1. Продуктивные и репродуктивные формы умственной деятельности.
2. Экспериментальные исследования процесса решения творческой задачи в гештальтпсихологии.
3. Проблема неосознаваемых форм мышления. Интуиция. Установка.
Литература
1. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник. М., 2004, 337 - 346(2).
2. Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995
3. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления, с. 28-46 (8), 71-77 (6,8), 79-86 (7,8), 166-168 (5), 255-257 (8), 258-268 (2), 269-280 (3,4), 28 1-288 (6,8), 290-292 (2).
4. Петухов В.В. Психология мышления, с. 12(1), 32-35 (2), 53-62 (3,6,8).
Дополнительная литература
5. Исследования мышления в советской психологии / Под ред. Е.В.Шоро-ховой. М.,1966.
6. Мышление: процесс, деятельность, общение / Под ред. А.В.Брушлин-ского. М., 1982
7. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М.,1960.
8. Гальперин П.Я., Данилова В.Л. Воспитание систематического мышления в процесс решения малых творческих задач / Вопросы психологии, 1980, №1.
Тема 10. Фило- и социогенез мышления
1. Биологическая предыстория мышления человека. Развитие мышления в филогенезе. Основные направления исследования интеллекта животных.
2. Развитие мышления в антропогенезе. Историческое развитие мышления человека:
а) трудовая деятельность как условие развития мышления человека;
б) психологическая характеристика первобытного, архаического мышления;
в) специфика “античного” и средневекового мышления;
г) о некоторых особенностях мышления в тоталитарном обществе и проблема изменения мышления в новых социальных условиях.
3. Общая характеристика культурно-исторического подхода к пониманию развития человеческого мышления.
Литература
1. Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995 (1, 2-а).
2. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления, с.130-140 (2), 157-162 (1, 2-а, 4), 235-249 (1).
3. Клике Ф. Пробуждающееся мышление. М., 1983, с. 237-264 (2-а), 255-264, 270-274, 278-285 (2).
4. Выготский Л.С., Лурия А.Р.Этюды по истории поведения. М., Педагогика Пресс, 1993, с.23-73 (1, 2-а,б), 95-125 (2)
5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Изд.4, М., МГУ, 1981, с. 284-292, 304-317.
6. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М.,1977, с.124-152,174-208 (3).
7. Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления. М., 1966 (2); или в кн.: Исследование мышления в советской психологии. М., 1966, с.123-174.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989, Т.1, с.395-400 (2).
9. Тихомиров О.К. Понятия и принципы общей психологии. М., МГУ, 1992, с.60-72 (2-г).
Дополнительная литература
10. Античность как тип культуры. М., Наука, 1988, с.78-99.
11. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., Педагогика Пресс, 1994, с.348-372.
12. Гуревич А.М. Категории средневековой культуры. М., Наука, 1975
13. Зиновъев А.А. Коммунизм как реальность. М., Центрополиграф, 1994, с.248-251, 266- 267, 334-335, 338-339, 416-4 18 (2-г).
14. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.