Доходы и уровень жизни населения

План:

1. Доходы населения: сущность, виды, неравенство.

2. Уровень и качество жизни населения. Прожиточный минимум.

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ТЕРМИНЫ

Доходы населения. Номинальные и реальные доходы. Обычные, спорадические и вмененные доходы. Трудовые и нетрудовые доходы. Совокупный доход. Располагаемые доходы. Индексация доходов. Дифференциация доходов. Медианный уровень доходов. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини. Политика доходов. Уровень жизни. Качество жизни. Показатели уровня и качества жизни. Общественное благосостояние. Прожиточный минимум. Бедность. “Потребительская корзина”. Социальная защита населения.

Проблема доходов и уровня жизни населения, различных социальных и профессионально-квалификационных групп – одна из важнейших составляющих социальной политики во все времена и при всех общественных формациях.

Доходы населения – это сумма денежных средств, материальных ценностей и услуг, полученных от трудовой и нетрудовой деятельности за определенный период времени. Эти средства направляется на поддержание и развитие физического, морального и интеллектуального состояния человека на определенном уровне удовлетворения его потребностей.

За счет этих средств осуществляется воспроизводство и развитие рабочей силы в материальном производстве, содержатся занятые в непроизводственной сфере экономики, а также неработающие члены общества. В связи с тем, что в рыночной экономике основная часть потребительских благ и услуг реализуется за деньги, уровень потребления населения определяется главным образом уровнем доходов.

Доходы проявляются как результат распределения произведенного продукта. Поскольку распределить, потребить можно только то, что произведено, то реальным источником доходов выступает произведенный продукт. Распределению результатов производства всегда предшествует распределение факторов производства, и доходы являются экономической реализацией собственности на факторы производства. В результате предоставления факторных услуг собственники факторов производства получают право на часть созданного дохода. Например, рабочий получает право на получение заработной платы.

Полученные в процессе производства доходы подлежат первичному и вторичному распределению. Первичным называется такое распределение дохода, которое формируется непосредственно в процессе производства без вмешательства государства. Вторичное распределение доходов отражает складывающееся перераспределение доходов между его отдельными получателями, производимое государством через прямые налоги, пенсии, пособия и другие социальные трансферты.

Доходы выступают целью действий каждого активного участника рыночной экономики, объективными и мощными стимулами его деятельности. Стремление к максимизации своего дохода диктует экономическую логику поведения любого рыночного субъекта. Высокие личные доходы приносят общественную пользу, поскольку в конечном счете они выступают источником удовлетворения общих потребностей, расширения производства, поддержания малообеспеченных и нетрудоспособных.

Доходы населения являются важным показателем уровня жизни. Доходы отдельного человека обусловливают его материальное положение, мотивы поведения, заинтересованность или безразличие к труду, отношение к согражданам и др. Распределение доходов в обществе не только фиксирует изменения в структуре производства, но и активно воздействует на него: присвоение дохода порождает стимул к новому производству, обеспечивает условия для его роста.

Итак, любые формы доходов своим первоначальным источником имеют общественное производство. Когда совокупный доход общества распределяется в соответствии с функцией, выполняемой получателем дохода, такое распределение получило название функционального распределения дохода. Оно связано со способом, которым денежный доход общества делится на заработную плату, ренту, процент и прибыль. Личное распределение доходов связано со способом, которым совокупный доход общества распределяется среди отдельных домохозяйств.

С позиций производства материальной формой доходов населения выступает фонд потребления, имеющий денежную и натуральную формы. По натуральной форме фонд потребления состоит из предметов потребления и услуг.

При формировании доходов важно учитывать воспроизводственную и стимулирующую функции распределения. Чем больше затрачивается труда, тем больше нужно денежных средств, для восстановления способности к труду. Чем выше квалификация работника, тем выше затраты на воспроизводство его рабочей силы, следовательно, тем выше должны быть получаемые им доходы. В тоже время необходимо учесть, что для решения государственных задач (обороны, управления, содержания нетрудоспособных и т.п.) государству нужны средства, которые формируются за счет перераспределения доходов общества и создания общегосударственных доходов, используемых на данные цели.

Все виды доходов образуют систему, поскольку они прежде всего имеют единое происхождение - новую стоимость. Этим предопределяется взаимосвязь различных доходов в обществе и границы их сосуществования в единой системе. При постоянной величине совокупных доходов общества наращивание одних видов доходов возможно лишь за счет каких-либо других.

Чтобы судить о величине дохода, следуетразличать его номинальное и реальное выражение. Номинальный доход – это начисленные выплаты и натуральные выдачи, поступающих в личное распоряжение получателя. Он может быть фиксированным (неизменным), расти или уменьшаться. Реальный доход – это реализованный доход, или номинальный доход, скорректированный на изменение цен на товары и тарифов на услуги.

Выделяют также обычные, или регулярно получаемые доходы (как правило, в денежной форме), спорадические, которые складываются в результате переоценки богатства и вмененные (условно начисляемые).

В зависимости от источников доходы населения делятся на:

а) трудовые доходы, источником которых выступает трудовая деятельность в производстве и предпринимательство (заработная плата и предпринимательская прибыль). К трудовым относятся также доходы от личного подсобного и домашнего хозяйства, индивидуальной трудовой деятельности;

б) нетрудовые доходы, в том числе:

- доходы от собственности (процент за предоставленную денежную ссуду, доходы от земельной ренты, недвижимости, дивиденды и т.п.);

- доходы, получаемые в теневой экономике, в виде взяток, хищений, а также выигрыши в лотереи и т.п.;

- социальные доходы в виде трансфертных платежей, источником которых являются социальные фонды, предоставляющие денежные выплаты (пенсии, стипендии, пособия), бесплатные услуги (образования, здравоохранения) и льготы (например, по жилищно-коммунальным услугам).

Следует выделить в самостоятельную категорию доходы индивидуальных предпринимателей. Они складываются из трудовой части (оплаты труда) и той, которая формируется за счет доходов от акций и прибыли. Следует обратить также внимание на доходы отдельных категорий работников, например, менеджеров. Все большее значение в них приобретают специфические платежи, которые следуют после определенного периода времени работы на фирме (или в качестве вознаграждения при увольнении). Речь идет об опционах, то есть преимущественном праве на приобретение акций по номинальной их цене, что обеспечивает огромные прибыли при росте биржевых курсов, и о так называемых “золотых парашютах” - крупных выходных пособиях.

Таким образом, в условиях рынка различные источники (труд, собственность, предпринимательство, налоги и т.д.) формируют различные виды доходов. Совокупность всех видов доходов, зарабатываемых или получаемых отдельным членом общества в течение определенного времени, образует его совокупный доход, которые принято считать основным показателем материальной обеспеченности населения. Совокупный доход включает в себя все виды денежных доходов, а также стоимость натуральных поступлений, полученных от личного подсобного хозяйства и используемых на личное домашнее потребление.

В структуру совокупных доходов населения входят денежная составляющая – заработная плата, другие денежные выплаты, получаемые за счет средств федерального и региональных бюджетов, фондов предприятий (организаций); стоимость льгот и бесплатных услуг из социальных фондов (услуги здравоохранения, образования, дошкольного воспитания детей, дотации на жилье, транспорт, питание и т.д.), доходы от личного подсобного хозяйства, индивидуальной трудовой деятельности и т.д.

Как денежные, так и совокупные доходы принято делить на общие, исчисляемые до уплаты налогов и обязательных платежей (взносы по социальному и медицинскому страхованию и т.п.), и располагаемые – те, что остаются после осуществления указанных платежей. Располагаемые доходы представляют собой сумму средств, которую семья может направить на потребление товаров и услуг без использования сбережений и других источников.

В современных условиях появились новые тенденции в области доходов. Они заключаются, в частности, в появлении новых видов доходов (в том числе от собственности), влиянии рыночных отношений спроса и предложения на величину получаемых доходов (например, заработной платы под влиянием соотношения спроса и предложения на рынке труда).

В условиях административно-командной экономики действовал принцип распределения по труду. Фактическое распределение носило во многом уравнительный характер и не выступала действенным стимулом повышения эффективности труда работников, повышения качества и т.п. В рыночной экономике характер распределения доходов определяется с учетом трудового вклада на основе соотношения спроса и предложения на товары и услуги в сочетании с государственным регулированием доходов.

В условиях инфляции в большинстве стран доходы индексируются. Индексация доходов направлена на предотвращение снижения уровня жизни населения в связи с инфляционным ростом цен. Индексация доходов представляет собой автоматическую корректировку величины денежных доходов населения из бюджетных источников с целью частичного возмещения потерь, вызванных инфляцией. Индексации подлежат прежде всего те денежные доходы граждан, которые не носят единовременного характера: оплата труда по ставкам и окладам, государственные пенсии, пособия, стипендии и т.п.

Не подлежат индексации денежные доходы населения от собственности, так как они формируются в условиях свободного ценообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите. Речь идет о доходах от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, от ведения фермерского и личного подсобного хозяйства, от предпринимательской и другой, разрешенной законом экономической деятельности. Сфера распространения и механизм индексации варьируются между странами, а также внутри них по отраслям, социальным слоям населения, категориям занятых и даже предприятиям.

Поскольку размер доходов зависит от многих факторов, в каждом обществе неизбежна дифференциация доходов его членов, вызванная многими объективными и субъективными причинами. В основе различия в доходах лежат различия в способностях, образовании, профессиональном опыте. Важным фактором неравенства является и неравномерное распределение собственности на ценные бумаги (акции, облигации) и недвижимое имущество. Наконец, нередко определенную роль играют субъективные факторы (доступ к ценной информации, личные связи, риск и др.). Факторы эти действуют разнонаправлено, то сглаживая, то увеличивая неравенство.

Для оценки дифференциации доходов используют различные экономико-статистические методы (определяют средний доход в стране, так называемый медианный уровень, выше или ниже которого получают доход одинаковое число работников). Также измеряют разрыв между высоко и низкодоходными группами населения (так называемый децильный показатель).

Чтобы определить глубину неравенства в обществе в анализе дифференциации доходов используют кривые Лоренца и коэффициенты Джини. Кривая Лоренца отражает фактическое распределение доходов в обществе. Кривая Лоренца показывает степень неравенства доходов семей. “Доля семей” расположена на оси абцисс, а “доля доходов” – на оси ординат. Если все группы населения в обществе располагают равными доходами, то 20 % населения получает 20% доходов, 40% населения - 40% доходов и т.д., то есть устанавливается абсолютно равное распределение доходов. Теоретически абсолютное равное распределение доходов, не сушествующее в действительности, представлено на рисунке биссектрисой ОЕ.

В любой ее точке данный процент семей, например, 20, получают соответствующий процент дохода – 20. Но реально беднейшая часть населения получает обычно 5-6 % доходов общества, а богатейшая - 40-45%. Фактическое распределение дохода представлено кривой ОавсdE. В точке а 20 % всех семей имеют самые низкие доходы, точке в соответствуют доходы, которые получают 40 % семей, с – 60 % и т.д. Чем больше разрыв между линией абсолютного равенства доходов и кривой Лоренца, тем больше степень неравенства доходов.

Отражая фактическое распределение доходов, кривая Лоренца показывает, какая фактическая доля совокупного дохода приходится на определенную группу населения. Графически она лежит между линиями, отражающими абсолютное равенство и абсолютное неравенство. Чем неравномернее распределение доходов, тем большей выпуклостью характеризуется кривая Лоренца. И наоборот, чем ниже уровень дифференциации, тем ближе кривая Лоренца к линии абсолютного равенства доходов в обществе.

Следует отметить, что денежный доход после вычета налогов и с учетом трансфертных платежей распределяется более равномерно.

Количественно степень неравенства в распределении доходов можно рассчитать с помощью коэффициента Джини. При коэффициенте, близком к нулю, общество находится в состоянии абсолютной уравнительности доходов, а при коэффициенте, равном единице - в ситуации “нищего большинства и сверхбогатого меньшинства”. В большинстве стран коэффициент Джини колеблется в пределах 0,27-0,33.

К причинам неравенства в распределении доходов прежде всего относят: различия в способностях, уровень образования, владение собственностью, степень рыночной власти, а также личные связи и др. Следует отметить, что различия в уровне дохода могут не зависеть от самого работника и качества его труда. К таким факторам относятся: размер семьи, соотношение количества работающих и иждивенцев в семье, состояние здоровья, природные условия и др.

Усиление неравенства в распределении доходов ведет к расслоению общества, образованию слоев богатых и бедных. Поэтому цивилизованная рыночная экономика пытается исключить подобные крайности благодаря целенаправленному перераспределению доходов.

Экономический анализ установил, что распределение доходов, если они выше определенного уровня, характеризуется значительной устойчивостью. Эта зависимость между величиной дохода (начиная с уровня доходов, которые в среднем в 1,5 раза превышают минимальный доход.) и числом получающих его лиц получила в экономической теории название “ закона Парето ”.

Данный закон означает, что если распределение низких доходов подвержено резким и подчас непредсказуемым колебаниям, то при достижении более высокого уровня оно приобретает стабильность. Другими словами, при росте доходов богатых не уменьшаются доходы бедняков. Закон подтверждает, что социальная стабильность в обществе выступает следствием высокого уровня благосостояния населения.

Впервые получаемые доходы называются первичными, которые после распределения и перераспределения образуют конечные доходы, в форме которых они используются. Доходы населения идут на уплату налогов, образуют расходы на текущее потребление и личное сбережение. Текущее потребление сразу возвращается в экономику в виде потребительских расходов.

Перед любой экономической системой всегда стоит проблема выбора: а) предпочесть рыночное распределение доходов и их регулирование государством, или б) государственное распределение, корректируемое рынком? Эта дилемма выступает противоречивой проблемой доходов, которую государство решает в проводимой политике доходов. Стремление к равенству в доходах (то есть социальная справедливость) всегда сопровождается падением экономической эффективности, поскольку в такой ситуации незачем эффективно работать ни бедному - общество обеспечит его материальную поддержку, ни богатому - общество отбирает у него часть дохода, уравнивая его с другими членами.

Неравенство в доходах обеспечивает экономическую эффективность, но сопровождается социальной несправедливостью. То есть выбор здесь заключается между социальной справедливостью и экономической эффективностью. Этот выбор реализуется через проводимую в обществе политику доходов.

В рыночной экономике в политику доходов вмешивается государство, которое своими мерами, влияя на личные денежные доходы и цены на товары (услуги), противодействует тенденции падения реальных доходов и уменьшения диапазона неравенства в доходах. Инструментами перераспределения доходов в государственной политике являются трансфертные платежи (например, пособия), регулирование цен на важнейшие виды продукции, индексация доходов, установление минимальной заработной платы, прогрессивное налогообложение.

Почти во всех странах существуют программы социального страхования и государственной помощи беднякам. Социальное страхование предусматривает страхование по старости, нетрудоспособности, в случае потери кормильца или работы (пособия по безработице). Программы государственной помощи включают ряд дополнительных мер: социальное и медицинское страхование, помощь многодетным семьям, выделение продовольствия и различных льгот (в том числе снижение платы ха жилье, платы за образование, медицинское обслуживание).

Определенная мера перераспределения, выравнивания доходов, создание социальных гарантий и равных стартовых условий является необходимым условием современного экономического развития. Указанная проблема особенно актуальна для переходной экономики. Необходимо, чтобы социальная справедливость в обществе стала условием роста экономической эффективности производства. Для этого надо в числе прочих важных мер поднять доходы и малообеспеченных слоев, существенно уменьшить количество бедных людей.

Доходы населения, обеспечивая личное потребление, определяющим образом влияют на уровень и качество жизни.

Уровень жизни – это степень удовлетворения потребностей людей, обеспечивающая их жизнедеятельность. Потребности изменяются в зависимости от личности того, кто предъявляет эти потребности, общественных условий, в которых они формируются под воздействием разнообразных факторов (научно-технического прогресса, изменения системы предпочтений, структуры производства и других факторов). В силу этого понятие уровня жизни, выражаемое через степень удовлетворения потребностей, является комплексным понятием.

Качество жизни имеет более широкое содержание по сравнению с понятием уровня жизни. Качество жизни выражает степень развития и полноту удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей, проявляющихся как в различных формах деятельности, так и в самом жизнеощущении. Оно объединяет в себе совокупность материальных, социальных, культурных и моральных ценностей, что дает человеку возможность жить в гармонии с обществом, природой и самим собой. Качество жизни включает состояние экономической, природной и социальных сред общества в целом, так и отдельного человека, духовную сферу его жизни, а также юридические и политические стороны, связанные с правами и свободами граждан, поведенческие и психологические аспекты, общий идеологический и культурный фон.

Проблема качества жизни включает в себя условия, результаты и характер труда, уровень благосостояния семьи, ее доступ к культурным и социальным ценностям общества, демографические, этнографические и экологические аспекты существования людей.

Первостепенное значение имеет состояние здоровья людей:

- повышение продолжительности жизни, снижение уровня смертности и роста рождаемости, ослабление тяжести и сокращение длительности болезней, развитие физических и умственных способностей людей, улучшение их самочувствия. Очень важно качество жизни со стороны питания: повышения физиологической нормы калорийности суточного рациона, оптимального содержания в нем белков, жиров, углеводов и витаминов, улучшения вкусовых качеств, свежести и чистоты потребляемых продуктов, регулярности питания.

Для оценки качества жизни весьма существенны расширение площадей и обустройства жилища, населенных пунктов, повышение прочности и разнообразия одежды и обуви.

Качество жизни характеризуется состоянием образования: продолжительностью и уровнем обучения, степенью овладения научными знаниями, нравственным содержанием и художественным уровнем литературы, доступностью библиотек, телевидения, музеев и других учреждений культуры.

На качество жизни активнейшим образом влияют улучшение условия и развитие характера труда, снижение его напряженности, повышение эффективности, соответствия личных склонностей и индивидуальных способностей людей, расширение свободы выбора профессии и специальности. Наряду с такими параметрами труда, как длительность рабочего дня, доля ручного и автоматизированного труда, частота и характер производственного травматизма, важны моральное удовлетворение, которое приносит труд, микроклимат в коллективе, материальная и общественная оценка труда.

Для полноценной жизнедеятельности и удовлетворения потребностей и интересов граждан нужны надлежащие условия отдыха – достаточная его продолжительность, доступность домов отдыха и санаториев, учреждений спорта, а также возможностей туристических и экскурсионных поездок.

С переходом к рыночном отношениям возросла роль занятости и гарантий от безработицы как показателей качества жизни населения. Общая социально-бытовая обстановка такова, что приходится учитывать уровень преступности, экологическую обстановку, стрессовое напряжение в связи с военными и национальными столкновениями, политическими конфликтами, терроризмом, наркоманией, эпидемиями и т.п.

Качество жизни зависит и от благополучия семейной жизни, возможностей воспитания потомства. Высокое качество жизни предполагает достойное поведение, направленное на обеспечение социальной справедливости и высокой нравственности, ощущение удовлетворения жизнью и личного счастья.

Уровень и качество жизни зависят от развития производительных сил общества, характера производственных отношений в нем. Но кроме этих объективных причин они определяются и рядом субъективных моментов: системой принятых в обществе жизненных стандартов, вкусами и субъективными оценками людей, их предпочтениями и другими поведенческими факторами.

Уровень и качество жизни характеризуются системой количественных и качественных показателей, выражающих экономическое и социальное положение людей.

Уровень жизни характеризируется следующими показателями:

- экономическими – объемом и структурой производства товаров народного потребления в расчете на душу населения; размерами реальной заработной платы и реальных доходов на душу населения; количеством, качеством и структурой потребления продовольствия, промышленных товаров и услуг (в том числе образовательных, медицинских и др.); уровнем и динамикой цен на основные предметы потребления и услуги; размером квартирной платы и коммунальных платежей, налогов, транспортных расходов и т.д.;

- социальными – долей социальных выплат семье; обеспеченностью работой, продолжительностью рабочего времени; объемом потребления социальных благ (в сфере культуры, отдыха и спорта), характер питания и его рацион и т.д.

В систему показателей качества жизни входят: общий объем потребляемых материальных благ и услуг в расчете на душу населения; показатели занятости и безработицы; условия и интенсификация труда; время работы и свободное время; продолжительность жизни; жилищные условия; показатели образования, здравоохранения, развития культуры, спорта и др. Кроме того, сюда входят оценки таких явлений, как стабильность экономического развития, социальные гарантии населению со стороны государства, показатели системы социальной защиты и т.п.

Общее представление об уровне и качестве жизни в различных странах обычно складывается исходя из данных о производстве национального продукта или национального дохода, приходящегося на одного жителя. В качестве обобщающих показателей используются также международные индексы гуманистического развития, которые подсчитываются ЮНЕСКО и отражают уровни образования и заботы о здоровье людей в отдельных странах. Помимо общих используются частные показатели уровня и качества жизни. Они исчисляются в натуральном и денежном выражениях и имеют конкретные исторические границы. К важнейшим из них относится уровень личного потребления.

В модели личного потребления существует различный уровень потребления каждого вида материальных и духовных благ и услуг для представителей отдельных социальных групп населения (трудоспособного населения, пенсионеров, молодежи и т.д.). Этот уровень определяется исходя из возможностей развития производства в данной стране, соотношении экспорта и импорта товаров, платежеспособного спроса населения. Такой подход далеко не бесспорен, так как он в известной мере ориентирует на унификацию потребностей и не учитывает влияние инфляции, качество продукции и услуг, а также отражает много субъективных факторов.

Помимо количественных аспектов происходят многие качественные изменения в сфере удовлетворения потребностей людей. Так, в условиях интенсификации производства резко возрастают требования к качеству рабочей силы. Необходимость развития интеллектуальных и социальных потенций работника требует соответствующих изменений и в сфере личного потребления. Качественные преобразования этой сферы происходят также под влиянием прогресса науки и техники, усиления влияния маркетинга на процесс потребления и т.д. Например, если в ХIХ веке уровень жизни определялся исходя из уровня потребления предметов первой необходимости, то в современных условиях в индустриально развитых странах он измеряется количеством автомобилей, сложной электронной бытовой техники, компьютеров, средств связи и т.п.

Следует учитывать, что размер национального продукта или дохода на душу населения характеризует лишь общий уровень развития страны, но не отражает распределение его внутри общества между его членами, а оно является весьма неравномерным. Кроме того рост национального продукта на душу населения при прочих равных условиях создает возможности для повышения уровня и качества жизни отдельного гражданина страны. Но они далеко не всегда могут быть реализованы из-за роста военных расходов, затрат на содержание государственного аппарата и др. Да и сам экономический рост, обеспечивающий приращение богатства страны, наряду с позитивными моментами несет в себе и груз негативных последствий, снижающих уровень и качество жизни.

К таким последствиям можно отнести прежде всего экологические издержки (заражение воды, воздуха и почвы, а также истощение природных ресурсов, необходимых для личного и производственного потребления). Экологическая система по мере ускорения научно-технического прогресса все в большей степени испытывает на себе воздействие производственной деятельности человека. Помимо чисто материальных потерь общество вынуждено все большую часть своего общественного продукта расходовать на охрану окружающей среды и ее частичное восстановление природы.

Кроме того существуют и социальные издержки. Так, интенсификация труда, приводящая к психологическим и нервным нагрузкам, урбанизация и тому подобное ухудшают социальную среду обитания человека, ведут к росту затрат общества на медицинское обслуживание. Увеличение экологических и социальных издержек экономического роста ведет к снижению темпов улучшения общественного благосостояния, которое образуют в совокупности уровень и качество жизни.

К сожалению, по уровню и качеству жизни Россия проигрывает не только индустриально развитым, но и большинству развивающихся стран. Снижение уровня жизни, происшедшее в последнее время, носит беспрецедентный для мирного времени характер. Оно затрагивает все стороны жизни людей, подрывает ее основы и может привести к необратимым последствиям для будущего страны, для сохранения и развития генофонда нации.

В условиях современной экономической ситуации в России со сложившейся глубокой дифференциацией в доходах населения и высоким уровнем инфляции важно повышение базового жизненного уровня большей части населения и его социальной защиты, обеспечение необходимого для полноценного труда и жизнедеятельности качества рабочей силы, сравнительно равных стартовых условий вступления в трудовой процесс молодежи, доступности услуг социальной сферы и жизненно необходимых услуг бытового обслуживания.

Важной задачей реализации конституционных гарантий в обществе является обеспечение таких доходов граждан, чтобы они были не ниже прожиточного минимума.

Прожиточный минимум – это стоимостная оценка минимального набора средств существования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Он выражает минимум материальной обеспеченности, или минимальный потребительский бюджет, за границей которого находятся слои и группы населения, нуждающиеся в особой защите со стороны общества.

Прожиточный минимум выражает так называемую “черту бедности”. Существование малообеспеченных групп населения - это острая социальная проблема каждого современного государства, даже самого богатого. Бедность есть оценка дохода, состояние, когда основные потребности человека превышают имеющиеся денежные средства для их удовлетворения. С другой стороны, бедность выражает минимум условий воспроизводства рабочей силы и личности. К причинам бедности в западных моделях развития относят различия в собственности, оплате труда и личных качествах людей, образовании и подготовке. В нашей экономике к числу реальных факторов малообеспеченности можно отнести многодетность, низкий уровень пенсионного обеспечения и низкие заработки.

Проблема бедности в разных странах оценивается по-разному. Для высокоразвитых стран (США, Германия, Япония и других), где валовой национальный продукт на душу населения превышает 13 тыс. долларов в год, проблема малообеспеченности имеет совсем другое содержание, чем для стран, где по международным оценкам национальный продукт на душу населения не достигает 350 долларов в год (Индия, Пакистан, Мозамбик и др.). В последних странах проблема малообеспеченности носит не только социальный, сколько общеэкономический характер. Для ее решения необходимо достижение более высокого уровня экономического развития. При достаточно высоком уровне экономического развития одной из главных функций любого цивилизованного государства является социальная защита тех групп населения, которые имеют низкую материальную обеспеченность.

Величина прожиточного минимума является основой для установления минимального размера оплаты труда, тарифных ставок (окладов) по оплате труда работников бюджетной сферы, минимального размера пенсий по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат. Таким образом, прожиточный минимум выступает минимумом материальной обеспеченности, или минимальным потребительским бюджетом, который служит исходным пунктом формирования социальных программ общества.

Прожиточный минимум включает экономический и социальный минимумы. Экономический минимум определяет ту величину дохода, которая дает возможность удовлетворить потребности в питании на уровне физиологических норм, возмещающих энергетические затраты и позволяющие взрослому человеку работать, воспитывать детей, сохранять здоровье. Он включает расходы на продовольствие, лекарства, бытовые услуги, транспорт и др.). Социальный минимум гарантирует не только удовлетворение физиологических потребностей, но и покупку некоторых предметов гардероба, мебели, удовлетворение социальных потребностей.

Для подсчета прожиточного минимума может использоваться метод “потребительской корзины”, то есть подсчитываются цены минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, которыми пользуется человек.

Потребительская корзина определяется для трех основных социально-демографических групп общества: трудоспособного населения, пенсионеров и детей, потребности которых в продуктах питания, непродовольственных товарах и услугах имеют существенные различия. Рекомендуемый состав потребительских корзин для субъектов Российской Федерации сформирован по зонам исходя из природно-климатических условия жизни, структуры населения, национальных традиций и местных особенностей потребления. По потреблению продуктов питания субъекты РФ распределены по 16 зонам, по непродовольственным товарам и услугам - по 3 зонам (теплая зона, зона с холодным и резко континентальным климатом, зона с умеренным климатом).

Набор продуктов питания в потребительской корзине, согласно Закона РФ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” состоит из 35 видов продуктов (хлебные, мясные и рыбопродукты, картофель, овощи, фрукты, сахар и кондитерские изделия, молоко, яйца и др.). В состав непродовольственных товаров в потребительскую корзину вошли одежда, обувь, белье, лекарства, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения (холодильник, телевизор) и т.д. Включены также платные для населения услуги жилищно-коммунального хозяйства, внутригородского пассажирского транспорта, услуги по ремонту одежды и обуви, парикмахерских, прачечных, детских садов и яслей и др.

Следует обратить внимание на то, что прожиточный минимум определяет лишь верхнюю границу малообеспеченности. К сожалению, множество людей в нашей стране живет на доходы значительно ниже этого уровня бедности.

Из определения бедности вытекает сущность социальной защиты населения. Идеи создания тех или иных систем и моделей социальной защиты возникают у разных экономических школ, теорий и направлений. Сторонники современной западной экономической теории считают, что если раньше бедность существовала из-за низких доходов, то сейчас она становится проблемой неработающих.

По их мнению, средством эффективной социальной защиты должна быть возможность для всех трудоспособных вернуться к активному трудовому процессу. Государство будет способствовать этому программами в области образования и профессиональной подготовки, укрепления статуса семьи, регулирования занятости населения. Нетрудоспособные же будут защищены наличием трансфертных программ социального страхования и государственной благотворительностью. Экономическое направление социальной защиты периода российских рыночных реформ представлено законодательными и распорядительными актами в этой области.

К числу основных направлений государственной политики по формированию условий снижения масштабов бедности в нашей стране можно отнести следующие:

- проведение макроэкономической и отраслевой политики стабилизации и экономического роста как основы для расширения занятости и повышения уровня доходов, ликвидация задолженностей по оплате труд и социальным выплатам населению;

- установление системы минимальных социальных гарантий, соответствующих принципам социального государства;

- создание системы адресной социальной помощи бедному населению и др.

Забота государства об обеспечении населения нормальными условиями жизни находит выражение в социальной политике. Помимо престарелых и инвалидов, находящихся за или рядом с чертой бедности, возникла “новая бедность”, обусловленная главным образом безработицей, большим числом семей с одним родителем, а также недостаточным развитием системы регулирования доходов, которая не рассчитана на устранение бедности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. За счет каких источников образуются доходы населения? Какие из них преобладают в современной России?

2. За счет каких видов формируются совокупные доходы Вашей семьи?

3. В чем причина неравенства доходов?

4. Как оценивается неравенство доходов в обществе?

5. Каким образом через проводимую в обществе политику доходов решается проблема выбора между социальной справедливостью и экономической эффективностью?

6. Чем различаются между собой уровень и качество жизни населения?

7. Какие показатели характеризуют уровень и качество жизни населения?

8. Охарактеризуйте структуру доходов и расходов семейного бюджета.

9. Чем определяется порог бедности? Каковы ее причины? Можно ли полностью избавиться от малообеспеченности в обществе?

10. Что характеризует показатель прожиточного минимума? Как его можно рассчитать?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: