Процесс развития от индивидуума к личности происходит в процессе межличностного взаимодействия с ближайшим окружением матерью, отцом, членами семьи, сообществом сверстников, в школе, в вузе, а потом в работе. Формирование личностных черт происходит в соответствии с образом жизни людей, свойственным для данного общества. Биологические задатки индивидуума являются как бы материалом, из которого процесс социального взаимодействия формирует личность.
Проблема соотношения наследственности и научения в формировании личности в современной психологии решается путем признания особой роли социального начала в обновлении личности. Социальное начало по разному проявляется в становлении личности. В развитии психологической науки появлялись различные подходы к пониманию этого процесса.
Фрейд главным в становлении личности считал формирование систем психологической защиты, которое обеспечивает удовлетворительное взаимодействие между различными уровнями психики, эго, сверх-Я, и бессознательного Социальный фактор этим психологом принималось по умолчанию и не было осмысленно теоретически.
|
|
К.Юнг придавал особе значение архетипическим образам коллективного бессознательного в обновлении личности. Коллективное бессознательное по Юнгу это форма осмысления социального начала в человеке.
Адлер указал на особое значение в формировании личности стиля жизни, процесса компенсации и сверх компенсации направленной на изживание изначального комплекса неполноценности, порождаемого положением ребенка в семье и его отношением к взрослым.
Скиннер главным считал социальное научение и систему действующих в обществе наград и наказаний как факторов становления личности.
Мясищев придавал особое значение в обновлении личности развитию человеческих отношений.
Узнадзе - формированию социальных установок.
А.Петровский в своей стратометрической концепции особое значение придавал положению человека в группе и субъект-субъектным отношениям.
К.Роджерс - достижению согласия с Селф.
А.Маслоу сложившейся иерархии базовых потребностей.
Перле усвоенным гештальт структурам, определяющим мышление, чувствование и поведение.
Ю.Орлов умственным привычкам повседневного мышления, определяющих базовые эмоции и черты личности, которые могут быть изменены посредством обучения саногенному мышлению.
Н.Д.Творогова уровню и полноте развития техники общения в группе.
Ф.П.Василюк сложившимся в опыте внутренним структурам переживаний, соответствующих типам жизненных миров человека.
Каждый из этих подходов не полон, но отражает определенные стороны сложного процесса становления личности в человеке.