Право социального обеспечения

Профессиональная подготовка и трудоустройство инвалидов

1. Профессиональная подготовка инвалидов осуществляется в учеб­ных заведениях общего и специального, типа, а также непо­средственно на предприятиях в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (в том числе по индивидуальному графику, занятия на дому, экстернат, заочная форма обучения и т. д.).

Профессиональная подготовка и переподготовка инвалидов осуществляются в первую очередь по приоритетным професси­ям и специальностям, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда2.

2. Трудоустройство инвалидов гарантируется системой гарантий (например установление квоты для приема на работу инвали­дов; резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; создание инвали­дам условий труда в соответствии с индивидуальной програм­мой реабилитации; создание иных условий труда для инвали­дов и др.), а также системой мер экономического стимулиро­вания (например осуществление льготной финансовокредитной

1 См. Постановление Верховного Совета РФ "Об упорядочении платы за со­держание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений" от 6.03.92 № 2464-1.

См. Указ Президента РФ "О,мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов" от 25.03.93 №

политики в отношении спецпредприятий, применяющих труд инвалидов; стимулирование создания предприятиями дополни­тельных рабочих мест для трудоустройства инвалидов; созда­ние условий для предпринимательской деятельности):

организациям, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работ­ников (но не менее 2% и не более 4%]);

общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и об­щества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов;

в случае невыполнения или невозможности выполнения уста­новленной квоты для приема на работу инвалидов работодате­ли ежемесячно вносят в бюджеты субъектов РФ обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах ус­тановленной квоты. Размеры и порядок внесения работодате­лями указанной платы определяются органами государствен­ной власти субъектов РФ;

в случаях, предусмотренных законодательством, администрация обязана принимать на работу инвалидов и в соответствии с медицинскими рекомендациями устанавливать для них не­полное рабочее время и другие льготные условия труда. Инва­лидам I и II групп устанавливаются сокращенный рабочий день (не более 35 часов в неделю), ежегодный оплачиваемый отпуск (не менее 30 календарных дней);

рабочие места для инвалидов на предприятиях и в организаци­ях должны соответствовать специальным требованиям, предъ­являемым к рабочим местам инвалидов в зависимости от груп­пы инвалидности.

См. ст. 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.95 № 181-ФЗ (в ред. от 23.10.2003); Закон г. Москвы "О квотиро­вании рабочих мест в городе Москве" от 12.11.97 № 47 (в ред. от 26.06.2002).

Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способности инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество (статья 9 Федерального Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995г. №181-ФЗ с изменениями и дополнениями на 23.10. 2003г.).

Система реабилитации инвалидов включает в себя следующие взаимосвязанные элементы:

1. научные взгляды, идеи и представления;

2. законодательную и нормативную базу в области реабилитации;

3. научные и научно-технические разработки;

4. совокупность мер и средств, приемов и методов реабилитации;

5. программы реабилитации, в том числе:

· на федеральном уровне – федеральную базовую программу реабилитации инвалидов;

· на региональном уровне – региональные базовые программы и региональные комплексные программы реабилитации инвалидов;

· на индивидуальном уровне – индивидуальная программа реабилитации;

6. реабилитационную службу, включающую реабилитационные и реабилитационного типа учреждения и организации разной ведомственной подчиненности (здравоохранения, общего и профессионального образования, культуры, труда и социального развития и др.).

7. органы управления государственной службой реабилитации;

8. реабилитационную индустрию;

9. общественные организации инвалидов и организации, защищающие права инвалидов;

10. систему информационного обеспечения проблем инвалидности и инвалидов и др. (рис. 2).

Основные направления реабилитации инвалидов:

1. медицинская реабилитация;

2. профессиональная реабилитация;

3. социальная реабилитация.

В процессе реабилитации выделяется три этапа:

1) этап восстановительного лечения (восстановление биомедицинского статуса), направленный на восстановление нарушенных функций инвалида;

2) этап социализации или ресоциализации (восстановление индивидуально-личностного статуса), направленный на развитие, формирование, восстановление или компенсацию социальных навыков и функций, обычных видов жизнедеятельности и социально-ролевых установок индивида;

3) этап социальной интеграции или реинтеграции (восстановление социального статуса), направленный на оказание содействия и создания инвалидам условий для включения или возвращения в обычные условия жизни вместе с другими членами общества.

Каждый этап реабилитации имеет свои конкретные цели и задачи, отличается мерами, средствами и методами реабилитационного воздействия.

Задачи в области реабилитации возложены на учреждения службы МСЭ, в том числе создание и реализация индивидуальной программы реабилитации (ИПР).

Индивидуальная программа реабилитации – разработанный на основе решения Государственной службы МСЭ комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (статья 11 Федерального Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ») [169] (р.38, 52).

ИПР имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.

ИПР инвалида в системе реабилитации включает следующие функции:

1. определяет «реабилитационный маршрут»: перечень и порядок осуществления реабилитационных мероприятий, в которых нуждается инвалид.

2. устанавливает правовые гарантии осуществления реабилитационных мероприятий, а также ответственность исполнителей за их своевременное и качественное исполнение в полном объеме;

3. устанавливает порядок и гарантии финансового обеспечения назначенных реабилитационных мероприятий, а также возможной компенсации затрат инвалида на их исполнение.

ИПР разрабатывается в месячный срок после признания лица инвалидом.

ИПР включает три основных звена:

1. разработчик ИПР (служба МСЭ);

2. организаторы и координаторы исполнения ИПР (органы управления в системе социальной защиты, в основном, районные отделы социальной защиты населения);

3. исполнители ИПР (реабилитационные учреждения различной ведомственной принадлежности).

ИПР содержит:

· паспортную часть,

· результаты экспертно-реабилитационной диагностики,

· показания к проведению реабилитационных мероприятий,

· экспертно-реабилитационное заключение,

· программу медицинской реабилитации,

· программу профессиональной реабилитации,

· программу социальной реабилитации,

· заключение о выполнении ИПР инвалида.

Порядок, условия и реализация ИПР инвалидов соответствуют общим положениям, определенным статьей 11 Федерального Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» (№181-ФЗ от 24.11.95г., с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными Законами №132-ФЗ от 23.10.03г. и №122-ФЗ от 22.08.2004г.).

Основными принципами реализации ИПР являются:

1. Индивидуальность – необходимость учета конкретных условий возникновения, развития и возможных исходов инвалидности у конкретного индивида.

2. Непрерывность – предполагает организационное и методическое обеспечение неразрывности процесса реабилитации, в противном случае эффективность реабилитационных мероприятий резко снижается.

3. Последовательность – зависит от особенностей течения заболевания инвалида, возможностей социальной среды и организационных аспектов реабилитационного процесса.

4. Преемственность – заключается в учете конечной цели последующего этапа при проведении предыдущего.

5. Комплексность – необходимость учета на всех этапах реабилитации таких аспектов как: медицинского, социально-средового, правового, профессионального, социально-экономического и др.

Сущность и преимущество ИПР состоит в том, что для каждого конкретного больного она содержит только те разделы основной реабилитационной программы, которые соответствуют его состоянию.

Реабилитация должна способствовать выработке у инвалида новой системы целей и ценностей, способствующих его свободной самоактуализации и самореализации. Активное формирование социальных установок, развитие и обогащение личности за счет возрастания самостоятельности и ответственности в межличностных отношениях, умение оптимально соотнести собственные интересы с интересами окружающих, будет способствовать его личностной и социальной независимости.

Виды реабилитации:

I. Медицинская реабилитация – комплекс лечебных мер воздействия, направленных на восстановление нарушенных или утраченных функций и здоровья больных и инвалидов.

Цель медицинской реабилитации заключается в устранении или ослаблении последствий болезни, травмы или увечья до полного или частичного восстановления или компенсации нарушений в психическом, физиологическом и анатомическом состоянии больного.

В программе медицинской реабилитации освидетельствуемым больным врачами МСЭК заполняются разделы: восстановительная терапия, санаторно-курортное лечение, технические средства медицинской реабилитации.

В раздел восстановительная терапия вносятся записи о конкретных ее видах, в которых нуждается инвалид с указанием формы их проведения (амбулаторно-поликлиническая, стационарная, на дому).

Исполнитель указывается федеральным учреждением МСЭ.

В раздел санаторно-курортное лечение вносится запись о нуждаемости в санаторно-курортном лечении с предписанием профиля, кратности, сезона рекомендованного лечения в которых нуждается инвалид. Исполнитель указывается исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации.

Медицинская реабилитация может осуществляться в следующих формах:

· стационарное лечение;

· амбулаторное лечение;

· санаторное лечение;

· диспансерное наблюдение.

К учреждениям реабилитационного типа, в которых предоставляются услуги по медицинской реабилитации, относятся:

· центры медицинской реабилитации (больницы, поликлиники, отделения восстановительного лечения);

· санатории и санатории – курорты;

· санатории-профилактории;

· больницы и отделения долечивания;

· больницы и отделения сестринского ухода;

· учреждения диспансерного типа;

· прочие, в том числе коммерческие центры реабилитации.

Рост числа инвалидов в Российской Федерации определяет увеличение потребности в реабилитационных учреждениях. В 2010 году в Российской Федерации насчитывалось более 160 центров комплексной многопрофильной реабилитации.

Для изучения состояния и оценки деятельности реабилитационных учреждений для взрослых инвалидов в Российской Федерации была разработана «Карта-характеристика реабилитационного центра для инвалидов», которая давала возможность составить представление об уровне реабилитационного центра, о формах реабилитации, оснащении подразделений медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, специалистах, организации работы.

«Карта-характеристика реабилитационного центра для инвалидов», содержащая 21 позицию была направлена в 89 регионов Российской Федерации. Анализ полученных данных показал, что в 56 регионах РФ функционируют 251 реабилитационное учреждение, из них 61 (24,4%) регионального уровня, 190 (75,6%) муниципального. Такое развитие сети муниципальных учреждений объясняется тем, что они требуют меньших финансовых затрат, могут располагаться в приспособленных помещениях, территориально более доступны для инвалидов.

Среди всех реабилитационных учреждений преобладают многопрофильные (84,4%), при этом только медицинская реабилитация осуществляется в 38 учреждениях, только профессиональная – в 26, только социальная реабилитация – в 15 учреждениях.

II. Профессиональная реабилитация – система государственных и общественных мер, направленных на возвращение или включение инвалида в общественно-полезный труд в соответствии с состоянием его здоровья, трудоспособности, личными склонностями и желаниями.

Для государства решение вопросов профессиональной реабилитации инвалидов позволяет реализовать принцип социальной направленности, уменьшить социальную напряженность среди данной категории граждан, а также улучшить бюджетные показатели за счет уменьшения расходов на материальное обеспечение инвалидов и увеличение налоговых поступлений.

В настоящее время менее трети инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации имеют работу, по некоторым данным эта цифра составляет 10-11%.

Система мер профессиональной реабилитации включает:

1. медико-социальную экспертизу;

2. профессиональную ориентацию;

3. подготовку инвалида к профессиональному труду;

4. подготовку производства к использованию труда инвалида;

5. мероприятия по трудовому устройству (обеспечению занятости) инвалида;

6. динамическое наблюдение и контроль за рациональностью трудоустройства и успешностью социально-трудовой адаптации инвалидов;

7. мероприятия по социально-трудовой адаптации (закреплению) инвалидов на производстве.

Программа профессиональной реабилитации включает разделы: «Рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда», «Профессиональную ориентацию», «Профессиональное переобучение», «Содействие в трудоустройстве», предусмотрена для лиц старше 18 лет.

В раздел «Рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда» вносится запись о противопоказанных производственных факторах и условиях труда, а также показанных условиях труда (в том числе необходимость создания специального рабочего места) и примерных видах труда, доступных в зависимости от тяжести заболевания.

В раздел «Профессиональная ориентация» вносится запись о профессиональном информировании, профессиональном отборе, и др., в которых нуждается инвалид.

В раздел «Профессиональное переобучение» вносится запись о профессии (специальности), рекомендуемой к приобретению, уровне профессионального обучения (начальное, среднее, высшее, послевузовское, дополнительная профессиональная подготовка (переподготовка) и форме обучения (очная, заочная, вечерняя, надомная)).

В раздел «Содействие в трудоустройстве» вносится запись о конкретных мерах, реализуемых в целях содействия трудоустройству в соответствии с рекомендуемыми условиями труда.

Исполнителя всех разделов программы профессиональной реабилитации назначает федеральное учреждение МСЭ.

III. Социальная реабилитация – система социальных, социально - психологических, правовых и экономических мер, направленных на создание условий для преодоления инвалидами ограничения жизнедеятельности и социальной недостаточности путем восстановления социальных навыков и связей, достижения свободной и независимой жизнедеятельности вместе и наравне со здоровыми гражданами.

Меры социальной реабилитации включают:

1. Социально-бытовую и средовую адаптацию, в том числе:

1.1. консультирование по вопросам социально-бытовой и средовой адаптации;

1.2. обучение инвалида основным социальным навыкам (личной гигиены, самообслуживания, передвижения, общения и др.).

1.3. приспособление бытовых условий к потребностям инвалида;

1.4. обеспечение техническими и иными средствами реабилитации;

1.5. обучение инвалидов пользованию техническими средствами реабилитации.

2. Социально-психологическую помощь и поддержку.

3. Физическую реабилитацию.

4. Другие виды социальной реабилитации (правовую помощь, обучение членов семьи навыкам обслуживания инвалидов и др.).

Программа социальной реабилитации включает разделы: «Информирование и консультирование по вопросам реабилитации», «Оказание юридической помощи», «Социально-психологический и социально-культурный патронаж семьи инвалида», «Адаптационное обучение для осуществления бытовой и общественной деятельности», «Технические средства реабилитации для бытовой и общественной деятельности», «Психологическая реабилитация», «Социокультурная реабилитация», «Реабилитация средствами физической культуры и спорта».

В разделы «Информирование и консультирование по вопросам реабилитации», «Оказание юридической помощи», «Социально-психологический и социально-культурный патронаж семьи инвалида» вносится запись «нуждается» или «не нуждается» в зависимости от заключения МСЭ. В качества исполнителя указывается территориальный орган социальной защиты.

В раздел «Адаптационное обучение для осуществления бытовой и общественной деятельности» вносится запись о конкретных видах адаптационного обучения (обучение навыкам персонального ухода и методическим приемам самообслуживания, организации быта и др.). В качества исполнителя указывается территориальный орган социальной защиты. Архитектурно-планировочное решение проблем адаптации жилого помещения: смена жилья, изменение этажности проживания и др. выполняют территориальные жилищно-эксплутационные управления, центры социального обслуживания.

В раздел «Психологическая реабилитация» вносится запись «нуждается» или «не нуждается» в зависимости от заключения МСЭ, а также запись о видах психологической реабилитации (психотерапия, психологическая коррекция, психологическое консультирование и др.), в которых нуждается инвалид. В качестве исполнителей указываются: территориальные центры социальной реабилитации, территориальные центры социального обслуживания, ЛПУ. Современное общество заинтересовано в полноценной личности со здоровой психикой и позитивным настроем, поэтому очень важно восстановить личность человека. Здоровая личность способна самостоятельно решать свои проблемы, что является основой для интеграции инвалида в общество и является одной из первоочередных задач современного здравоохранения.

Заключение о выполнении ИПР выносит реабилитолог – эксперт при очередном переосвидетельствовании или при контрольной явке инвалида в порядке динамического наблюдения в БМСЭ, однако не позднее, чем через год после выдачи ИПР на руки инвалиду. Поэтому, говоря об организации реабилитации, можно отметить в качестве актуальных задач следующие:

1. Создание целостной системы медико-социальной реабилитации, работающей с соблюдением принципов взаимосвязи и преемственности в проведении медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, обеспечивающей ее поэтапность, единство принципов и стратегии.

2. Формирование системы реабилитации инвалидов, как совокупности учреждений, осуществляющих реабилитационную деятельность с единым аппаратом управления.

3. Рациональная централизация реабилитационных услуг, предоставляемым инвалидам.

4. Внедрение в практику работы бюро МСЭ методов оценки качества жизни инвалидов.

5. Развитие рынка реабилитационных услуг и др.

Перечисленные задачи тесно связаны в рамках единой проблемы – создание эффективно действующей службы реабилитации инвалидов в стране. Для этого требуется серьезная законодательная работа, научные исследования, распространение и внедрение передовых форм и методов реабилитационной работы, а также должное ее финансирование.

Инклюзия (от inclusion - включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. Он предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной жизни. Термин инклюзия имеет отличия от терминов интеграция и сегрегация. При инклюзии все заинтересованные стороны должны принимать активное участие для получения желаемого результата.
Инклюзия - это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь и в одинаковой степени необходима для всех членов общества. Инвалидность – это не обделённость судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции. Тогда главный смысл процесса инклюзии можно обозначить так: «Всем здесь рады!» Или может стать невыносимым ежедневным страданием для всех членов общества, если инвалидность рассматривать только в рамках биологической концепции, когда «Инвалид – человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие какой-либо аномалии, ранения, увечья, болезни» (С. И. Ожегов).
История развития инклюзии:
1975 г. – принята Декларация ООН о правах инвалидов.
1982 г. – принята Всемирная программа действий в защиту инвалидов.
1995 г. – принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ».
1996 г. – утверждено положение об индивидуальной программе реабилитации инвалидов в России (без разработки реального механизма выполнения государством обязательств перед инвалидами).

1.1. Что такое инклюзия в образовании Современная система образования развитого демократического сообщества призвана соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, в том числе: • потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии – с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность);• потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества (социальная успешность);• потребности в развитости у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность).Создание в школах возможностей для удовлетворения этих индивидуальных образовательных потребностей становится основой построения многих систем обучения во всем мире. Вместе с тем существуют группы детей, чьи образовательные потребности не только индивидуальны, но и обладают особыми чертами. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения. Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития) в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход терминологически связан с процессом, который называется инклюзия в образовании, и, соответственно, образование в русле этого подхода – инклюзивное образование.Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками– это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе. 1.2 Социальный подход к пониманию инвалидности Инклюзивный подход в образовании стал утверждаться в связи с тем, что в современном обществе на смену «медицинской» модели, которая определяет инвалидность как нарушение здоровья и ограничивает поддержку людям с инвалидностью социальной защитой больных и неспособных, приходит «социальная» модель, которая утверждает: • причина инвалидности находится не в самом заболевании как таковом;• причина инвалидности – это существующие в обществе физические («архитектурные») и организационные («отношенческие») барьеры, стереотипы и предрассудки. Социальный подход к пониманию инвалидности закреплен в Конвенции о правах инвалидов (2006): «Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими». При социальной модели понимания инвалидности ребенок с инвалидностью или с другими особенностями развития не является «носителем проблемы», требующим специального обучения. Напротив, проблемы и барьеры в обучении такого ребенка создает общество и несовершенство общественной системы образования, которая не может соответствовать разнообразным потребностям всех учащихся в условиях общей школы. Для успешного осуществления инклюзии учащихся с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс и реализации социального подхода требуются изменения самой системы образования. Общей системе образования необходимо стать более гибкой и способной к обеспечению равных прав и возможностей обучения всех детей – без дискриминации и пренебрежения. (см. Рис. 1.1). Следуя принципам социальной модели, обществу необходимо преодолеть негативные установки в отношении детской инвалидности, изжить их и предоставить детям с инвалидностью равные возможности полноценного участия во всех сферах школьной и внешкольной активности в системе общего образования. Рис. 1 Различные подходы в образовании: медицинский (ребенок как проблема) и социальный (система образования как проблема) 1.3. Барьеры в образовании Для школы, выбравшей путь инклюзивной практики обучения, важно установить, что может быть конкретной причиной возникновения препятствий (барьеров) в обучении того или иного ученика с особыми образовательными потребностями. Очевидна значимость барьеров «архитектурного» окружения ученика – физическая недоступность окружающей среды (например, отсутствие пандусов и лифтов дома и в школе, недоступность транспорта между домом и школой, отсутствие звуковых светофоров на переходе через дорогу по пути в школу и т.д.). Перед школой со стандартным нормативным финансированием стоит финансовый барьер в случае необходимости дополнительных расходов на организацию специальной педагогической поддержки. Но еще более значимыми оказываются барьеры, возникающие в результате взаимоотношений учеников и социальных контекстов их бытия, – барьеры социальных отношений. Иначе их называют «отношенческими» или социальными барьерами.Социальные барьеры не имеют внешнего, «архитектурного» выражения, они не связаны непосредственно с материальными и финансовыми затратами. Их можно обнаружить как непосредственно в школе, так и в местном сообществе, в региональной и национальной социальной политике, в сложившейся системе законодательства. Примерами таких барьеров могут быть существующие профессиональные установки учителей общего и специального образования, негибкая система оценивания достижений учащихся, недостаточность существующей нормативно-правовой базы и т.д. Школы способны преодолеть многие барьеры самостоятельно, если будет достигнуто понимание того, что недостаток материальных ресурсов не является основным и единственным барьером на пути развития образовательной инклюзии. Чтобы устранить барьеры на пути развития инклюзивного образования, необходимо: • не только изменить физическую среду школы, города/села и транспорта для достижения «архитектурной» и «транспортной» доступности;• не только увеличить финансирование для обеспечения специальной поддержки ученику с особыми образовательными потребностями;• но и, в первую очередь, устранять социальные барьеры: постепенно и целенаправленно менять культуру, политику и практику работы общеобразовательных и специальных школ. 1.4. Интеграция и инклюзия в образование Важным этапом на пути формирования инклюзивного подхода в образовании является модель образовательной и социальной интеграции учащихся с особыми образовательными потребностями в систему общего образования. Суть постепенного перехода от концепции интеграции к концепции инклюзивной реорганизации школьной системы образно представлена на Рис. 1.2. Сопоставив эти различные модели организации школьного обучения, можно сделать вывод о том, что при интеграционном подходе ребенок с особыми образовательными потребностями адаптируется к системе образования, которая при этом остается неизменной, а при инклюзивном подходе система образования проходит цикл преобразований и приобретает возможность адаптироваться к особым образовательным потребностям учащихся. Интеграционный подход, который имеет свою длительную историю развития в России, Европе, Северной Америке, ряде других стран, достигается методом перенесения элементов специального образования в систему общего образования. К сожалению, при таком подходе только незначительная группа детей с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья может быть полностью включена в среду общего образования. Основным ограничением интеграции стало то, что при этом не происходит изменений в организации системы общего образования, т.е. в программах, методиках, стратегиях обучения. Отсутствие таких организационных изменений при интеграции явилось основным барьером в широкой реализации политики и практики включения детей с инвалидностью в общеобразовательную среду. Переосмысление этого процесса привело к изменению концепции «особых образовательных потребностей» и появлению нового термина – «инклюзия». Инклюзивный подход ставит вопрос таким образом, что барьеры и трудности в обучении, с которыми сталкиваются ученики с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных школах, происходят из-за существующей организации и практики учебного процесса, а также из-за устаревших негибких методов обучения. При инклюзивном подходе необходимо не адаптировать учеников с теми или иными трудностями в обучении к существующим требованиям стандартной школы, а реформировать школы и искать иные педагогические подходы к обучению таким образом, чтобы было возможно наиболее полно учитывать особые образовательные потребности всех тех учащихся, у которых они возникают. Рис. 1.2 Различная организация системы образования: общее/специальное — интегрированное — инклюзивное 1.5. Инклюзивное образование как реализация права ностями в общеобразовательных школах, происходят из-за существующей организации и практики учебного процесса, а также из-за устаревших негибких методов обучения. При инклюзивном подходе необходимо не адаптировать учеников с теми или иными трудностями в обучении к существующим требованиям стандартной школы, а реформировать школы и искать иные педагогические подходы к обучению таким образом, чтобы было возможно наиболее полно учитывать особые образовательные потребности всех тех учащихся, у которых они возникают. Инклюзивное образование является одним из основных направлений реформы и трансформации системы специального образования во многих странах мира,цель которой – реализация права на образование без дискриминации. В основе трансформации системы специального образования в глобальном контексте и развития инклюзивных подходов в образовании лежат, прежде всего, важнейшие международные правовые акты – декларации и конвенции, заключаемые под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН) и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕ СКО), касающиеся прав человека и недопустимости дискриминации по какой-либо причине: • Всеобщая Декларация прав человека (ООН, 1948)• Декларация прав ребенка (ООН, 1959)• Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ЮНЕ СКО, 1960)• Декларация социального прогресса и развития (ООН, 1969)• Декларация о правах умственно отсталых лиц (ООН, 1971)• Декларация о правах инвалидов (ООН, 1975)• Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (ООН,1979)• Санбергская декларация (ЮНЕ СКО, Торремолинос, Испания, 1981)• Всемирная программа действий в отношении инвалидов (ООН, 1982)• Конвенция о правах ребенка (ООН, 1989)• Всемирная декларация об образовании для всех – удовлетворение базовых образовательных потребностей (Всемирная конференция по образованию для всех, Джомтьен, Таиланд, 1990)• Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов (ООН, 1993)• Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, Саламанка, Испания, 1994)• Гамбургская декларация об обучении взрослых (V Международная конференция по образованию взрослых, Гамбург, Германия, 1997)• Дакарские Рамки действий. Образование для всех: выполнение наших общих обязательств (Всемирный форум по образованию, Дакар, Сенегал, 2000)• Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006) Эти международные правовые акты, как и современное российское законодательство утверждают право каждого индивидуума на образование и право получить такое образование, которое не дискриминирует его ни по какому из признаков – будь то половая, расовая, религиозная, культурно-этническая или языковая принадлежность, состояние здоровья, социальное происхождение, социально-экономическое положение, наличие статуса беженца, иммигранта, вынужденного переселенца и т.п.Основные идеи и принципы инклюзивного образования как международной практики по реализации права на образование лиц с особыми потребностями были впервые наиболее полно сформулированы в Саламанкской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» (1994). Более трехсот участников, представлявших 92 правительства и 25 международных организаций, заявили в Саламанкской декларации о необходимости «провести кардинальную реформу общеобразовательных учебных заведений», признавая «необходимость и безотлагательность обеспечения образования для детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными потребностями в рамках обычной системы образования». Мы считаем и торжественно заявляем о том, что:• каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний;• каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;• необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей;• лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных, в первую очередь, на детей с целью удовлетворения этих потребностей;• обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями, принятая «Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество»Саламанка, Испания, 7–10 июня 1994 г. Инклюзивное образование по своей сути противодействует дискриминационным воззрениям на образование детей, принадлежащих к различным группам социальных меньшинств, и потому оказывается единственной возможной нормой всеобъемлющего выполнения антидискриминационных международных правовых актов (подробнее – см. Приложение № 1.1 «Правовые основы инклюзии в образовании»). Возможность реализации инклюзивного подхода уже заложена в рамках действующего законодательства Российской Федерации в области образования. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» гарантирует получение образования всеми гражданами, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости (п.1 ст.5). Действующий закон РФ «Об образовании» позволяет осуществлять образование детей с ограниченными особенностями здоровья: • родители и законные представители ребенка наделены правом выбора как формы получения образования, так и образовательного учреждения по месту жительства семьи – согласно п.1 ст.52;• по заключению психолого-медикопедагогической комиссии (ПМПК), но только с согласия родителей (законных представителей), допускается направление детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы) – согласно п.10 ст.50. Анализ состояния законодательства Российской Федерации в области образования свидетельствует, что инклюзивные подходы в образовании в современной России принципиально возможны и не запрещены, но практически трудно реализуемы: им препятствуют отсутствие необходимой нормативно-правовой базы и финансового обоснования, инерция мышления педагогов и родителей, обремененного прежними воззрениями и стереотипами. Рис. 1.3 Правовые основы инклюзивного образования 2012В мае 2012 года Государственная Дума Российской Федерации принимает закон о ратификанции Конвенции ООН о правах инвалидов.3 мая закон был подписан Президентом РФ Д.А. Медведевым.2010В декабре 2010 года Государственная Дума Российской Федерации приступила к практической работе по изменению российского законодательства в целях приведения его в соответствие с Конвенцией о правах инвалидов – в рамках подготовки к ратификации Конвенции. Установленные даты принятия необходимых изменений в целом ряде Законов Российской Федерации – с 1 января 2013 года и с 1 июля 2013 года. 2008 24 сентября 2008 года Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов.Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации:«Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных … образовательных учреждениях, … не являющихся коррекционными, … в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития». 2006Конвенция о правах инвалидов Основана на принципе замены соцобеспечения и благотворительности системой прав и свобод.В Преамбуле сформулирован социальный подход к пониманию инвалидности: «Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами».В Статье 24 «Образование» зафиксированы понятие «инклюзивное образование» и обязательство государств-участников обеспечивать «инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни». 1994Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями Признаны «необходимость и безотлагательность обеспечения образования для детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными потребностями в рамках обычной системы образования».Заявлено:• каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;• лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных, в первую очередь, на детей с целью удовлетворения этих потребностей.Обращение «ко всем правительствам»:• принять в форме закона или политической декларации принцип инклюзивного образования.Призыв к международному сообществу:• одобрить подход, заключающийся в обучении в инклюзивных школах. 1993Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов Правило 6. Образование.Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Им следует обеспечивать условия, при которых образование инвалидов будет являться неотъемлемой частью системы общего образования.1992Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266–1В ст.52, п.1, за родителями закреплено «право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения».В ст.50, п.10, утверждается, что направление в специальные образовательные учреждения осуществляется «только с согласия родителей (законных представителей)».1990СССР подписал и ратифицировал Конвенцию о правах ребенка Для Российской Федерации Конвенция вступила в силу 15 сентября 1990 года.Всемирная декларация об образовании для всех – удовлетворение базовых образовательных потребностей«Необходимо принять меры по обеспечению равного доступа к образованию для всех категорий инвалидов как неотъемлемой части системы образования».1989Конвенция о правах ребенка Закреплено право всех детей на образование без какой-либо дискриминации:целью провозглашается «постепенное достижение осуществления этого права на основе равных возможностей».1982Всемирная программа действий в отношении инвалидов Это первый документ ООН, в котором сформулированы основные принципы отношения к людям с инвалидностью:«Создание равных возможностей означает процесс, с помощью которого такие общие системы общества, как … доступ к образованию и …, делаются доступными для всех.… в значительной мере именно среда определяет влияние дефекта или инвалидности на повседневную жизнь человека.… общества должны выявлять и устранять барьеры, препятствующие полному участию инвалидов.Так, обучение должно происходить, по возможности, в обычной школьной системе…»1971Декларация о правах умственно отсталых лиц Заявлено право каждого человека с умственной отсталостью на «образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которые позволят ему развивать свои способности и максимальные возможности».1960Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования Выражение «дискриминация» определено как «всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение».К дискриминации отнесено также «создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц» в тех случаях, когда это не соответствует «выбору родителей или законных опекунов учащихся».1959Декларация прав ребенка Принцип 1.Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации…Принцип 7.Ребенок имеет право на получение образования... Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию, и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.1948Всеобщая декларация прав человека В Статье 26 закреплено право всех на обязательное бесплатное начальное образование, «доступное для всех на основе способностей каждого».При этом:«Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам». Отдельные законодательные инициативы ряда регионов Российской Федерации в отношении образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (Самарская область, Архангельская область, Республика Карелия, город Москва) являются достаточно эффективными в плане преодоления законодательной «инерции» федерального уровня и частично будут рассмотрены ниже, в соответствующих разделах данного издания.13 декабря 2006 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций консенсусом одобрила Конвенцию о правах инвалидов, направленную на защиту и поощрение прав и достоинства лиц с инвалидностью.Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006) является исключительно важным правовым документом: до принятия этой конвенции права людей с инвалидностью никогда не были закреплены в едином международно-правовом документе. Конвенция о правах инвалидов как первый документ о правах человека в новом тысячелетии несет концептуальные изменения по отношению к людям с инвалидностью, так как она основывается на принципе замены соцобеспечения и благотворительности системой прав и свобод.Как международный документ Конвенция о правах инвалидов зафиксировала итог исторического развития международного права в области образования: от заявления во Всеобщей декларации прав человека (1948) о праве каждого человека на образование до обязательства государств, членов ООН, обеспечить реализацию этого права через инклюзивное образование Конвенция вступила в силу 3 мая 2008 года. К 2011 году Конвенцию подписали 147 государств, входящих в Организацию Объединенных Наций, из которых 99 стран уже ратифицировали этот международный документ.5 Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов 24 сентября 2008 года.В настоящее время в России идет подготовка к ратификации Конвенции: Из Пояснительной записки к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов» от 8 декабря 2010 года: «В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации, после ратификации Конвенция станет составной частью правовой системы Российской Федерации, а установленные ее положения – обязательными для применения. В связи с этим законодательство Российской Федерации должно быть приведено в соответствие с положениями Конвенции…Датой вступления в силу статей закона, не требующих для их реализации создания дополнительных правовых и других условий, предусматривается установить 1 июля 2012 года».Установленные даты принятия необходимых изменений в целом ряде Законов Российской Федерации – с 1 января 2013 года и с 1 июля 2013 года. Принципы Конвенции о правах инвалидов (ООН, 2006):• уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;• недискриминация;• полное и эффективное вовлечение и включение в общество;• уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;• равенство возможностей;• доступность;• равенство мужчин и женщин;• уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.Каждая статья Конвенции направлена на защиту от дискриминации и на включение лиц с инвалидностью в общество.Статья 24 Конвенции о правах инвалидов, посвященная образованию, прямо соотносит право лиц с инвалидностью на образование с обязанностью государства обеспечить реализацию этого права через «инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни». Это означает, что государства-участники Конвенции, руководствуясь принципом недискриминации, и на основе равенства возможностей обязаны обеспечить инклюзивную вертикаль образования для лиц с инвалидностью на всех уровнях, начиная с дошкольного возраста, непосредственно в школах, и далее в средних профессиональных и высших учебных заведениях. Эта же статья устанавливает достаточно строгие рамки обеспечения инклюзивного образования через предоставление доступа к бесплатному начальному и среднему образованию внутри системы общего образования и по месту жительства, а также разумное приспособление среды и индивидуализированную поддержку учебного процесса.Статья 24 Конвенции также предполагает, что при обучении и освоении жизненных и социализирующих навыков лицами с инвалидностью будут использоваться различные способы коммуникации, в том числе альтернативные, а само обучение будет проводиться с использованием наиболее подходящих для индивидуума языка, методов и способов общения и в среде, максимально обеспечивающей усвоение знаний и социальное развитие.Практическая реализация положений Конвенции предполагает значительные усилия со стороны государственных и неправительственных организаций, педагогического сообщества, родителей. Но необходимость этих усилий и активных целенаправленных действий по развитию инклюзивных подходов в интересах обеспечения прав детей с инвалидностью на образование сейчас, как никогда, актуальны и очевидны. Выводы1. Инклюзивное образование является компонентом реализации социального подхода в понимании инвалидности и права на образование для лиц с инвалидностью, закрепленным во многих международных правовых документах.2. В Российской Федерации инклюзивное образование, являясь одной из основных форм реализации права на образование для лиц с инвалидностью, должно стать законодательно закрепленным институтом, имеющим все необходимые компоненты, начиная от подготовки полного пакета документов нормативно-правовой базы, определения норм и принципов соответствующего финансирования, механизмов создания специальных условий и принципов адаптации образовательной среды в отношении детей, имеющих особые образовательные потребности.


49.Характеристика нормативных актов, регулирующих профессиональное обучение и переобучение инвалидов

5. Переквалификация инвалидов
 
Нормативные акты
  5.1. Рекомендация Международной Организации Труда от 22 июня 1955 г. № 99 "О переквалификации инвалидов" 5.2. Положение об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения (утверждено Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2000 г. № 3/1). П.16 5.3. Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда (утвержден Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 8 сентября 1993 г. № 150) 5.4. Порядок организации профессионального обучения граждан по направлению комитета (утвержден приказом Комитета труда и занятости Правительства Москвы от 24 апреля 2000 г. № 142). П.1.2 5.5. Распоряжение Премьера Правительства Москвы от 26 июня 1995 г. № 605-РП "О социальной защите граждан в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению Департамента труда и занятости". П.1.1 5.6. Временный порядок работы с безработными гражданами, желающими организовать собственное дело (утвержден Приказом Комитета труда и занятости Правительства Москвы от 15 сентября 1999 г. № 148) 5.7. Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации (утверждено Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 сентября 1996 года №1). П.9.1. 5.8. Положение о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональном образовании (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 года №942). П.п.6, 7 (см.пункт 4.1.4.)
5.1. Рекомендация Международной Организации Труда от 22 июня 1955 г. № 99 "О переквалификации инвалидов" I. Определения 1. В целях настоящей Рекомендации: а) термин "переквалификация" означает ту часть постоянного и координированного процесса переобучения, которая включает в себя предоставление инвалидам обслуживания, дающего им возможность получить и сохранить подходящую работу, причем это обслуживание включает, в частности, профессиональное ориентирование, профессиональную подготовку и представление подходящей работы; b) термин "инвалид" означает всякого человека, чьи возможности получения и сохранения подходящей работы серьезно сокращены в результате повреждения его физических или умственных способностей. II. Охват переквалификации 2. Службы переквалификации должны быть доступными любому инвалиду, независимо от возраста и от причины и характера его инвалидности, при условии что он может быть подготовлен к подходящей работе и что он имеет разумную перспективу на получение и сохранение такой работы. III. Принципы и методы профессионального ориентирования, профессионального обучения и трудоустройства инвалидов 3. Должны приниматься все необходимые и осуществимые меры для создания или развития специализированных служб профессионального ориентирования для инвалидов, нуждающихся в помощи при выборе или изменении своей профессии. 4. Процесс профессионального ориентирования должен включать, в той степени, в какой это позволяют условия каждой страны, и в зависимости от конкретных случаев: a) беседу со специалистом по профессиональному ориентированию; b) учет прежнего трудового опыта; c) изучение школьного аттестата или любых других документов, относящихся к учебе в заведениях общего или специального образования; d) медицинский осмотр в целях профессионального ориентирования: e) соответствующие тесты по установлению способностей и пригодности к работе и, если это желательно, другие психологические тесты: f) обследование личного и семейного положения данного лица; g) определение пригодности и развития способностей путем проведения соответствующих практических испытаний или другими подобными методами; h) профессиональный технический экзамен в устной или иной форме во всех случаях, когда это представляется необходимым: i) определение физических способностей данного лица в связи с требованиями различных профессий и определение возможности увеличения этих способностей: j) предоставление сведений, относящихся к возможностям получения работы и образования, с учетом профессиональной квалификации, физических способностей, пригодности, предпочтения и опыта данного лица, а также требований рынка занятости. 5. Принципы, меры и методы профессионального обучения, обычно принимаемые для обучения трудоспособных лиц, должны применяться к инвалидам в той степени, в какой это позволяют медицинские и педагогические условия. 6. 1) Обучения инвалидов должно, по возможности, сделать их способными заняться такой экономической деятельностью, в которой они смогут использовать свою профессиональную квалификацию или способности, учитывая перспективу получения работы. 2) С этой целью профессиональное обучение должно. a) координироваться с производимым после медицинской консультации устройством на такую работу, выполнение которой в наименьшей возможной степени затрагивалось бы инвалидностью или влияло бы на инвалидность; b) осуществляться всякий раз, когда это возможно и целесообразно, в рамках прежней профессии инвалида или в профессии, близкой к ней; с) продолжаться до тех пор, пока инвалид не получит необходимых навыков для нормальной работы на равных условиях с трудоспособными рабочими, если он к этому способен. 7. Инвалиды должны во всех случаях, когда это возможно, получать подготовку совместно с трудоспособными рабочими и в одинаковых с ними условиях. 8. 1) Для обучения инвалидов, которые, особенно вследствие характера или степени серьезности своей инвалидности, не могут обучаться совместно с трудоспособными трудящимися, должны создаваться или расширяться специальные службы. 2) Во всех случаях, когда это возможно и целесообразно, эти службы должны включать, в частности: a) школы и центры обучения, в том числе интернаты; b) специальные краткосрочные и долгосрочные курсы для подготовки по определенным специальностям; c) курсы повышения квалификации для инвалидов. 9. Должны быть приняты меры для поощрения предпринимателей в деле обеспечения профессиональной подготовки инвалидов; такие меры должны включать, в зависимости от обстоятельств, финансовую, техническую, медицинскую или профессиональную помощь. 10. 1) Должны приниматься меры для разработки специальных мероприятий для трудоустройства инвалидов. 2) Эти мероприятия должны обеспечивать удовлетворительное трудоустройство путем: a) регистрации желающих получить работу; b) регистрации их профессиональной квалификации, опыта и желаний; с) соответствующих бесед с ними; d) определения, в случае необходимости, их способностей с физической и профессиональной точек зрения; е) поощрения предпринимателей к тому, чтобы они сообщали компетентному органу власти о вакантных местах; f) в случае необходимости установления контакта с предпринимателями, с тем чтобы показать им способности инвалидов к труду и обеспечить инвалидов работой; g) оказания инвалидам помощи в использовании ими таких услуг по профессиональному ориентированию, профессиональному обучению, медицинскому и бытовому обслуживанию, которые могут оказаться необходимыми. 11. Меры по испытательному контролю должны применяться, для того чтобы: a) проверить, дали ли устройство на работу или использование средств профессиональною обучения или переобучения удовлетворительные результаты, и определять ценность принципов и методов профессионального ориентирования; b) устранить, насколько это возможно, препятствия, способные помешать инвалиду удовлетворительно устроиться на работу. IV. Административная организация 12. Службы переквалификации должны организовываться и расширяться компетентным органом или органами власти в рамках постоянной и координированной программы и, по мере возможности, должны использоваться существующие службы профессионального ориентирования, профессионального обучения и трудоустройства. 13. Компетентный орган или органы власти должны обеспечивать наличие достаточного персонала с соответствующей квалификацией, занимающегося вопросами переквалификации инвалидов, включая испытательный контроль. 14. Расширение служб переквалификация инвалидов не должно во всяком случае отставать от расширения общих служб профессионального ориентирования, профессионального обучения и трудоустройства. 15. Службы переквалификации инвалидов должны организовываться и расширяться, чтобы давать инвалидам возможность подготовиться к работе на свой собственный счет во всех видах занятий, а также получить и сохранить эту работу. 16. Административная ответственность за общую организацию и расширение служб переквалификации инвалидов должна быть возложена: a) либо на один орган власти: b) либо совместно на органы власти, ответственные за выполнение различных частей программы, причем один из этих органов должен нести основную ответственность за координацию такой деятельности. 17. 1) Компетентный орган или органы власти должны принять все необходимые и целесообразные меры для обеспечения сотрудничества и координации между государственными и частными учреждениями, занимающимися переквалификацией инвалидов. 2) Эти меры должны включать в зависимости от обстоятельств: a) определение компетенции и обязанностей государственных и частных учреждений; b) предоставление финансовой помощи частным учреждениям, эффективно занимающимся вопросами переквалификации инвалидов; c) предоставление частным учреждениям консультаций по техническим вопросам. 18. 1) Службы переквалификации инвалидов должны создаваться и расширяться при содействии представительных консультативных комитетов, создаваемых в национальном масштабе и, если необходимо, в районном или местном масштабе. 2) В эти комитеты, в зависимости от обстоятельств, должны входить: a) представители органов и учреждений, непосредственно связанных с переквалификацией инвалидов; b) представители организаций предпринимателей и трудящихся: c) лица, обладающие особой квалификацией в силу своих знаний в области переквалификации инвалидов и заинтересованности в этом вопросе; d) представители организаций инвалидов. 3) Эти комитеты должны нести ответственность за консультации: a) в национальном масштабе - по развитию политики и программ переквалификации инвалидов; b) в районном или местном масштабе - по применению мер, проводимых в национальном масштабе, по их приспособлению к условиям района или местности и по координации районной и местной деятельности. 19. 1) Исследования, имеющие целью рассмотрение результатов, достигнутых службами переквалификации инвалидов, и улучшение указанных служб, должны поддерживаться и поощряться, особенно компетентным органом власти. 2) Такие исследования должны включать общее и специальное изучение трудоустройства инвалидов. 3) Эти исследования должны также включать научные работы по различным системам и методам, играющим роль в переквалификации инвалидов. V. Меры поощрения использования инвалидами служб переквалификации 20. Должны приниматься меры для предоставления инвалидам возможности полностью использовать все существующие службы переквалификации инвалидов и обеспечения того, чтобы на какой-нибудь орган власти была возложена ответственность за оказание помощи лично каждому инвалиду для достижения им максимальных успехов в переквалификации. 21. Эти меры должны включать: a) сбор и распространение информации о существующих службах переквалификации инвалидов, а также о тех перспективах, которые эти службы дают инвалидам; b) предоставление инвалидам соответствующей и достаточной финансовой помощи. 22. 1) Эта финансовая помощь должна предоставляться на любой стадии процесса переквалификации; она должна облегчить инвалидам подготовку к работе по подходящей профессии и эффективное сохранение этой работы, включая работу на собственный счет. 2) Она должна включать бесплатное использование инвалидами служб переквалификации, пособия на содержание и возмещение необходимых транспортных расходов в течение всего периода профессиональной подготовки с целью получения работы, предоставление денежных ссуд и пособий или снабжение необходимыми инструментами и оснащением, а также протезными и любыми другими необходимыми приспособлениями. 23. Инвалиды должны иметь возможность использовать все средства переквалификации, не теряя при этом никаких пособий, предоставляемых системой социального обеспечения на других основаниях. 24. Инвалидам, которые проживают в районах, где перспективы занятости или возможности подготовки к выполнению какой-либо работы ограничены, должны быть предоставлены все возможности для профессиональной подготовки, включая обеспечение жилищем и питанием, а также возможность для переезда, если они этого пожелают, в районы, где существует больше возможностей в области занятости. 25. Не должна проводиться никакая дискриминация на основании инвалидности в отношении лиц, потерявших трудоспособность, включая лиц, получающих пособие по инвалидности, в области заработной платы и других условий труда, если их труд является равноценным труду физически полноценных трудящихся. VI. Сотрудничество между медицинскими учреждениями и учреждениями по переквалификации инвалидов 26. 1) Должны осуществляться самое тесное сотрудничество и координация деятельности между медицинскими учреждениями и учреждениями по переквалификации инвалидов. 2) Это сотрудничество и эта координация должны быть направлены на: a) обеспечение того, чтобы медицинское обслуживание и, если необходимо, предоставлени

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow