливости - "хороший должен быть награжден, плохой - наказан пропорционально тому, в какой мере они хороши или плохи". Я тебя люблю. Ты плохая. Я должен тебя наказывать. То есть делать тебе плохо. Я страдаю от конфликта: если я не наказал виновного, я виноват перед законом нравственностью. Вместе с тем, я не могу ее наказывать, потому, что я люблю и не желаю причинять ему страдание. Возникает неразрешимое противоречие между требованиями моей личности и индивидуальности, которое часто разрешается с помощью насилия и конфликта: я наказываю виновного, но сам страдаю от чувства вины.

Эмоции справедливости в какой-то степени помогают разрешить конфликт. Если я возмущен поступком, то мне нетрудно наказывать, поскольку гнев и ущемленное чувство справедливости берут управление мною на себя, и я легко наказываю, но после завершения программы наказания меня мучает чувство вины. Оказывается, я сам наказан чувством вины, хотя действовал вроде правильно и ни в чем не виноват.

Чтобы разрешить это противоречие я должен быть индивидуальностью, быть в состоянии "отстраниться" от тех программ поведения которые стимулируются моей же личностью, угрожая плохими эмоциями, стыдом, виной, за отказ соответствовать требованиям тех культурных стереотипов, которые внедрены в глубины моей личности. Отстраняясь от этих черт, я могу реализовать более высокий план ценностей: ради моей любви я отказываюсь принимать участие в торжестве справедливости. Нетрудно заметить, что быть индивидуальностью, значит выдерживать, спокойно это раздвоение, которое происходит внутри нас.

Это свободное раздвоение становится возможным благодаря искусству саногенного мышления, которое делает возможным контролирование тех эмоций, которые возникают, если я не желаю следовать требованиям личности, культуры. Чтобы выжить в социальной ситуации сохранить любовь, я должен быть в состоянии контролировать свои эмоции вины, стыда и другие. Способность саногенного мышления является необходимым условием проявления индивидуальности.

Люди, мыслящие патогенно, не выдерживающие этого раздвоения, обычно принимают одну или другую сторону. Они или шаблонно реагируют на требования культуры и действуют, подстрекаемые эмоциями, подобные биороботам или отрицают культуру. На одном полюсе появляются ригористы и беспощадные моралисты, инквизиторы, а с другой - хиппи, преступники, шизофреники.

Саногенное мышление дает ключ к преодолению этого раздвоения. Оно не ново. Спаситель разрешил эти противоречия две тысячи лет назад:

"Богу богово, кесарю кесарево". Пока я нахожусь в плане культурной детерминации, я действую по закону, а, вступая в божественные отношения любви, прощаю. Поскольку я индивидуальность, то я держу в себе и кесарево и богово, и в моей власти кому следовать, так как я мыслю саногенно, управляю своими эмоциями и могу укротить дух кесаря, размахивающего кнутом эмоции. Для моего Бога я не только личность, но и индивидуальность, поэтому я говорю "Мой Бог!", а не только Бог мира.

Полное слияние человека с культурой смертельно для процесса индивидуализации. Это хорошо понял выдающийся психиатр XX века Рональд Ланг, который был убежден, что шизофрения является не результатом дезадаптации человека к современной культуре, а скорее следствием его чрезмерной адаптации к шизоидной культуре, в которой человек категоризирован и расчленен на роли и функции в рамках большого целого. Человек, неспособный выдержать это раздвоение, создает собственный иллюзорный мир, свою культуру смыслов, в котором ему живется легче. Но созданием искусственного мира проблема не может быть решена. Этот индивидуальный мир значений шизофреника не принимают и не выдерживают его близкие и изолируют с помощью специальной психиатрической службы.

Иисус учил быть одновременно индивидуальностью и личностью. Кесарю воздавать кесарево, Богу богово. Чтобы соединить в себе эти два плана без ущерба и конфликта, требуется развитая индивидуальность.

Следует знать, что индивидуальность это сверхличностное психическое образование, которое управляет поведением и мышлением человека в соответствии с высшими ценностями и снимает противоречие культуры и свободы человека.

Известный психолог Карл Юнг рассматривал совершенствование человека как процесс индивидуации путем переработки архетипа коллективного бессознательного. В мифах, верованиях, в религии он искал те элементы, которые оказывают решающее влияние на поведение, мышление и чувства современного человека.

Действительно, идея, программирующая поведение, мышление и чувства человека, может существовать и в сказке, мифах, в суеверия, в научной теории, в философии, в религии. Архетипические идеи могут не осознаваться, но они работают в нас, проявляясь с очевидностью.

"Почему ты наказала сына за разбитую вазу строже, чем за разбитый стакан? Спросил я клиентку, и получил уверенный ответ: "Ваза же дороже стакана и ущерб нанесен больший". Что содержится в этом ответе?

Идея соразмерности наказания и проступка, "око за око", возникшая за полторы тысячи лет до Христа и выраженная в законах Хаммурапи, находящаяся в архетипе нашей культуры, оказалась сильнее сознательной веры этой женщины. В состоянии огорчения по поводу разбитой вазы управление поведением взяла на себя часть ее души, в которой доминировала именно эта архетипическая идея. Отсюда и поступок матери, который кажется обыденным. А на самом деле он детерминирован архетипическим коллективным бессознательным, в котором хранится вышеуказанный принцип справедливости, проявившийся столь обыденным, банальным и антипедагогическим способом.

Преодоление архетипических черт в мышлении является наиболее важным и трудным путем восхождения к индивидуальности. Когда я внушаю своему пациенту, жалующемуся на то, что жена его не любит, что "никто не обязан вас любить, ни жена, ни мать, ни дети", то ему оказывается труднее всего сжиться именно с таким суждением и принять идею свободы любви. И это на фоне того, что он согласен: "Насильно мил не будешь". Следовательно, сознательно он понимает, что любовь явление свободное, но его архаическое, глубинное "я" упорно стремится принудить, другого человека к любви. Оздоровление отношений в семье начинается с того момента, как пациент осознает и принимает эту идею свободы любви. С этого момента он рассматривает любовь уже не как обязанность другого человеку любить его, а как прекрасный подарок.

Если же процесс индивидуации рассматривать по отношению к архетипу, то самосовершенствование как раз состоит в осознании идей, скрытых в архетипе и в выработке способности контролировать их.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: