Характер специализации или форма организации производственного процесса на участке | Номенклатура производства | Тип производства | |||||
единичное и мелкосерийное | серийное | крупносерийное | массовое | ||||
Технологически специализированный участок | Любая | ДО | ДО пли НПО | ППО | ППО или СО | ||
Предметно-специализированный участок | Малономенклатурное | ДО | ДО или ПП0 | ППО | СО | ||
Многономенклатурное | ДО | ДО или ППО | ППО | ППО или СО | |||
Участок групповой обработки деталей | — | ДО | ППО | ППО | ППО | ||
Поточные линии | Однономенклатурное | — | НПО | ППО | СО | ||
Многономенклатурное | — | Без догрузок — ППО | |||||
С догрузкой-ДО | — | ||||||
Автоматические лпнпи | Однономенклатурное и малономенклатурное | — | ППО | ППО | СО | ||
Примечание: ДО—дежурное обслуживание; ППО—планово-предупредительное обслуживание; СО—стандартное обслуживание
Разработка системы обслуживания рабочих мест включает выбор формы ее организации, определение профессионального состава обслуживающего персонала, установление его регламентаций, обеспечение обслуживающего персонала соответствующей технической и инструктивной документацией, расчет нормативов обслуживания, организацию труда и оснащение рабочих мест вспомогательных рабочих, а также организацию регулярной и надежной связи между рабочими местами основного производства и обслуживающим персоналом.
|
|
К каждой системе предъявляются специфические требования, однако все системы обслуживания производства на предприятии должны отвечать следующим основным требованиям:
·иметь четкую специализацию рабочих по функциям обслуживания;
·основываться на строгой регламентации и плановости выполняемых работ по обслуживанию и хорошей взаимосвязи этих работ во времени и пространстве;
· предусматривать проведение работ по обслуживанию активно-предупредительного характера (особенно это относится к работам, связанным с обслуживанием средств производства и предметов труда);
· обеспечивать оперативность и надежность обслуживания на всех участках производства на основе научного построения системы с учетом специфики производства и возможности ее быстрой перестройки с использованием типовых решений;
· быть экономичной, не вызывать неоправданных расходов.
В целях наиболее полного учета этих требований проектирование организации обслуживания производства осуществляется в строгой последовательности. Прежде всего определяется общий состав работ по обслуживанию и устанавливается, какие из них должны выполнять основные рабочие, а какие — рабочие соответствующих специализированных служб обслуживания.
|
|
Выделение отдельных видов работ по обслуживанию в самостоятельную функцию, выполняемую специализированными рабочими, целесообразно в тех случаях, когда суммарные затраты времени основных рабочих на их выполнение превышают сменный фонд времени одного рабочего. В противном случае данный вид работ должен выполняться основными рабочими или его следует совместить с другими видами работ по обслуживанию.
Следующий этап — определение состава и объема работ, закрепленных за обслуживающими рабочими, и распределение их между ними. Далее устанавливаются формы обслуживания по отдельным функциям и разрабатываются регламенты обслуживания с указанием способов и последовательности выполнения работ, скоординированных во времени (путем составления графиков, расписаний, маршрутов, инструкций и т. д.). И, наконец, рассчитываются нормы обслуживания и нормативы численности рабочих по обслуживанию, а затем определяется экономическая эффективность разработанной системы.
Проектированию мероприятий по совершенствованию системы обслуживания производства должен предшествовать тщательный анализ состояния его организации на предприятии. Важная задача анализа — определение основных направлений в изыскании резервов совершенствования организации работ по обслуживанию. Такими направлениями являются уменьшение объема вспомогательных работ и устранение операций, не вызываемых производственной необходимостью. Уменьшение объема вспомогательных работ осуществляется различными путями, например, путем увеличения износостойкости базовых или запасных деталей, что уменьшает объем ремонтных работ, или повышения уровня унификации и стандартизации оснастки и инструмента, что приводит к сокращению объема инструментальных работ. К операциям, не вызываемым производственной необходимостью, могут быть отнесены: излишние транспортные и погрузочно-разгрузочные операции по многократному перемещению сырья и материалов; контрольные операции по проверке комплектующих изделий, полуфабрикатов и материалов; оформление излишней документации и т. д.
Обязательным условием рациональной организации процессов обслуживания является их механизация. Как показывает практика, производимые при этом затраты дают в 3—5 раз больший экономический эффект, чем затраты на механизацию основных работ.
Накопленный опыт свидетельствует о больших возможностях применения в службах обслуживания ЭВМ. В настоящее время на предприятиях ЭВМ используют для расчетов в ремонтном производстве (планирование ремонтов, очередность выполнения работ и др.), в транспортно-складском хозяйстве (при составлении графиков и маршрутов обслуживания, расчетах трудоемкости и т. д.).
Функции обслуживания на различных предприятиях имеют свои особенности, поэтому к организации работы по каждой функции необходим дифференцированный подход, основанный на критическом анализе сложившейся практики.
Прогрессивные изменения в разделении труда, кооперация и интеграция производства усложняют организацию его обслуживания, делают ее более комплексной. Сложные системы распадаются на мелкие подсистемы, которые требуют четкой координации и контроля. В этих условиях важное значение имеет внедрение комплексной технологии, предусматривающей использование прогрессивных методов выполнения не только основных, но и ряда вспомогательных работ (погрузочно-разгрузочных, транспортных, складских и т.п.). Внедрение комплексной технологии создает благоприятные условия для применения на предприятиях наиболее прогрессивной системы — комплексной регламентированной системы обслуживания рабочих мест, обеспечивающей эффективное осуществление производственного процесса.
|
|
Под комплексной регламентированной системой обслуживания рабочих мест понимается научно обоснованный комплекс мероприятий по регламентации объема, периодичности и методов выполнения работ, связанных со своевременным, бесперебойным обеспечением рабочих мест элементами сменного задания (предметами труда, оснасткой, документацией и т. д.). Такие мероприятия должны быть направлены на максимально возможное в данных конкретных условиях освобождение производственных рабочих от функций обслуживания.
Комплексное регламентированное обслуживание рабочих мест должно обеспечивать:
· плановость обслуживания на основе утвержденного регламента (порядка), полное согласование системы обслуживания с системой оперативно-календарного планирования;
· предупредительность обслуживания, включая своевременную подготовку и выдачу исходной технологической и производственной документации в обслуживающие подразделения, заблаговременное комплектование элементов производственных заданий и своевременную их доставкуна рабочие места;
· согласованность регламентов работы всех вспомогательных служб между собой, а также с работой производственных подразделений.
Для этого необходимо: четко закреплять производственные задания за рабочими местами, организовать их работу по установленным графикам; своевременно доводить оперативно-календарные планы производства до сведения вспомогательных служб и комплектовочных складов; вовремя пополнять запасы предметов и средств труда на складах; обеспечивать обслуживающие подразделения полным комплектом средств организационной оснастки.
Комплексная регламентированная система обслуживания рабочих мест основана на четко разработанных документах, по которым осуществляется каждая функция обслуживания. Так, производственно - подготовительная функция регламентируется директивными и оперативными графиками производства и многоцелевыми план - картами. План - карта разрабатывается в двух экземплярах (маршрутная и контрольная) и включает широкую информацию о содержании производственного задания, необходимых для его выполнения инструментах, технологической оснастке, комплектующих изделиях и др. В план - карте указываются также номера рабочих мест основного производства, исполнители из числа обслуживающего персонала, нормы труда, сдельные расценки и др. Включение перечисленной информации в план - карту сокращает объем производственно-экономической документации, а нумерация граф позволяет обрабатывать их с помощью вычислительной техники.
|
|
В системе комплексного регламентированного обслуживания важное значение имеет организация ремонтных работ и межремонтного обслуживания. В этом отношении заслуживает внимания опыт Волжского автомобильного завода, характерными особенностями которого являются насыщенность автоматическими и полуавтоматическими машинами и наличие массово-поточного производства, предъявляющего повышенные требования к надежности работы оборудования.
Сущность принятой на Волжском автозаводе системы состоит в перенесении центра тяжести с ремонтных работ на межремонтное обслуживание и профилактические осмотры. Систематическое накопление информации о причинах выхода оборудования из строя позволяет прогнозировать динамику профилактического обслуживания по предупреждению аварийных остановок.
Основными документами по организации этой работы на заводе являются карта цикла осмотра и карта ремонтного обслуживания. В карте цикла осмотра указываются основные данные об оборудовании. Она включает наименование видов работ (техническая чистка, смазка, плановый осмотр), перечень основных операций по их выполнению с указанием норм времени, а также периодичность осмотров. Результаты проведенных плановых осмотров на основе карты цикла осмотра вносятся в карту ремонтного обслуживания.
Карты ремонтного обслуживания составляются на каждый станок и содержат основные данные о нем, виды проведенных осмотров, сведения о причинах аварий (внеплановых остановок), время на устранение аварии по норме и затраченное фактически, фамилию, имя, отчество исполнителя и мастера.
Таким образом, по данным карт ремонтного обслуживания можно судить об оптимальности установленной периодичности осмотров, качестве проведенных плановых работ, в них содержится материал, необходимый для анализа работы оборудования и причин аварий. На основании карт цикла осмотра определяется загрузка бригад рабочих, занятых профилактическим обслуживанием оборудования, уточняется периодичность осмотров.
Система активного обслуживания производственных участков инструментом на передовых предприятиях предусматривает доставку инструмента на производственные участки и возврат его для обмена интрументально - раздаточной кладовой; его принудительную смену на рабочих местах по графику, составленному в зависимости от стойкости инструмента; выдачу для работы только того инструмента, который предусмотрен для данной операции техническими документами; снабжение инструментом производственных участков через наладчиков и поддержание его запаса, достаточного для работы в течение не менее суток; досрочную доставку лимитирующего инструмента.
Экспедитор в установленное графиком время забираетизинструментального шкафа каждого рабочего тару с отработанным инструментом (имеющую порядковый номер этого шкафа), комплектует инструментом освободившуюся и поступившую из секции разбраковки тару и доставляет еена рабочие места.
Основными принципами регламентации транспортных работ на предприятии являются: централизация транспортно - переместительных работ; разработка транспортной технологии; правильный выбор транспортных средств с учетом свойств грузов; широкое применение тары, поддонов, контейнеров, стеллажей, подъемно-транспортных механизмов; увязка технологии транспортно-складских работ с технологическим процессом производства; четкая организация оперативного планирования, диспетчерской службы, учета и контроля работы транспорта.
Главная задача планирования внутризаводских перевозок — ритмичное обеспечение производства материалами и полуфабрикатами. Значительное сокращение труда на внутризаводских транспортных работах достигается при организации бесперевалочных перевозок. Как показывает опыт, большое значение имеет не только разработка системы обслуживания рабочих мест, но и что особенно важно — принятие действенных мер, способствующих бесперебойному ее функционированию в соответствии с проектом.
Необходима совокупность организационных, административных, экономических и воспитательных мер, обеспечивающих стабильность системы обслуживания, недопущение сбоев и нарушений составляющих ее элементов.
Весьма существенное место среди этих мер занимает совершенствование на научной основе организации, нормирования и материального стимулирования труда главных участников системы обслуживания — вспомогательных рабочих.
Для оценки уровня обслуживания рабочих мест на предприятиях применяются коэффициенты обслуживания производства различными службами.
Периодичность расчета коэффициентов и сроки представления исходных данных для определения уровня обслуживания рабочих мест и последующего поощрения вспомогательных рабочих устанавливаются приказом по заводу.
Показатели уровня обслуживания могут выбиратьсяи наоснове других факторов: в зависимости от прпня-юй системы обслуживания, наличия оперативного или бухгалтерского учета и др.На многих предприятиях определяется коэффициент бесперебойного протекания основного процесса (К ф) по формуле:
К ф = 1- Твп/ Тсм,
где Твп — суммарное время потерь в течение данного периода в результате плохого обслуживания анализируемых рабочих мест;
Тсм — суммарное сменное время работына анализируемых рабочих местах за тот же период.
Ежедневный расчет этого коэффициента важен для контроля работы производственных ц вспомогательных служб и оценки уровня обслуживания, для ускорения внедрения выбранной системы обслуживания.
Коэффициент обслуживания рабочих, бригад, участков является основным показателем при оценке деятельности инженерно-технических работников и служащих, участвующих в сфере обслуживания производства, и разработке для них положений о премировании.