Обязанности работодатели по обеспечению занятости инвалидов

Согласно статье 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

· создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

· создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

· предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ
“О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, далее – Закон о социальной защите инвалидов).

Дополнительные гарантии и льготы, предусмотренные законодательством для инвалидов в сфере труда, направлены на содействие в получении работы согласно их личному выбору, сохранение ее, а также на создание условий для реализации потенциальных способностей и возможностей инвалидов в процессе труда.

Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается I, II или III группа инвалидности и выдается индивидуальная программа реабилитации.

Индивидуальная программа реабилитации – это разработанный специалистами, проводившими экспертизу, на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Предусмотренные данной программой мероприятия обязательны для исполнения работодателем (ст. 11 Закона о социальной защите инвалидов).

Трудоустройство работников, ставших инвалидами, осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, как правило, руководителем той организации, где работник частично утратил трудоспособность. При отсутствии условий для продолжения трудовой деятельности инвалида в данной организации содействие в трудоустройстве ему оказывают органы службы занятости.

Для обеспечения занятости инвалидов организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 чел., устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (не менее 3 %).

Правительство Москвы предусмотрело квотирование рабочих мест в организациях, средняя численность работников в которых составляет от 15 чел. и выше (Порядок квотирования рабочих мест в организациях города Москвы, утв. постановлением Правительства Москвы от 24.03.98 № 229).

Квота для инвалидов – это минимальное количество рабочих мест, на которых работодатель обязан трудоустроить инвалидов на данном предприятии, включая уже работающих граждан данной категории.

Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и объединения, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест (ч. 2 ст. 21 Закона о социальной защите инвалидов).

Квоты для приема на работу инвалидов и их размер для предприятий независимо от форм собственности устанавливают органы местного самоуправления с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда, по представлению соответствующих территориальных органов государственной службы занятости населения с участием органов по труду.

Работодатель в соответствии с установленной квотой создает или выделяет необходимое количество рабочих мест, оснастив в случае необходимости их специальным оборудованием. При невозможности выделения или создания на своем производстве рабочих мест для использования труда инвалидов в счет квоты работодатели вправе для этой цели арендовать рабочие места или произвести соответствующее перечисление средств в местный бюджет для оплаты стоимости квотируемых рабочих мест в других организациях.

Несколько организаций по предложению органа местного самоуправления и по договоренности между собой могут создавать за счет своих средств цех или участок на одном из них, в т. ч. специализированные цеха и участки для применения труда исключительно инвалидов.

Трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты производится по направлению территориальных органов государственной службы занятости населения с учетом предложений территориальных органов социальной защиты, а также общественных организаций инвалидов либо с учетом заявлений инвалидов, испытывающих трудности в поиске работы.

При приеме на работу инвалидов Отечественной войны в счет квоты испытание с целью проверки их соответствия поручаемой работе не устанавливается (ст. 21 КЗоТ РФ).

При отказе в приеме на работу в счет квоты инвалид вправе обратиться непосредственно в суд с иском о признании такого отказа незаконным. Признав отказ в приеме на работу инвалида незаконным, суд выносит решение, обязывающее работодателя заключить с истцом трудовой договор (контракт) со дня обращения к нему инвалида по поводу поступления на работу с оплатой за все время вынужденного прогула (п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.92 № 16 “О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров”).

Трудоустройство инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации осуществляется как на обычных, так и на специальных рабочих местах. Специальные рабочие места создаются путем проведения дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для каждой организации в пределах установленной квоты. Такие рабочие места создаются за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание, создаются за счет работодателя – причинителя вреда.

Обеспечение занятости инвалидов осуществляется также путем стимулирования федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ создания организациями дополнительных рабочих мест для инвалидов и проведения льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов (Программа поддержки промышленных предприятий города, применяющих труд инвалидов, на 1998–2000 годы, утв. постановлением Правительства Москвы от 14.10.97 № 730).

Под специализированными предприятиями понимаются предприятия независимо от форм собственности, применяющие труд инвалидов для производства потребительских товаров и товаров производственно-технического назначения и одновременно с этим осуществляющие комплекс мер по профессиональной и социальной реабилитации инвалидов и обеспечивающие организацию их медицинского обслуживания по месту работы. Общая численность работающих на таких предприятиях – не менее
15 чел., а число инвалидов и пенсионеров – не менее 30 %, из которых половина являются инвалидами (п. 1.2 Типового положения о специализированном предприятии, применяющем труд инвалидов).

К числу гарантий, направленных на обеспечение инвалидов работой, следует отнести также норму, закрепляющую преимущественное право инвалида на заключение трудового договора о работе на дому (п. 4 Положения об условиях труда надомников, утв. постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.09.81 № 275/17-99). Содействие инвалиду в подборе работы в соответствии с его профессиональными навыками и состоянием здоровья оказывается службами занятости (центрами занятости).

Помимо работы по трудовому договору, граждане, получившие инвалидность, могут принимать участие в лечебно-трудовой деятельности. Вовлечение инвалидов в лечебно-трудовую деятельность осуществляется на добровольной основе стационарными учреждениями социального обслуживания, в которых они проживают, в соответствии с индивидуальными программами реабилитации.

Помещения и оборудование для лечебно-трудовой деятельности должны соответствовать требованиям безопасности и гигиены. Граждане, участвующие в лечебно-трудовой деятельности, обеспечиваются специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты по установленным нормам с учетом вида и характера деятельности. Продолжительность работы не должна превышать 4 ч в день (постановление Правительства РФ от 26.12.95 № 1285 “О порядке участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности”).

Им выплачивается вознаграждение в размере 75 % стоимости выполненных работ с зачислением остальных 25 % на счета стационарных учреждений, в которых они проживают, для использования их на улучшение социального обслуживания проживающих в них граждан.

Для инвалидов I и II групп законодательством предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 35 ч в неделю с сохранением полной оплаты труда. Указанная продолжительность рабочего времени устанавливается работодателем на основании справки, выданной лицу, признанному инвалидом I или II группы, учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы. В случае получения при очередном переосвидетельствовании III группы инвалидности работник утрачивает право на сокращенный рабочий день. Инвалиды I группы проходят переосвидетельствование 1 раз в 2 года, инвалиды II группы – 1 раз в год. Если инвалидность I и II групп работникам установлена без указания срока переосвидетельствования, то вопрос о пересмотре им продолжительности рабочего времени не должен возникать. Кроме того, необходимо иметь в виду, что полная оплата труда как за 40-часовую рабочую неделю производится лишь в том случае, если инвалид работает 35 ч в неделю. Если продолжительность рабочего времени составляет, например, 30 ч, то работа оплачивается пропорционально отработанному времени, т. е. как неполное рабочее время.

Неполное рабочее время с оплатой пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки устанавливается инвалиду двояким образом. Если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает необходимость установления неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, то работодатель обязан установить именно такой режим труда (ст. 157 КЗоТ РФ). При отсутствии у инвалида такой рекомендации режим неполного рабочего времени устанавливается в общем порядке – по соглашению сторон (ст. 49 КЗоТ РФ).

Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для инвалидов, как и для других работников, каких-либо ограничений продолжительности ежегодного отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

В случаях, когда работодатель отказывается установить инвалиду неполное рабочее время в соответствии с медицинскими рекомендациями, он может оспорить такой отказ в комиссии по трудовым спорам, а при несогласии с решением названной комиссии – обратиться с иском в суд (п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.92 № 16 “О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров”).

На обеспечение благоприятного для инвалидов режима труда и отдыха направлены и другие нормы трудового законодательства. В частности, привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работам в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, что такие работы не запрещены им по состоянию здоровья медицинскими рекомендациями (ст. 48, 54 КЗоТ РФ).

Ежегодный отпуск всем инвалидам независимо от группы инвалидности предоставляется не менее 30 календарных дней из расчета 6-дневной рабочей недели.

Инвалидам войны предоставлено право использовать ежегодный отпуск в удобное для них время и пользоваться отпуском без сохранения заработной платы до 30 рабочих дней в году (подп. 17 п. 1, п. 3 ст. 14 Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ “О ветеранах”, далее – Закон о ветеранах). Эти льготы распространяются также на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Право на использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также право на получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней предусмотрено для работающих инвалидов, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из числа отдельных категорий граждан (п. 2 ст. 13 и п. 9 ст. 14 Закона РФ от 15.05.91 № 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”). Названные льготы распространяются также на инвалидов из числа некоторых категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (ст. 7 Федерального закона от 26.11.98 № 175-ФЗ “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча”).

За некоторыми категориями работающих инвалидов сохраняются льготы, установленные законодательством СССР. В частности, инвалидам I и II групп, работающим в организациях, предназначенных для использования труда пенсионеров по старости и инвалидов, предоставлена возможность использования по их желанию отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью до 2 мес. Руководителям этих организаций по согласованию с профсоюзным органом разрешено:

– уменьшать инвалидам III группы нормы выработки не более чем на 10 %, а инвалидам I и II групп – на 20 %;

– устанавливать для инвалидов III группы, работающих на дому, нормы выработки и расценки на уровне, предусмотренном для инвалидов III группы, работающих в цехах;

– производить оплату труда инвалидам I и II групп, работающим на дому, по расценкам, установленным для инвалидов I и II групп, работающих в цехах (пп. 5 и 6 постановления Совмина СССР от 14.09.73 № 774 “О мерах по дальнейшему улучшению использования труда пенсионеров по старости и инвалидов в народном хозяйстве и связанных с этим дополнительных льготах”).

Указанные льготы предоставляются также инвалидам, работающим на учебно-производственных предприятиях обществ глухих (постановление Совмина СССР от 14.09.73 № 774).

По рекомендациям врачебных комиссий работодатель обязан предоставлять кратковременные отпуска без сохранения заработной платы инвалидам – психическим больным (п. 3 постановления Совмина СССР от 17.01.73 № 42 “О некоторых мерах по дальнейшему улучшению медицинской помощи психическим больным”).

В целях охраны здоровья работников, занятых на работах с особо вредными условиями труда, им предусмотрена бесплатная выдача лечебно-профилактического питания (ст. 151 КЗоТ РФ). По общему правилу это питание выдается в дни фактического выполнения работы в производствах, профессиях и должностях, предусмотренных в специальном Перечне производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания, а также в дни болезни с временной утратой трудоспособности, если заболевание по своему характеру является профессиональным и заболевший не госпитализирован (п. 3 Правил о бесплатной выдаче лечебно-профилактического питания, утв. постановлением Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 07.01.77 № 4/П-1, далее – Правила).

Инвалидам вследствие профессионального заболевания, пользовавшимся лечебно-профилактическим питанием непосредственно перед наступлением инвалидности по причине, вызванной характером их работы, это питание выдается до прекращения инвалидности, но не свыше 6 мес. со дня установления инвалидности (подп. “в” п. 4 Правил). При невозможности получения лечебно-профилактического питания по месту работы допускается его выдача на дом в виде готовых блюд. Выдача питания в этих случаях производится по справкам медико-санитарной службы предприятия, а при ее отсутствии – по справкам службы санэпиднадзора (п. 8 Правил).

Инвалиды войны имеют право на бесплатное обучение новым профессиям как по месту работы, так и на курсах повышения квалификации в системе государственной подготовки и переподготовки кадров с сохранением оплаты труда (в размере 100 % тарифной ставки) по последнему месту работы в течение всего периода обучения (подп. 16 п. 1 ст. 14 Закона о ветеранах).

По общему правилу в случае сокращения численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. При равной производительности труда и квалификации ряду категорий работников отдается предпочтение в оставлении на работе. В их число входят также инвалиды, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с катастрофой на Чернобыльской АЭС (ч. 2 ст. 34 КЗоТ РФ).

Увольнение инвалида с работы по инициативе работодателя в связи с инвалидностью может иметь место только в случаях, указанных в законодательстве:
в случае обнаружившегося несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению выполняемой работы
(п. 2 ст. 33 КЗоТ РФ).

Разъясняя порядок применения данной нормы, Верховный Суд РФ подчеркнул, что расторжение трудового договора вследствие несоответствия работника выполняемой работе по состоянию здоровья возможно при стойком снижении трудоспособности, препятствующем надлежащему исполнению трудовых обязанностей, либо если исполнение трудовых обязанностей, учитывая состояние здоровья работника, ему противопоказано или опасно для членов трудового коллектива либо обслуживаемых им граждан (п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.92 № 16 “О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров”).

Указанные обстоятельства, исключающие возможность продолжения инвалидом работы, должны быть подтверждены медицинским заключением. Кроме того, необходимо иметь в виду, что увольнение инвалида с работы из-за несоответствия выполняемой работе допускается, если невозможно перевести инвалида с его согласия на другую работу (ч. 2 ст. 33 КЗоТ РФ).

До решения вопроса об увольнении инвалида по п. 2 ст. 33 КЗоТ РФ работодатель должен получить согласие соответствующего профсоюзного органа (ч. 1 ст. 35 КЗоТ РФ). Однако, если в организации соответствующий профсоюзный орган отсутствует или речь идет об увольнении руководителя организации, руководителя обособленных структурных подразделений и некоторых других категорий работников, такое согласие не требуется (ч. 2 ст. 35 КЗоТ РФ).

За инвалидами, перешедшими на другую работу в период инвалидности, сохраняется непрерывный трудовой стаж независимо от времени поступления на другую работу и причины увольнения, кроме случаев увольнения за нарушение трудовой дисциплины, в связи с совершением преступления или других виновных действий, за которые законодательством предусмотрено увольнение с работы. При этом не имеет значения, какая группа инвалидности установлена перед увольнением работнику и какую группу инвалидности он имел при поступлении на работу после перерыва.

В ноябре 1996 г. работнику была установлена II группа инвалидности. Он был признан нетрудоспособным и уволен с работы. Через два года при переосвидетельствовании ему была установлена III группа инвалидности и дана трудовая рекомендация.
В марте 2001 г. он поступил на работу. Таким образом, перерыв в работе после увольнения в связи с инвалидностью составил более 4 лет. Тем не менее, непрерывный трудовой стаж, имевшийся ко дню увольнения, у него сохраняется.

Однако время, в течение которого инвалид не работал, в трудовой стаж, как общий, так и непрерывный, не включается.

После увольнения с работы в связи с инвалидностью либо увольнения инвалидов по другим основаниям (кроме случаев увольнения в связи с совершением виновных действий), по которым не установлены более льготные условия сохранения непрерывного трудового стажа, непрерывный трудовой стаж за инвалидами сохраняется, если они поступят на работу в течение 3 мес. со дня восстановления трудоспособности.

Днем восстановления трудоспособности считается день вынесения заключения об этом врачебно-консультационной комиссией либо день, по который была установлена инвалидность (подп. “б” п. 4 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утв. постановлением Совмина СССР от 13.04.73 № 252).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: