Самоконтроль

Это определение степени соответствия изготов­ляемого объекта поставленной в начале работы цели. Он может быть текущим и заключительным. Для того чтобы избежать ошибок в работе, в конечном результате ученик должен научиться перио­дически сравнивать свою неоконченную поделку с тем, что долж­но получиться.

Умственно отсталые школьники допускают в своих работах зна­чительное количество ошибок, что может быть связано как с не­умением учащихся ориентироваться в задании, так и в непонима­нии необходимости осуществления контрольных действий. Кроме того, дети не владеют контрольными приемами. Контрольные уме­ния и навыки связаны со сложными мыслительными процессами: сравнением, анализом, оценкой. При осуществлении в процессе труда контрольных действий внимание человека направлено на то, чтобы изделие соответствовало определенному качеству, удов­летворяло определенным требованиям. Кроме того, по ходу рабо­ты приходится устранять возникающие неполадки, вносить изме­нения в выполняемую деятельность. Все это нелегко дается ум­ственно отсталому школьнику, так как у него не развито умение распределять внимание, ориентироваться на несколько призна­ков, в одно и то же время учитывать несколько требований. Уча­щиеся не могут пользоваться косвенными, опосредованными при­емами при контроле и регуляции своих действий. При отсутствии необходимого направляющего руководства со стороны взрослых умственно отсталые дети контролируют и корректируют свои дей­ствия без учета всех требований, предъявляемых поставленной задаче.

В результате обучения у детей формируются необходимые кон­трольные умения и навыки самоконтроля. В младших классах им в основном доступен глазомерный контроль, а также наложение и приложение одной детали к другой, контроль с помощью мероч­ки и линейки.

При глазомерном контроле самое главное — тщательное и пла­номерное сравнение условного эталона и собственной работы. С самого начала обучения детей периодически приучают сравнивать свои неоконченные изделия с образцом, при этом учитель жес­том привлекает внимание детей к той его особенности, при вы­полнении которой возможны ошибки. Кроме того, учащиеся дол­жны усвоить некоторые навыки контроля. Так, при изготовлении одинаковых по размеру частей изделия учитель показывает прием наложения и в ходе работы напоминает детям, чтобы учащиеся не забывали сравнивать детали, пользуясь показанным приемом. С помощью мерочки (полоски картона определенной длины) уча­щиеся могут произвести несколько разметок подряд в одном на­правлении. Наиболее трудным для младших школьников является контроль с помощью линейки. Данным приемом контроля учащиеся овладевают во II классе. Его выполнение состоит из нескольких этапов. Запоминание их последовательности вызывает наибольшую сложность, как и правильное размещение линейки вдоль верхней и нижней кромки листа, так, чтобы совместились отмет­ка «О» на линейке и угол бумаги. После показа и объяснения по­нятия «отрезок», который имеет определенную протяженность, левую и правую границу, у умственно отсталых школьников не возникает о нем представления. Найдя нужное деление, они точ­но не совмещают начало линейки с левой кромкой заготовки. Нуж­ное расстояние определяется практически на глаз по образцу го­товой детали. При этом ошибка отмеривания отрезка длиной 10 см составляет 10 — 20 мм, а если образец детали не находится перед учащимися, то она увеличивается в 2 — 3 раза. Объяснение данно­го приема контроля облегчится, если учитель использует пред­метно-операционный план на карточках, где представлены пос­ледовательность разметки и правильное положение линейки.

Оценка качества готовых изделий является этапом обучения детей умению осуществлять заключительный самоконтроль. Ум­ственно отсталые учащиеся весьма неадекватно оценивают ре­зультаты своего труда. К полученным результатам и качеству ра­боты дети относятся недостаточно критически, что сказывается отрицательно на формировании контрольных умений и навыков. Нередко оценка, выставленная учителем, вызывает у них отри­цательную реакцию. Поэтому необходимо воспитывать правиль­ное отношение к качеству выполненного изделия и научить де­тей находить недостатки в своих готовых поделках. С этой целью учитель просит учащихся ответить (не требуя объяснения), нра­вится или не нравится ребенку его изделие. В дальнейшем необ­ходимо просить рассказать о качестве поделки более подробно, указав ее достоинства и недостатки, объяснив причины недо­статков. Нужно привлекать детей к обсуждению не только своих изделий, но и работ одноклассников. В этом случае они получа­ют возможность сравнивать свои работы не только с образцом, но и между собой.

Для того чтобы на уроках трудового обучения в младших клас­сах учащиеся правильно контролировали и корректировали свои действия, необходимо преодолеть свойственную им тенденцию под влиянием трудностей или случайностей уходить от постав­ленной перед ними задачи. В доступной для детей с нарушением интеллекта форме необходимо довести до их сознания важность самоконтроля в процессе работы и по ее окончании.

Постепенно дети приобретают умения самостоятельно осуще­ствлять текущий и заключительный самоконтроль. Одним из важ­нейших условий при этом является формирование проверочно-контрольных действий, т.е. развитие измерительных представле­ний и понятий, а также умения оперировать ими в нужный момент. В младших классах особое внимание следует уделять развитию вос­приятия различных форм предметов, умения определять на глаз и

воспроизводить линейные величины. Кроме того, большое значе­ние для развития контрольных умений и навыков умственно от­сталых детей имеют пооперационные объяснения, подкрепляе­мые практическим исправлением ошибок и неточностей. Свое­временная фиксация внимания ребенка на допущенных ошибках, неточностях и практическое их исправление способствуют разви­тию у него критического отношения к работе и результатам ее выполнения. Это создает необходимые предпосылки для успеш­ного развития контрольных умений и навыков.

Недостаточный уровень сформированности общетрудовых уме­ний и навыков приводит к нарушениям целевой стороны деятель­ности. Сформировавшийся у школьников образец эталона изделия недостаточно полон и точен. Осуществляя самоконтроль в процессе работы, многие из них стремятся расположить свое изделие рядом с образцом или наложить его на последний, для чего часто подхо­дят к классной доске, где вывешен образец. Низкие возможности в планировании выражаются в неумении определить рациональную последовательность технологических операций и выбрать нужные приемы работы. В большинстве случаев недостаточность процессов ориентировки и планирования проявляется приблизительно в оди­наковой мере. Но для некоторых школьников характерно более глу­бокое нарушение ориентировочных действий и несколько лучшее умение планировать работу


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: