double arrow

Выбор системы обслуживания рабочих мест

Характер специализации или форма организации производственного процесса на участке Номенклатура производства Тип производства
единичное и мелкосерийное серийное крупносерийное массовое
Технологически спе­циализированный уча­сток Любая ДО ДО пли НПО ППО ППО или СО
Предметно-специализи­рованный участок Малономенклатурное ДО ДО или ПП0 ППО СО
Многономенклатурное ДО ДО или ППО ППО ППО или СО
Участок групповой обработки деталей ДО ППО ППО ППО
Поточные линии Однономенклатурное НПО ППО СО
Многономенкла­турное Без догрузок — ППО
С догрузкой-ДО
Автоматические лпнпи Однономенкла­турное и мало­номенклатурное ППО ППО СО
               

Примечание: ДО—дежурное обслуживание; ППО—планово-предупредительное обслуживание; СО—стандартное обслуживание

Разработка системы обслуживания рабочих мест включает выбор формы ее организации, определение профессионального состава обслуживающего персонала, установление его регламентаций, обеспечение обслуживающего персонала соответству­ющей технической и инструктивной документацией, расчет нормативов обслуживания, организацию труда и оснащение рабочих мест вспомогательных рабочих, а также организацию регулярной и надежной связи между рабочими местами основ­ного производства и обслуживающим персоналом.

К каждой системе предъявляются специфические требования, однако все системы обслуживания производства на предприятии должны отвечать следующим основным требованиям:

·иметь четкую специализацию рабочих по функциям обслу­живания;

·основываться на строгой регламентации и плановости выпол­няемых работ по обслуживанию и хорошей взаимосвязи этих работ во времени и пространстве;

· предусматривать проведение работ по обслуживанию актив­но-предупредительного характера (особенно это относится к ра­ботам, связанным с обслуживанием средств производства и пред­метов труда);

· обеспечивать оперативность и надежность обслуживания на всех участках производства на основе научного построения системы с учетом специфики производства и возможности ее бы­строй перестройки с использованием типовых решений;

· быть экономичной, не вызывать неоправданных расходов.

В целях наиболее полного учета этих требований проектиро­вание организации обслуживания производства осуществляется в строгой последовательности. Прежде всего определяется общий состав работ по обслуживанию и устанавливается, какие из них должны выполнять основные рабочие, а какие — рабочие соот­ветствующих специализированных служб обслуживания.

Выделение отдельных видов работ по обслуживанию в само­стоятельную функцию, выполняемую специализированными ра­бочими, целесообразно в тех случаях, когда суммарные затраты времени основных рабочих на их выполнение превышают смен­ный фонд времени одного рабочего. В противном случае данный вид работ должен выполняться основными рабочими или его сле­дует совместить с другими видами работ по обслуживанию.

Следующий этап — определение состава и объема работ, за­крепленных за обслуживающими рабочими, и распределение их между ними. Далее устанавливаются формы обслуживания по отдельным функциям и разрабатываются регламенты обслужива­ния с указанием способов и последовательности выполнения ра­бот, скоординированных во времени (путем составления графи­ков, расписаний, маршрутов, инструкций и т. д.). И, наконец, рассчитываются нормы обслуживания и нормативы численности рабочих по обслуживанию, а затем определяется экономическая эффективность разработанной системы.

Проектированию мероприятий по совершенствованию сис­темы обслуживания производства должен предшествовать тща­тельный анализ состояния его организации на предприятии. Важная задача анализа — определение основных направлений в изыскании резервов совершенствования организации работ по обслуживанию. Такими направлениями являются уменьшение объема вспомогательных работ и устранение операций, не вызы­ваемых производственной необходимостью. Уменьшение объема вспомогательных работ осуществляется различными путями, на­пример, путем увеличения износостойкости базовых или запасных деталей, что уменьшает объем ремонтных работ, или повыше­ния уровня унификации и стандартизации оснастки и инстру­мента, что приводит к сокращению объема инструментальных работ. К операциям, не вызываемым производственной необхо­димостью, могут быть отнесены: излишние транспортные и погрузочно-разгрузочные операции по многократному перемещению сырья и материалов; контрольные операции по проверке комп­лектующих изделий, полуфабрикатов и материалов; оформление излишней документации и т. д.

Обязательным условием рациональной организации процессов обслуживания является их механизация. Как показывает прак­тика, производимые при этом затраты дают в 3—5 раз больший экономический эффект, чем затраты на механизацию основных работ.

Накопленный опыт свидетельствует о больших возможностях применения в службах обслуживания ЭВМ. В настоящее время на предприятиях ЭВМ используют для расчетов в ремонтном про­изводстве (планирование ремонтов, очередность выполнения ра­бот и др.), в транспортно-складском хозяйстве (при составле­нии графиков и маршрутов обслуживания, расчетах трудоемко­сти и т. д.).

Функции обслуживания на различных предприятиях имеют свои особенности, поэтому к организации работы по каждой фун­кции необходим дифференцированный подход, основанный на критическом анализе сложившейся практики.

Прогрессивные изменения в разделении труда, кооперация и интеграция производства усложняют организацию его обслужи­вания, делают ее более комплексной. Сложные системы распа­даются на мелкие подсистемы, которые требуют четкой коорди­нации и контроля. В этих условиях важное значение имеет внед­рение комплексной технологии, предусматривающей использова­ние прогрессивных методов выполнения не только основных, но и ряда вспомогательных работ (погрузочно-разгрузочных, тран­спортных, складских и т.п.). Внедрение комплексной технологии создает благоприятные условия для применения на предприятиях наиболее прогрессив­ной системы — комплексной регламентированной системы обслу­живания рабочих мест, обеспечивающей эффективное осуществ­ление производственного процесса.

Под комплексной регламентированной системой обслуживания рабочих мест понимается научно обоснованный комплекс меро­приятий по регламентации объема, периодичности и методов вы­полнения работ, связанных со своевременным, бесперебойным обеспечением рабочих мест элементами сменного задания (пред­метами труда, оснасткой, документацией и т. д.). Такие меропри­ятия должны быть направлены на максимально возможное в дан­ных конкретных условиях освобождение производственных ра­бочих от функций обслуживания.

Комплексное регламентированное обслуживание рабочих мест должно обеспечивать:

· плановость обслуживания на основе утвержденного регла­мента (порядка), полное согласование системы обслуживания с системой оперативно-календарного планирования;

· предупредительность обслуживания, включая своевременную подготовку и выдачу исходной технологической и производствен­ной документации в обслуживающие подразделения, заблаговре­менное комплектование элементов производственных заданий и своевременную их доставкуна рабочие места;

· согласованность регламентов работы всех вспомогательных служб между собой, а также с работой производственных подраз­делений.

Для этого необходимо: четко закреплять производственные задания за рабочими местами, организовать их работу по уста­новленным графикам; своевременно доводить оперативно-кален­дарные планы производства до сведения вспомогательных служб и комплектовочных складов; вовремя пополнять запасы пред­метов и средств труда на складах; обеспечивать обслуживающие подразделения полным комплектом средств организационной оснастки.

Комплексная регламентированная система обслуживания ра­бочих мест основана на четко разработанных документах, по которым осуществляется каждая функция обслуживания. Так, производственно - подготовительная функция регламентируется директивными и оперативными графиками производства и много­целевыми план - картами. План - карта разрабатывается в двух экземплярах (маршрутная и контрольная) и включает широкую информацию о содержании производственного задания, необходи­мых для его выполнения инструментах, технологической оснастке, комплектующих изделиях и др. В план - карте указываются также номера рабочих мест основного производства, исполнители из числа обслуживающего персонала, нормы труда, сдельные рас­ценки и др. Включение перечисленной информации в план - карту сокращает объем производственно-экономической документации, а нумерация граф позволяет обрабатывать их с помощью вычислительной техники.

В системе комплексного регламентированного обслуживания важное значение имеет организация ремонтных работ и межре­монтного обслуживания. В этом отношении заслуживает внима­ния опыт Волжского автомобильного завода, характерными осо­бенностями которого являются насыщенность автоматическими и полуавтоматическими машинами и наличие массово-поточного производства, предъявляющего повышенные требования к на­дежности работы оборудования.

Сущность принятой на Волжском автозаводе системы состоит в перенесении центра тяжести с ремонтных работ на межремонт­ное обслуживание и профилактические осмотры. Систематиче­ское накопление информации о причинах выхода оборудования из строя позволяет прогнозировать динамику профилакти­ческого обслуживания по предупреждению аварийных оста­новок.

Основными документами по организации этой работы на за­воде являются карта цикла осмотра и карта ремонтного обслу­живания. В карте цикла осмотра указываются основные данные об оборудовании. Она включает наименование видов работ (тех­ническая чистка, смазка, плановый осмотр), перечень основных операций по их выполнению с указанием норм времени, а также периодичность осмотров. Результаты проведенных плановых осмотров на основе карты цикла осмотра вносятся в карту ре­монтного обслуживания.

Карты ремонтного обслуживания составляются на каждый станок и содержат основные данные о нем, виды проведенных осмотров, сведения о причинах аварий (внеплановых остановок), время на устранение аварии по норме и затраченное фактически, фамилию, имя, отчество исполнителя и мастера.

Таким образом, по данным карт ремонтного обслуживания можно судить об оптимальности установленной периодичности осмотров, качестве проведенных плановых работ, в них содер­жится материал, необходимый для анализа работы оборудования и причин аварий. На основании карт цикла осмотра определяется загрузка бригад рабочих, занятых профилактическим обслужи­ванием оборудования, уточняется периодичность осмотров.

Система активного обслуживания производственных участков инструментом на передовых предприятиях предусматривает до­ставку инструмента на производственные участки и возврат его для обмена интрументально - раздаточной кладовой; его принуди­тельную смену на рабочих местах по графику, составленному в зависимости от стойкости инструмента; выдачу для работы только того инструмента, который предусмотрен для данной операции техническими документами; снабжение инструментом производственных участков через наладчиков и поддержание его запаса, достаточного для работы в течение не менее суток; до­срочную доставку лимитирующего инструмента.

Экспедитор в установленное графиком время забираетизинструментального шкафа каждого рабочего тару с отработанным инструментом (имеющую порядковый номер этого шкафа), ком­плектует инструментом освободившуюся и поступившую из секции разбраковки тару и доставляет еена рабочие места.

Основными принципами регламентации транспортных работ на предприятии являются: централизация транспортно - переместительных работ; разработка транспортной технологии; пра­вильный выбор транспортных средств с учетом свойств грузов; широкое применение тары, поддонов, контейнеров, стеллажей, подъемно-транспортных механизмов; увязка технологии транспортно-складских работ с технологическим процессом производ­ства; четкая организация оперативного планирования, диспет­черской службы, учета и контроля работы транспорта.

Главная задача планирования внутризаводских перевозок — ритмичное обеспечение производства материалами и полуфабри­катами. Значительное сокращение труда на внутризаводских транспортных работах достигается при организации бесперева­лочных перевозок. Как показывает опыт, большое значение имеет не только разработка системы обслуживания рабочих мест, но и что особенно важно — принятие действенных мер, способствую­щих бесперебойному ее функционированию в соответствии с проектом.

Необходима совокупность организационных, администра­тивных, экономических и воспитательных мер, обеспечивающих стабильность системы обслуживания, недопущение сбоев и нару­шений составляющих ее элементов.

Весьма существенное место среди этих мер занимает совер­шенствование на научной основе организации, нормирования и материального стимулирования труда главных участников сис­темы обслуживания — вспомогательных рабочих.

Для оценки уровня обслуживания рабочих мест на предприя­тиях применяются коэффициенты обслуживания производства различными службами.

Периодичность расчета коэффициентов и сроки представле­ния исходных данных для определения уровня обслуживания рабочих мест и последующего поощрения вспомогательных рабо­чих устанавливаются приказом по заводу.

Показатели уровня обслуживания могут выбиратьсяи наоснове других факторов: в зависимости от прпня-юй системы обслуживания, наличия оперативного или бухгалтерского учета и др.На многих предприятиях определяется коэффициент бес­перебойного протекания основного процесса (К ф) по формуле:

К ф = 1- Твп/ Тсм,

где Твп — суммарное время потерь в течение данного периода в результате плохого обслуживания анализируемых рабочих мест;

Тсм суммарное сменное время работына анализируемых рабочих местах за тот же период.

Ежедневный расчет этого коэффициента важен для контроля работы производственных ц вспомогательных служб и оценки уровня обслуживания, для ускорения внедрения вы­бранной системы обслуживания.

Коэффициент обслуживания рабочих, бригад, участков явля­ется основным показателем при оценке деятельности инженерно-технических работников и служащих, участвующих в сфере об­служивания производства, и разработке для них положений о премировании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: