Тема: финансовая система

План:

1. Сущность финансов и их функции.

2. Бюджетно-налоговая система.

3. Ценные бумаги.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И КАТЕГОРИИ

Финансовые отношения. Финансы. Функции финансов. Финансовая система. Общегосударственные финансы. Финансы предприятий. Финансовая политика. Государственный бюджет. Доходные операции государства. Государственные расходы. Дефицит государственного бюджета. Профицит государственного бюджета. Государственный долг. Налоги. Налоговая система. Кривая Лаффера. Фискальная политика государства. Ценные бумаги. Акция. Курс акций. Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа.

-1-

Финансы – это денежные средства и экономические отношения по их формированию, распределению и использованию в обществе. Но не любые денежные отношения – отношения финансовые. Финансовые денежные отношения в отличие от нефинансовых денежных отношений всегда регулируются правовыми актами государства.

Финансовые отношения охватывают две сферы. Первая сфера – это финансовые отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и внебюджетных фондах. Вторая сфера – финансовые отношения, которые опосредуют кругооборот денежных фондов предприятия.

Финансовые отношения возникают:

· между государством и предприятиями при уплате налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

· между государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

· между предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

· между отдельными звеньями бюджетной системы и т.д.

Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны, его составные части – фонд потребления и фонд накопления, а финансы – инструментом распределения и перераспределения национального дохода, средством контроля за формированием и использованием фондов денежных средств.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Основные функции финансов:

Воспроизводственная – мобилизация и предоставление денежных средств (финансовых ресурсов) пользователям для обслуживания потребностей воспроизводства на принципах финансирования. Финансы превращают денежные потоки в целевые денежные средства. Тем самым создается основа существования всех экономических субъектов. Финансы обеспечивают кругооборот капитала.

Распределительная. С помощью финансов происходит распределение и перераспределение национального дохода, ВВП. Денежные средства, необходимые для производства общественных благ, социального обеспечения и т.п., аккумулируются в специальные фонды. Финансы способствуют распределению экономических ресурсов в те отрасли, где они будут использоваться более эффективно.

Контролирующая – экономический контроль за деятельностью государства, предприятий, организаций и учреждений. С помощью этой функции осуществляется контроль за доходами и расходами. Например, бюджет – это не только фонд денежных средств, но и финансовый документ, который должен быть исполнен. Финансы выступают как средство контроля за эффективностью работы предприятий.

Регулирующая – стимулирование (или сдерживание) развития предприятий и отраслей в необходимом обществу направлении с помощью системы финансовых рычагов. Посредством финансов государство проводит мероприятия, направленные на выполнение антиинфляционной программы, осуществление целенаправленной структурной политики, способствует внедрению новых технологий, решению социальных проблем и др.

Совокупность организаций, институтов, финансовых отношений, обеспечивающих движение финансов, образует финансовую систему. Финансовая система включает: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования (социального, имущественного и личного), фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности, различные специальные денежные фонды.

Все вышеперечисленные элементы финансовой системы можно разделить на две подсистемы:

- общегосударственные финансы - централизованные фонды денежных средств (бюджетные и внебюджетные фонды государства), которые создаются путем распределения и перераспределения национального дохода и обеспечивают потребности расширенного воспроизводства на уровне народного хозяйства в целом;

- финансы предприятий - децентрализованные фонды денежных средств, которые образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий и используются для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на уровне отдельных предприятий.

Несколько обособленными от этих основных групп выглядят страховые элементы финансовой системы. Это объясняется специфичностью применяемых ими форм и методов формирования и использования денежных фондов. Но в любом случае, несмотря на разграничение сфер деятельности и применение особых форм и методов образования и использования денежных фондов в каждом отдельном институте, финансовая система является единой системой, поскольку базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев – национальном доходе.

Основными принципами построения финансовой системы являются демократический централизм и бюджетный федерализм. Суть первого: при централизации значительной доли финансовых ресурсов в руках государства (более 50%) осуществляется одновременная децентрализация оставшихся средств по предприятиям и организациям. С точки зрения управления финансовой системой принцип проявляется в том, что централизованное руководство со стороны государственных финансовых органов сочетается с одновременным предоставлением определенных прав и самостоятельности местным финансовым органам. Демократический централизм долгое время господствовал в странах Восточной Европы.

Для финансовых систем индустриально развитых стран характерен бюджетный федерализм, при котором осуществляется четкое распределение функций между различными уровнями системы. Правительство полностью независимо в реализации целей, касающихся нации в целом (например, расходы на оборону, внешние отношения и др.), а местные органы финансируют развитие школ, охрану общественного порядка и т.п. Местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет. В случае, если доходы органов местного самоуправления недостаточны для покрытия расходов, нехватка средств покрывается за счет субсидий федерального правительства.

Как финансовая категория бюджетный федерализм имеет объективное содержание (выступает формой финансовых отношений) и выражает совокупность денежных потоков между субъектами межбюджетных отношений по формированию, распределению и использованию бюджетных фондов. Движение денежных средств от одного уровня бюджетной системы к другому называется трансфертом. Направленность денежных потоков определяется принятой в стране моделью бюджетного федерализма и бюджетной политикой. В России, например, в настоящее время формируется особая национальная система бюджетного федерализма, общеэкономическими критериями которой являются: обеспечение единства и целостности государства, развитие и капитализация единого российского рынка, выравнивание финансовой обеспеченности регионов при стимулировании развития собственной доходной базы, демократизация межбюджетных отношений.

Состояние финансовой системы – надежный индикатор состояния национальной экономики в целом. Финансовая система служит одновременно и регулятором развития национальной экономики. В качестве индикатора она отражает структуру производства, воспроизводственные, межотраслевые и территориальные пропорции, эффективность общественного производства. В качестве регулятора - воспроизводит все процессы по распределению валового внутреннего продукта и национального дохода.

-2-

Государственные финансы являются составной частью финансовой системы. Содержание и структура государственных финансов определяются функциями государства и структурой системы органов государственного управления. В федеративных государствах существуют три уровня государственного управления: общегосударственный (центральный), региональный и местный. Финансирование выполнения органами государственного управления своих функций производится за счет бюджетов и внебюджетных фондов, являющихся двумя составляющими государственных финансов.

Центральное место в государственных финансах принадлежит бюджетам – государственному, региональным и местным. В тоже время существенную роль играют социальные внебюджетные фонды – пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, занятости населения, социальной поддержки населения, а также различные целевые фонды – дорожный, экологический, борьбы с преступностью и др. Этим фондам свойственна большая свобода распоряжения финансовыми ресурсами по сравнению с бюджетом, хотя следует подчеркнуть их целевое назначение. Важным структурным элементом государственных финансов являются валютные резервы государства.

Государство осуществляет мероприятия по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению, использованию для осуществления своих функций на основе финансового законодательства. Такая форма регулирования со стороны государства составляет суть финансовой политики. Финансовая политика – это совокупность ее элементов, методов и инструментов, с помощью которых государство воздействует на экономическую жизнь. Она включает финансовую систему ориентированную государством на достижение определенной цели.

Финансовая политика последнего десятилетия в России не имеет четкой целевой ориентации в отношении развития экономики. Цели построения рыночной экономики, приватизации государственного имущества, реструктуризации экономики не согласованы между собой и не ориентированы на достижение определенного результата – рост ВВП, рост доходов населения и т.д. Нельзя считать самодостаточными и такие цели, как вхождение в мировую финансовую систему, сокращение бюджетного дефицита.

Правильность целей финансовой политики проверяется в процессе экономической деятельности всех звеньев народного хозяйства, результатах этой деятельности, в повышении благосостояния населения. Финансовая политика должна быть активной (обеспечивать экономический рост), стимулирующей, социальной и обеспечивающей безопасность государства.

Основным финансовым планом страны является государственный бюджет. Государственный бюджет – это годовой план доходов и расходов государства, требующий законодательного утверждения. Он представляет общегосударственный фонд денежных средств, государственную казну. Отличительные особенности использования государственного бюджета состоят в безвозвратности, безвозмездности и целевом назначении средств бюджета, бюджетном финансировании.

По структуре бюджет состоит из доходной и расходной части.

Доходные операции государства обеспечивают основу для удовлетворения потребностей в расходах и предоставления государственных кредитов за счет имеющихся ресурсов. Доходы являются невозвратными поступлениями. Они складываются из текущих доходов (налогов и текущих неналоговых поступлений - от собственности и предпринимательской деятельности, доходы от продаж, поступления по штрафам и т.п.) и доходов от операций с капиталом (продажи основного капитала, реализации государственных запасов, земли и пр.).

Неналоговые доходы включают д оходы от собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи, доходы от продаж, поступления по штрафам и санкциям, кроме штрафов за просрочку уплаты налогов, и все добровольные, безвозмездные, невозвратные текущие поступления из негосударственных источников. Данная категория не включает доходы, получаемые госорганами от налогов, официальные трансферты, заимствования, платежи за счет предоставленных в прошлом госкредитов, доходы от реализации основного капитала, запасов товаров, земли и нематериальных активов, а также поступления безвозмездных средств из негосударственных источников, предназначенных для капитальных целей.

К доходам от собственности и предпринимательской деятельности относятся все госдоходы, поступления которых связано с госвладением собственностью, предприятиями, финансовыми активами или нематериальными активами, а также кассовая (фактическая) прибыль ведомственных предприятий, полученная ими в результате реализации товаров и услуг за пределы сектора госуправления. Доходы этой категории могут иметь форму дивидендов, процентов, лицензионных платежей, отчислений от предпринимательского дохода или кассовой прибыли ведомственных предприятий, арендной платы за землю, перечисляемой в бюджет прибыли ЦБ, платы за недра и др. Любые перечисления ЦБ в органы госуправления, которые не связаны с прибылью от его деятельности, сюда не включаются, а рассматриваются как финансирование от ЦБ. К этой категории не относятся доходы за счет прибыли на капитал, поступающие либо от организации капитальных активов, либо от продажи, или выпуска акций, или погашение предоставленного кредитования.

Плата за недра и платежи за использование акваторий и участков морского дна взимаются в форме денежных платежей, части добытого минерального сырья или иной произведенной продукции, выполнения работ или предоставления услуг, зачета сумм предстоящих платежей в бюджет в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного пр-ва.

Получение доходов от собственности и предпринимательской деятельности в полном объеме предполагает качественное управление госсобственностью. Необходимыми условиями этого является: полная информация о всей принадлежащей государству собственности; четкое определение целей, которое государство ставит перед каждым предприятием, которым оно владеет в полном объеме, контролируемыми предприятиями и предприятиями, акциями которых оно владеет; налаживание получения доходов от каждого предприятия, принадлежащего или контролируемого государством, и предприятий, акциями и иными ценными бумагами которых государство владеет; обеспечение своевременных и полных поступлений от погашения и обслуживания долгов перед органами госуправления.

Административные сборы и платежи – сборы и платежи, полученные в обмен на товары непроизводственного назначения и предоставление услуг некоммерческого характера, а также выручку от продаж, осуществляемых ведомственными предприятиями, издержки пр-ва которых не м.б. определены отдельно. Эта категория включает как оплату товаров и услуг, характер которых не связан с госрегулированием, так и обязательные платежи за услуги, связанные с таким регулированием (н-р, выдача водительских прав, паспортов, судебные сборы). В данную категорию входят поступления от продажи товаров, которые является побочными по отношению к обычной производственной или социальной деятельности госведомств и организаций (лесоматериалы из лесных заповедников, семена из экспериментальных ферм, открытки и художественные репродукции, продаваемые в музеях, и т.д.). К этой категории относятся также платежи за услуги, которые предоставляются органами госуправления (н-р, плата за лечение, обучение, за вход в музеи, парки, места отдыха).

Поступления по штрафам и санкциям включают поступления от уплаты штрафов и применения конфискационных мер, которые не имеют отношения к нарушению налогового режима. + Все пени и штрафы, которые невозможно идентифицировать отдельно и отнести к нарушениям налогового законодательства либо связать с какими-либо причинами.

Доходы от операций с капиталом: продажа государством основного капитала, доходы от реализации госзапасов, земли и нематериальных активов, а также поступления трансфертов из негосударственных источников.

В объем продажи основного капитала включаются реализованные здания и другие сооружения, транспортное оборудование, машины и прочее оборудование. Эта категория включает только основные фонды, которыми владеют госорганы управления. В случае если органы госуправления является владельцем акционерного капитала госпредприятия, то его можно рассматривать и как владельца основных фондов госпредприятий.

+ средства от продаж государственного и муниципального недвижимого имущества, включая земельные участки, на которых расположены проданные предприятия, а также от приватизации предприятий на аукционах или по конкурсу.

Доходы от реализации госзапасов формируются в результате продажи органами госуправления запасов стратегических материалов, чрезвычайных и стабилизационных запасов товаров, осуществляемой госорганизациями, регулирующими рынок, а также продажи запасов зерна и других товаров, которые имеют особо важное значение для государства. В особых случаях сюда могут включаться доходы от реализации большого кол-ва товарных излишков других видов.

Доходы от продажи земли и нематериальных активов. К объектам продажи относятся земля, леса, внутренние водоемы и месторождения, за исключением расположенных на них сооружений или строительных объектов. К нематериальным активам относятся права на разработку месторождений полезных ископаемых и занятие рыбной ловлей, другие концессии и арендные договоры, касающиеся земли, патентов, авторских прав и товарных знаков.

Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников – поступления добровольных, безвозмездных, невозвратных платежей на капитальные нужды, полученных госорганами из негосударственных источников. В отличие от безвозмездных текущих трансфертов капитальные трансферты из негосударственных источников в основном осуществляется за счет накопленного богатства прежних лет. Их целью является финансирование процесса капиталообразования, расходов, предстоящих в долгосрочной перспективе, или приобретения материальных ценностей. Сюда относятся капитальные трансферты на строительство или покупку больниц, школ, музеев, театров, культурных центров или других госсооружений и оборудования.

Полученные официальные трансферты – все невозвратные, безвозмездные платежи, полученные от других органов госуправления или международных организаций. Это репарации, дарения, средства, предназначенные для осуществления особых проектов или программ, поддержки основного бюджета или другой цели.

К трансфертам от других уровней управления относятся невозвратные безвозмездные платежи, поступающие от одних уровней управления другим уровням. В РФ они имеют форму финансовой поддержки субъектов Федерации в виде дотаций, субвенций, субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств.

Различают собственные (виды доходов, закрепленные на постоянной основе за соотношениями бюджетами законодательством) и регулирующие доходы (федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов Федерации или местные бюджеты) бюджета.

Государственные расходы – затраты, связанные с осуществлением государством своих функций – складываются в основном из закупок товаров и услуг, оплаты труда государственных служащих, социальных выплат и обслуживания государственного долга. По своему функциональному назначению они могут быть объединены в четыре группы:

1) государственные услуги общего назначения – расходы на оборону, поддержание общественного порядка, безопасность, законодательные и исполнительные органы власти, внешнюю политику и т.п.;

2) общественные и социальные услуги – расходы на образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство, культуру, средства массовой информации и т.п.;

3) государственные услуги, связанные с экономической деятельностью – расходы на повышение эффективности хозяйственной деятельности, создание условий экономического роста, целевые программы экономического характера, создание новых рабочих мест и пр.;

4) прочие – выплаты процентов и расходы, связанные с обслуживанием государственного долга, трансферты, передаваемые другим государствам.

Функциональная классификация расходов госбюджета:

· Госуслуги общего назначения включают расходы на функционирование органов законодательной и исполнительной власти на всех уровнях госуправления. Сюда же относятся регулирование и контроль в области финансовой и налогово-бюджетной (фискальной) политики. К институтам, осуществляющим финансовые и фискальные услуги, относятся казначейство, Минфин, налоговая инспекция и налоговая полиция, таможенные органы. В эту статью следует относить резервные фонды: Резервный фонд Президента РФ, Резервный фонд Правительства РФ, Резервный фонд правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий. + внешнеполитическая деятельность, включая расходы на реализацию международных договоров РФ(в т.ч. по ликвидации, сокращению и ограничению вооружений), фундаментальные научные исследования. Наука обособляется в том случае, когда расходы на нее составляют значительную часть госрасходов.

· Оборона – расходы, связанные со строительством и содержанием вооруженных сил и гражданской обороной. Это затраты на закупки вооружения, военной техники и имущества, НИОКР, капитальное строительство, поддержание мобилизационных мощностей, а также расходы по управлению, содержанию и материальному обеспечению войск гражданской обороны.

· Общественный порядок и безопасность – расходы на функционирование органов внутренних дел – милиции, внутренних войск, пограничных войск, учреждения пожарной службы, на организацию работы гражданских и уголовных судов и всей системы судопроизводства, на содержание уголовно-исправительной системы, на организацию и работу органов прокуратуры и госбезопасности.

· Образование – расходы на дошкольное воспитание и различные виды образования: начальное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, а также переподготовку и повышение квалификации.

· Здравоохранение – затраты на больницы, поликлиники, санитарно-профилактические и эпидемиологические учреждения.

· Социальное страхование и социальное обеспечение – трансфертные платежи как форма компенсации снижения уровня или потери доходов либо неспособности к обеспечению соответствующего уровня доходов. В федеральном бюджете России отражаются перечисления во внебюджетные социальные фонды: пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, федеральный фонд ОМС, госфонд занятости населения РФ. + пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за детьми, на погребение, а также пособия на санитарно-курортное лечение и отдых и др.

· ЖКХ – субсидии, дотации и ссуды для расширения, улучшения или поддержания жилого фонда, за исключением субсидий домохозяйствам, которые отражаются в статье «Социальное страхование и социальное обеспечение», а также расходы на цели развития, расширения или улучшения функционирования системы водоснабжения, расходы на деятельность по контролю и ограничению загрязнения окружающей среды.

· Организация отдыха и СМИ – расходы на управление, эксплуатацию, финансовую поддержку объектов для целей культурного развития (библиотеки, музеи, театрально-зрелищные предприятия, дома культуры, клубы), расходы, связанные с деятельностью радио- и телевещания и издательского дела, включая ассигнования центральным и региональным СМИ.

· Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство и охота – расходы, связанные с сельским хозяйством, использованием земельных ресурсов, сохранением, расширением и улучшением использования лесных ресурсов, расходы, необходимые для организации деятельности в области промыслового рыболовства. + господдержка развития фермерства, расходы на проведение аграрных реформ. С помощью этих расходов государство организует и управляет деятельностью по установлению и поддержанию уровня цен на сельхоз продукты и стабилизацией доходов сельхозпроизводителей, предоставляя субсидии для поддержания уровня цен, организации сбыта и регулирования пр-ва определенных видов продукции, помощь госпредприятиям, субсидии и другие платежи для стимулирования покупки удобрений, семян, химических средств защиты растений и т.п.

· промышленность, энергетика, строительство – затраты на развитие отраслей промышленности, расходы на господдержку угольной отрасли, включая расходы на санацию убыточных угольных шахт и разрезов, конверсию оборонной промышленности, воспроизводство минерально-сырьевой базы. + содержание ведомств, деятельность которых направлена на содействие развитию обрабатывающей промышленности, предоставляют ссуды, трансферты, субсидирует выпуск продукции, предоставляет налоговые льготы и другие виды помощи. + разрабатываются производственные и организационные стандарты, требования техники безопасности, требования техники безопасности, требования по защите прав потребителей и контролирует их выполнение.

· транспорт и связь – расходы в форме ссуд, трансфертов или субсидий на проведение строительных работ, осуществляемых в различных отраслях транспорта + расходы по эксплуатации различных видов транспорта, расходы по организации и управлению в области связи (почтовая, телефонная, телеграфная, кабельная, спутниковая).

· гидрометеорология, картография и геодезия – расходы на организацию и работу службы прогноза погоды, предприятий, занимающихся разведкой и изысканиями в области гидрологии и геодезии.

· пополнение госзапасов и резервов – расходы на госзапасы драгметаллов и драгкамней, государственный материальный резерв (закупки продовольственных и непродовольственных товаров).

· предупреждение и ликвидация ЧС и последствий стихийных бедствий

· прочие расходы – расходы на обслуживание внутреннего и внешнего долга (выплата процентов и расходы, связанные с размещением госзаймов и их рефинансированием), финансовая помощь другим уровня власти (федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, дотации бюджетам закрытых территориально-административных образований и др.)

Доходы и расходы государственного бюджета могут быть сбалансированы, но в реальной жизни, как правило, имеет место дефицит (реже профицит) государственного бюджета.

Профицит государственного бюджета - это сумма превышения доходов бюджета над его расходами. Дефицит государственного бюджета – сумма превышения расходов бюджета над его доходами.

Основные причины дефицита:

· Войны требуют использования ресурсов экономики на вооружение и содержание армии. Финансирование этих расходов осуществляется за счет увеличения налогов, денежной эмиссии и выпуска государственных долговых обязательств. Каждый из этих источников имеет свои ограничители. Увеличение налоговых ставок ограничивает стимулы к труду и развитию пр-ва. Эмиссия новых денег ведет к инфляции. Выпуск долговых обязательств связан с возможностью размещения займов. Однако продажа гособлигаций является существенным источником покрытия дефицита бюджета и роста госдолга. При этом напряжение экономики возникает не только в период военных действий, но и в результате расходов на военные нужды в мирное время.

· Спады, стагнация и периоды депрессии пр-ва. В годы, когда ВВП и национальный доход сокращаются, автоматически сокращаются также налоговые поступления. В то же время расходы сохраняют тенденцию оставаться на прежнем уровне. В итоге возникает или увеличивается разрыв между расходами и доходами, растет дефицит.

· Неоправданные и неэффективные расходы

· Слабость валюты, ее недостаточность для обслуживания экономического оборота приводят к развитию бартерных операций, появлению суррогатов денег, нарушению нормальных расчетов, неплатежам ХС друг другу и в бюджет.

· Нерациональная налоговая политика, превышение нормальной налоговой нагрузки также могут приводить к негативному рез-ту вследствие порождения тенденции к ограничению и сокращению хозяйственной деятельности, развитию теневой экономики.

Традиционными источниками покрытия бюджетного дефицита являются государственные займы и эмиссия новых денег. Для финансирования дефицита государственного бюджета с помощью займов государство привлекает денежные средства населения, из других секторов экономики страны и других стран, используя такие финансовые инструменты, как размещение государственных долговых обязательств, прямые кредиты международных организаций, правительств и т.п. Покрытие дефицита за счет выпуска новых денег, как способ финансирования дефицита увеличивает денежную массу в обращении и способствуют развитию инфляционных процессов.

Сумма накопленных в стране за определенное время бюджетных дефицитов за вычетом имеющихся за определенное время положительных сальдо бюджетов (профицитов) составляет государственный долг. Различают внешний (долг иностранным государствам, организациям и лицам) и внутренний государственный долг населению страны. Управление государственным долгом осуществляется с помощью различных мер (выплаты долгов за счет золотовалютных резервов, консолидации внешнего долга, его конверсии и пр.) и методов, основным из которых является метод оптимизации государственных заимствований.

В России обслуживание государственного долга превратилось в один из важнейших элементов государственных расходов. При этом выплаты на обслуживание вытесняют из бюджета другие виды расходов. В последние годы делаются позитивные попытки регулирования государственных заимствований. В частности, установлены предельные объемы государственного долга РФ и предельные объемы государственных заимствований.

Главным источником доходной части бюджета являются всевозможные виды налогов. Налог как экономическая категория выражает денежные отношения между государством, с одной стороны, и гражданами и предприятиями (физическими и юридическими лицами), с другой стороны, возникающие в процессе перераспределения чистого национального продукта и отчуждения части его стоимости в распоряжение государства в обязательном порядке. В практике хозяйствования под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Совокупность налогов, принципов и методов их установления, изменения и отмены, система мер, обеспечивающих налоговое законодательство образует налоговую систему. Налоговая система базируется на законодательных актах государства, которыми устанавливаются методы построения и взимания налогов, то есть определяются элементы налога:

- налогоплательщик – лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог;

- объект налогообложения – доход или имущество, с которого начисляется налог (земля, недвижимое имущество, товары и т.д.);

- источник налога – доход, за счет которого выплачивается налог (прибыль, заработная плата и т.д.);

- ставка налога – величина налога на единицу обложения.

Принципы построения налоговых систем в налоговой теории трактуются по разному. Но есть классические принципы налогообложения, сформулированные еще А. Смитом: принцип справедливости или равенства, определенности и точности налогов, удобства сроков и способов уплаты, эффективности. Общепризнанно также, что при всей важности каждого из этих принципов главным является принцип справедливости.

Налоговая система как единое целое и каждый отдельный налог выполняют ряд функций. При этом функции налоговой системы являются производными от объективных функций налогов. Основные функции налоговой системы: фискальная, регулирующая, распределительная, социальная, стимулирующая и контрольная.

Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики. Регулирующая функция отражает роль налогов и налоговой политики в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости. Распределительная функция проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, динамикой курсов акций и т.д. как инструмент распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц, капиталов. Социальная функция отражает возможность обращения налогов на непроизводственные цели. Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейшей, т.к. она непосредственно обращена на экономические интересы юридических и физических лиц и взаимодействует с этими интересами через систему льгот и поощрений, запрещений и ограничений. Контрольная функция обеспечивает воспроизводство налоговых отношений, реализацию и действенность силы государственной власти. Без нее другие функции неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

Налоги различаются прежде всего по источникам (прямые и косвенные) и субъектам их присвоения (федеральные, субъектов федерации и местные).

Прямые налоги начисляются на «образование доходов» - подоходный налог с населения, предприятий, налоги в фонд социального страхования и др. Косвенные налоги – это налоги на «использование доходов», заключенных в товарах и услугах. Они взимаются через надбавку к цене. Это равносильно увеличению ставки налога по мере уменьшения дохода. Виды косвенных налогов: налог с оборота, акцизы, таможенные пошлины.

Для оптимального функционирования налоговой системы в практике используются пропорциональный, прогрессивный и регрессивный вид налогообложения: Пропорциональный налог (его сумма) возрастает в той же пропорции, что доход налогоплательщика при неизменной ставке налога. Прогрессивное налогообложение предполагает увеличение доли налога в доходе с ростом дохода. С помощью более высоких ставок налогов происходит изъятие относительно большей части высоких доходов, создается возможность уменьшения социального неравенства. В этом случае ставка налога повышается по мере возрастания дохода. Регрессивное налогообложение означает избыточное давление налога на низкие доходы, поэтому ставка налога повышается по мере снижения дохода и уменьшается при его увеличении.

Фискальная политика находится в центре финансовой политики государства. Фискальная политика - это налогово-бюджетная политика, связанная с использованием правительством его прав устанавливать налоги и расходовать средства.

Принято различать два вида фискальной политики: дискреционную фискальную политику и фискальную политику встроенных стабилизаторов.

Дискреционная фискальная политика – это сознательное манипулирование государства налогами и правительственными расходами с целью изменения объемов ВВП, уровня инфляции и занятости. При этом различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику. Стимулирующая политика используется в период экономического спада и заключается в увеличении государственных расходов, снижении налогов или одновременном увеличении государственных расходов и снижении налогов. В случае вызванной избыточным спросом инфляции государство проводит сдерживающую политику, которая предполагает уменьшение правительственных расходов, увеличение налогов или одновременное уменьшение правительственных расходов и увеличение налогов.

Налоговые поступления в государственный бюджет во многом зависят от уровня налоговой ставки. Поиск оптимального уровня налоговой ставки волнует многих экономистов стран мира. Существенный вклад в решение этой актуальной проблемы внес американский экономист А. Лаффер, описавший противоречивую связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями в государственный бюджет.

Исследуя крупномасштабные мероприятия по стимулированию общей экономической коньюктуры США в начале 80–х годов XX века, Лаффер установил, что налоговая система, построенная с учетом налоговых льгот и рациональных налоговых ставок, обеспечивает действие стимулирующей функции развития производства и увеличение налоговой базы.

Неоправданные увеличения ставок, по мнению Лаффера, создает условия для снижения объемов производства и «ухода» от уплаты налогов. Снижение налоговых ставок до предельной оптимальной величены, наоборот, способствует подъему производства и росту доходов. Графическое изображение зависимости между доходами бюджета и динамикой налоговых ставок получило название кривой Лаффера (см. рис. 1).

На рисунке по оси ординат отложены налоговые ставки t, по оси абсцисс – поступления в бюджет. При увеличении ставки налога t доход государства в результате налогообложения Т увеличивается (LМ). Оптимальный размер ставки М обеспечивает максимальное поступление в бюджет. При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду и предпринимательству падают; а при 100% налогообложении доход государства приближается к нулю, так как никто из предпринимателей на желает работать, не получая дохода.

Рис. 1. Зависимость между доходами бюджета и динамикой налоговых ставок

Лаффер считал, что, если экономика находится в точке К, то сокращение налоговых ставок будет приближать налоговую выручку к уровню точки М, то есть максимальному показателю.

Многие зарубежные теоретики резко критикуют позицию Лаффера, по их мнению эллиптические исследования показывают, что нет однозначной зависимости между снижением налоговых ставок и увеличением предложений труда. Поэтому одни группы людей при ослаблении налогового бремени готовы больше трудиться. Другие, наоборот, предпочтут больше времени выделять досугу.

Вместе с тем в экономике функционирует множество факторов, которые оказывают противоречивое воздействие на связь между уровнем ставки налогов и бюджетными доходами государства.

Проведение политики встроенных стабилизаторов имеет в своей основе использование прогрессивного налогообложения и пособий по безработице, позволяющих воздействовать на совокупный спрос, его увеличение или сокращение. Дело в том, что использование прогрессивных ставок индивидуального подоходного налога по месте роста ВВП дает больший эффект, чем пропорциональные приросты налоговых поступлений. И напротив, в случае падения ВВП налоговые поступления падают. Аналогично действует и другой встроенный стабилизатор – «отрицательные налоги» в виде пособий по безработице. Выплаты пособий по безработице во время экономического подъема сокращаются, а во время спада производства возрастают.

Механизм действия фискальной политики основан на использовании мультипликаторов: правительственных расходов и налогового. Правительственные (государственные) расходы не отличаются по сути от потребительских расходов. Они являются составным элементом совокупных расходов и оказывают мультипликативный эффект на величину национального дохода.

Мультипликатор правительственных расходов – это коэффициент, показывающий зависимость изменения дохода от изменения государственных расходов (инвестиций):

Изменение в реальном доходе

Мультипликатор гос. расходов = --------------------------------------------------

Изменение государственных расходов

При увеличении или сокращении государственных расходов мультипликатор вызывает прирост или падение дохода.

Мультипликатор равен величине, обратной склонности к сбережению. Чем меньше доля любого изменения в доходе, который идет на сбережения, тем больше очередное расходование в каждом цикле и соответственно тем выше мультипликатор.

Снижение налогов производит аналогичное действие. Уменьшение налогов увеличивает располагаемый доход и увеличивает рост потребления. При любом данном уровне дохода планируемые расходы становятся больше.

Формулу налогового мультипликатора можно представить в следующем виде:

Налоговый мультипликатор = Мультипликатор государственных расходов ´ Предельная склонность к потреблению.

Очевидно, что налоговый мультипликатор оказывает меньшее воздействие на совокупный спрос, чем мультипликатор государственных расходов. Государственные расходы немедленно и в полном объеме сказываются на величине совокупного спроса, изменяя равновесный ВВП. Уменьшение или увеличение налоговых изъятий, напротив, влияет на совокупный спрос опосредованно, через предельную склонность к потреблению: увеличение налогов ведет к уменьшению доходов населения, а значит сокращению потребления и совокупного спроса. Поскольку доходы делятся на потребляемую и сберегаемую части, то уменьшение потребления при росте налогов можно рассчитать, умножив дополнительные налоговые изъятия на предельную склонность к потреблению. И наоборот, сокращение налогов вызовет рост потребления, скорректированный на величину предельной склонности к потреблению. В этом заключается отличие налогового мультипликатора от мультипликатора государственных расходов.

-3-

Ценные бумаги обладают правом требования или участия в формировании дохода на первоначально вложенный капитал, и в связи с этим являются отражением реальных активов или объектов собственности. Ценная бумага - это документ, выражающий права владения или отношения по займу. По мере развития общества имущественные права отделяются от своих материальных носителей – объектов собственности и начинают существование в иной вещной форме - в виде ценных бумаг. Например, собственность на землю может быть представлена ипотечными ценными бумагами, на предприятие – акциями, на жилье – жилищными сертификатами и т.д. В настоящее время даже сами ценные бумаги могут выступать в качестве ресурсов, имущественные права на которые выражают производные ценные бумаги.

Фундаментальными свойствами ценных бумаг являются: обращаемость, доступность для гражданского оборота, стандартность, серийность, документальность, признание государством и регулируемость, рыночность, ликвидность. Экономические отношения, которые выражают ценные бумаги во многом становятся понятными при проведении их общей классификации и характеристике конкретных видов ценных бумаг. В связи с этим остановимся на важнейших группах ценных бумаг.

Классификация ценных бумаг в экономической литературе, как правило, строится в зависимости от формы предоставления капитала и способа выплаты дохода. При этом бумаги делятся на долевые (акции), долговые (облигации, депозитные и сберегательные сертификаты банков, векселя, ГКО и др.) и производные (опционы, финансовые фьючерсы и др.). Производные ценные бумаги удостоверяют права их владельцев на покупку или продажу указанных в них ценных бумаг.

В зависимости от характера операций и сделок, лежавших в основе выпуска ценных бумаг, а также целей его выпуска, ценные бумаги подразделяются на фондовые, имеющие хождение на фондовых биржах, и коммерческие, обслуживающие процесс товарооборота и определенные имущественные сделки (чеки, закладные). Эмиссия фондовых ценных бумаг отличается массовым характером. При этом в проспекте эмиссии оговаривается количество и сумма, на которую они выпускаются, а также целый ряд других условий выпуска. Особо важным обстоятельством, которое делает их биржевым товаром, в отличие от других ценных бумаг, является тождественность каждой акции или облигации одного выпуска другой, а также то, что они представляют определенную долю в акционерном капитале или облигационном займе.

Фондовые ценные бумаги разделяются на виды и категории. Бумаги одного вида и категории обеспечивают и представляют равные по объему имущественные и неимущественные права по обязательствам эмитента. Фондовые ценные бумаги подразделяются на основные, в которых выражено основное имущественное право или требование, и вспомогательные, являющиеся носителями какого-либо дополнительного требования, права, условия. Вспомогательные ценные бумаги (например, купоны) самостоятельно никогда не обращаются на фондовых биржах.

Исходя из особенностей обращения отдельных ценных бумаг на рынке выделяют рыночные и нерыночные ценные бумаги. Первые свободно продаются и покупаются в рамках биржевого и внебиржевого оборота и не могут быть предъявлены эмитенту досрочно. Вторые, наоборот не имеют вторичного обращения, хождения на бирже и за ее пределами, и могут быть возвращены эмитенту досрочно. Например, некоторые государственные нерыночные обязательства.

С точки зрения различий в правах их владельцев при совершении операций с ценными бумагами и порядка подтверждения этих прав различают:

- ценные бумаги на предъявителя (акции, облигации, предъявительские чеки и др.) для реализации и подтверждения прав владельца которых достаточно предъявления ценной бумаги;

- именные ценные бумаги, подтверждение права держателей которых производится как на основе имени владельца, внесенного в текст бумаги, так и записи в соответствующей книге регистрации данного вида ценных бумаг;

- ордерные ценные бумаги, права держателей которых подтверждаются как предъявителем этих бумаг, так и наличием соответствующих передаточных надписей.

С позиций эмитентов ценных бумаг выделяют государственные, муниципальные, корпорационные, банковские ценные бумаги, ценные бумаги инвестиционных компаний и фондов, предприятий.

Ценные бумаги также классифицируются по времени действия, с учетом различий в порядке оформления передачи. Выделяются ценные бумаги иностранных эмитентов. Широко распространены в международной рактике “старшие” и “младшие” ценные бумаги (деление по критерию очередности удовлетворения претензий кредиторов), отзывные и безотзывные.

Каждая группа ценных бумаг многообразна, имеет свою специфику и фиксирует определенные отношения участников рынка ценных бумаг.

ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ.

Акциями называются ценные бумаги, свидетельствующие о внесении средств на развитие акционерного предприятия и дающие ее владельцу право на получение части прибыли предприятия в виде дивидендов. Акция, как ценная бумага, не имеет срока действия и не подлежит возврату эмитенту. Акции могут быть именными с указанием имени держателя (акционера) и на предъявителя, без указания имени владельца. Владельцы акций занесены в специальный реестр. Именная акция может быть передана другому лицу путем нотариального оформления, либо через брокерские конторы. Акции могут быть простыми и привилегированными. Владельцы простых акций имеют право на управление предприятием путем участия в собрании акционеров, владельцы привилегированных акций могут отказаться от прав управления акционерным предприятием в обмен на фиксированный дивиденд. Привилегированные акции могут обмениваться на простые. Российским законодательством предусмотрена “золотая акция”, которая предоставляет ее владельцу право “вето” до трех лет при решении собранием акционеров следующих вопросов: внесение изменений и дополнений в устав предприятия; реорганизации и ликвидации предприятия; передаче в залог или аренду и т.д. “Золотая акция” возникла в период приватизации предприятий и принадлежала государству. Передача и отчуждение “золотой акции” не допускается.

Облигация - выпускается на определенный срок и могут быть именными и на предъявителя. Эмитентом облигаций может быть государство, выпускающее облигации внутреннего и внешнего займа, местные органы власти и юридические лица. Важнейшими из государственных облигаций являются государственные краткосрочные обязательства и казначейские обязательства.

Вексель - ценная бумага, удостоверяющая обязательство векселедателя уплатить при наступлении срока определенную денежную сумму владельцу векселя (векселедержателю). Различают простой и переводной вексель. Простой (соло-вексель) выписывается заемщиком (векселедателем) и содержит обязательство платежа кредитору (векселедержателю). Переводной вексель (тратта) выписывается кредитором (трассантом) и представляет собой приказ должнику (трассату) об уплате означенной суммы третьему лицу (ремитенту) или предъявителю. При передаче переводного векселя от одного собственника другому на нем делается передаточная подпись - индоссамент.
По срокам оплаты векселя бывают срочные и на предъявителя. На срочном векселе указан срок оплаты. Вексель на предъявителя может быть предъявлен к оплате в любой момент. Векселя могут выпускаться: государством (казначейские векселя); банками (банковские векселя); юридическими лицами (коммерческие векселя). Доход по векселю может выплачиваться в виде процентов или дисконта. Вексель может быть как ценной бумагой, так и средством платежа.

Сертификат - это ценная бумага, выпускаемая банком и удостоверяющая право вкладчика или его приемника получить через определенное время внесенную сумму и проценты, начисленные на нее. Сертификат может быть депозитным (для юридических лиц) и сберегательным (для физических лиц).

Вторичные ценные бумаги поступают на рынок ценных бумаг вместе с первичными. К ним отнесли: варрант, фьючерс, опцион.

Варрант - это сертификат, удостоверяющий право держателя на покупку дополнительных акций данного предприятия по фиксированной (подписной) цене в течение длительного срока (от года до нескольких лет). Он выпускается вместе с облигацией, но через некоторое время может быть оторван от нее и использоваться как самостоятельный инструмент на рынке ценных бумаг.

Фьючерс - это контракт, заключаемый на рынке и предъявляющий обязательство купли-продажи ценных бумаг по фиксированной цене в момент заключения с исполнением операции через определенный промежуток времени (к определенной дате).

Опцион - право купить (опцион “колл”) или продать (опцион “пул”) определенное количество акций предприятия по фиксированной цене в момент заключения контракта, которая называется исполнительной ценой. Данное право реализуется либо на определенную дату (европейский опцион) либо в течение определенного срока (американский опцион).

Держателей ценных бумаг, в первую очередь, интересует их прибыльность и надежность. За рубежом экспертно-аудиторские агентства постоянно проводят классификацию ценных бумаг по степени риска их покупки.

Основными, наиболее распространенными видами ценных бумаг являются акции и облигации. Акции выпускаются корпорациями и представляют их капитал. Облигации выпускаются частными институциональными или государственными заемщиками и погашаются в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе. И в акции, и в облигации средства инвестируются на относительно постоянной долгосрочной основе. И те, и другие могут быть проданы в любой момент при наличии покупателей.

Акция – ценная бумага, свидетельствующая о внесении определенной доли в капитал акционерного общества и дающая право на получение части прибыли от его деятельности в виде дивидендов. По характеру функционирования акции подразделяются на именные и предъявительские. По форме присвоения дохода - на обыкновенные и привилегированные: первые представляют ценные бумаги, удостоверяющие право их владельца на получение части прибыли эмитента ценных бумаг в виде дивиденда, на участие в управлении эмитента, на часть имущества эмитента, остающегося после его ликвидации. Вторые - ценные бумаги, удостоверяющие право их владельца на гарантированное получение части прибыли эмитента ценных бумаг в виде дивиденда, размер которого установлен при их выпуске, а также преимущественное по сравнению с владельцами обыкновенных акций право на получение части имущества эмитента, остающегося после его ликвидации. Основные различия между этими типами акций заключается, как видим, в характере получения дохода и участии в управлении акционерным обществом.

Существует целый ряд разновидностей привилегированных акций. В числе основных из них следует выделить кумулятивные акции (любые причитающиеся, но не объявленные дивиденды накапливаются и выплачиваются по этим акциям до объявления о выплате дивидендов по обыкновенным акциям), некумулятивные (держатели их теряют дивиденды за любой период, за который совет директоров корпорации не объявил их выплату), с долей участия (дают право на получение дополнительных дивидендов сверх объявленной суммы, право на участие в остатке чистой прибыли), конвертируемые (могут быть обменены на установленное количество обыкновенных акций по оговоренной ранее цене), с корректируемой ставкой дивиденда (ставка корректируется на основе учета динамики процентных ставок по краткосрочным государственным ценным бумагам или ставок банковского процента), отзывные, возвратные. Существуют и другие разновидности.

Продаются и покупаются акции по рыночной цене, т.е. по курсу акций, который складывается под влиянием спроса и предложения. Спрос и предложение, в свою очередь, определяются размером дивиденда, ожидаемыми перспективами развития данного акционерного общества и экономики в целом. Номинальная (нарицательная) их стоимость практически не является определяющим фактором формирования рыночной цены.

Продажа акции – это, по существу, продажа права на получение дивиденда. Дивиденд – это часть прибыли, полученной акционерным обществом, подлежащая распределению среди акционеров (владельцев акций). Поэтому рыночная стоимость акции является не чем иным, как капитализированным дивидендом. Она равна сумме денежного капитала, которая, будучи вложенной в банк или отданной в ссуду, даст доход равный дивиденду, получаемому по акции. Курс акции прямо пропорционален размеру приносимого акцией дивиденда и обратно пропорционален выплачиваемому по депозитам проценту. Формула для расчета курса акций выглядит следующим образом:

Д

К = -------- ´ 100 %,

НСП

где К – курсовая цена акции; Д – размер дивиденда; НСП – норма ссудного процента.

Ценные бумаги покупаются и продаются на специализированном рынке - рынке ценных бумаг. Рынок ценных бумаг – часть финансового рынка, где осуществляется купля-продажа ценных бумаг. Рынок ценных бумаг – важнейшая составляющая высокоразвитого национального хозяйства и мировой экономики. По уровню его развития судят об общем состоянии экономики и культуре предпринимательства. Рынок ценных бумаг называют барометром «экономической погоды». Исторически рынок ценных бумаг сформировался для продвижения капитала от тех, кто располагает свободными денежными средствами, к тем, кто имеет в них потребность. В настоящее время рынки ценных бумаг с эффективными инфраструктурами во многих странах мира выполняют неоценимо важную роль трансформации сбережений в инвестиции, позволяя избежать омертвления капитала в рыночной экономике, выступает важнейшим механизмом перераспределения денежных средств.

Рынок ценных бумаг выполняет следующие основные функции:

1) инвестиционную. Главной задачей рынка является аккумулирование денежных средств через ценные бумаги и осуществление инвестиций;

2) посредническую. Посредничество проявляется в сборе денежных средств инвесторов, а также в движении этих средств от их владельцев к эмитентам;

3 ) регулирующую. Рынок ценных бумаг как специальная сфера финансового рынка, движения финансового капитала, само наличие которого организовано в связи с наличием производительного капитала, выполняет функцию регулирования производительного капитала;

4) воспроизводственную. Развитие инструментов рынка, его структуры, размеров приводит к перемещению капиталов в отрасли с наибольшей нормой прибыли, эффективному помещению капиталов, ускорению переливов капитала, их производительному инвестированию в экономику. Реализация этой функции способствует перестройке структуры экономики и, в конечном счете, достижению высокой эффективности производства с помощью ценных бумаг;

5) распределительную. Рынок ценных бумаг “участвует” в распределении и перераспределении произведенной прибыли, формировании доходов инвесторов, эмитентов и посредников.

Рынок ценных бумаг имеет сложноорганизованную структуру, состоит из ряда сегментов. В зависимости от того, пересекают ли ценные бумаги границы определенной территории страны, выделяют международные, национальные и региональные рынки ценных бумаг. К обращению на рынке могут предлагаться ценные бумаги, которые обращались на нем ранее, либо ценные бумаги, которые предлагаются к обращению впервые. Исходя из этого критерия рынок ценных бумаг делится на первичный и вторичный.

Первичный рынок – это первоначальная продажа вновь выпущенных (эмитированных) ценных бумаг или продажа нового выпуска ценных бумаг их первым владельцам. Данный рынок выполняет несколько важных функций в рыночной экономике: во-первых, он обеспечивает приток финансовых ресурсов для эмитентов и образование у них фондов денежных средств; во-вторых, он сводит вместе покупателя и продавца ценных бумаг, способствует переливу капиталов в наиболее эффективные сектора экономики. Важнейшей чертой первичного рынка является полное раскрытие информации для инвестора. Именно это дает возможность инвестору сделать обоснованные вложения денежных средств в ценные бумаги.

Вторичный рынок – рынок, на котором обращаются ранее выпущенные ценные бумаги. Он выполняет функции обеспечения возможности перелива капитала в инвестиции по цене, уравнивающей спрос и предложение, и поддержания стабильности рынка ценных бумаг в целом. Важнейшая черта вторичного рынка – его ликвидность. Под ликвидностью понимается возможность широкой торговли, способность поглощать значительные объемы ценных бумаг при незначительных колебаниях их курсов и низких издержках на реализацию.

Соотношение между объемами операций на первичном и вторичном рынках ценных бумаг различно в разных странах, так как оно определяется степенью развития экономики страны, уровнем социальной, экономической и политической стабильности, длительностью существования рынка ценных бумаг.

На рынке ценных бумаг обращаются ценные бумаги различных видов. Исходя из этого критерия можно выделить рынки отдельных видов ценных бумаг: рынки акций, облигаций, вексельный рынок и т.д. В зависимости от применяемых технологий выделяют стихийный (рынок без правил совершения сделок) и аукционный рынки ценных бумаг. Аукционный рынок – это публичные и гласные торги, открытое соревнование покупателей и продавцов на основе механизма сопоставления заявок и их удовлетворения.

По месту обращения ценных бумаг различают биржевой рынок, представленный фондовой биржей, и внебиржевой (уличный) рынок - рынок операций с ценными бумагами, совершаемых вне фондовой биржи.

Фондовая биржа представляет собой организационно оформленный постоянно действующий рынок ценных бумаг. Классическая фондовая биржа предусматривает фиксированное место торговли. Однако это обстоятельство в настоящее время не является актуальным, поскольку биржевые торги могут проводиться с помощью компьютерных сетей, а принимать в них участие могут продавцы и покупатели ценных бумаг, которые находятся в различных частях планеты.

Фондовые биржи выполняют ряд важный функций. С помощью фондовых бирж создается и непрерывно функционирует организованный и регулируемый рынок ценных бумаг. Фондовые биржи являются важнейшим источником мобилизации средств для инвестиций в различные сектора экономики. Они распространяют информацию о товарах и финансовых инструментах, их ценах и условиях обращения, отражают конъюнктурные изменения в экономике в целом и частном ее секторе, реакцию населения на те или иные политические и экономические события.

В целях получения постоянной информации о ценных бумаг, обращающихся на фондовой бирже, разрабатываются и действуют биржевые индексы – показатели биржевой активности, характеризующие уровень и динамику цен на рынке ценных бумаг на определенную дату и позволяющие отразить общие тенденции цен на акции. Основная цель биржевых индексов – дать информацию о динамике движения курсов ценных бумаг для принятия инвесторами решений об инвестициях. В США, например, регулярно публикуются данные по 20 индексам, в Европе - по 25, в Японии - по 3. Широко известен и чаще всего упоминается в печати индекс Доу-Джонса, который наряду с общими тенденциями движения цен на акции на рынке ценных бумаг США отражает также структурные и отраслевые пропорции в экономике США. Он включает в себя промышленный, транспортный индексы, рассчитанные соответственно по акциям 30 ведущий промышленных, 20 транспортных и 15 коммунальных компаний США.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Чем предопределяется структура государственных финансов?

2. Какое воздействие оказывают государственные расходы и бюджетный дефицит на экономическое развитие?

3. Чем отличаются понятия бюджетного федерализма и межбюджетных отношений?

4. Каковы основные пути выхода экономики страны из долгового кризиса?

5. С какой целью выпускаются государственные и муниципальные ценные бумаги?

6. Как определяется курс акций и какие факторы на него влияют?

7. В чем различие между первичным и вторичным рынками ценных бумаг? Между биржевым и внебиржевым рынками ценных бумаг?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: