Достаточно редко встречающемуся в детском возрасте, но всегда свидетель-
Ствующему о серьезных расстройствах психики ребенка, - нарушению общения со
Взрослым. Как мы уже говорили, человек - существо сугубо социальное. Все челове-
Ческое он усваивает от взрослого, поэтому, если нарушается по каким-либо причи-
Нам нормальное общение младенца со взрослым, это всегда должно вызывать обосно-
Ванные опасения.
РОДИТЕЛИ ОБРАТИЛИСЬ С ГОДОВАЛОЙ МАШЕЙ ПО ПОВОДУ
НЕОБЫЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ. С МОМЕНТА РОЖДЕНИЯ ДЕВОЧКА <НЕ ЗАМЕ-
ЧАЛА> ЛЮДЕЙ, СОВЕРШЕННО НЕ ОТКЛИКАЛАСЬ НА ОБРАЩЕНИЕ К НЕЙ,
НИКОГДА НЕ СМОТРЕЛА В ГЛАЗА ВЗРОСЛЫМ, НЕ ТЯНУЛА РУЧЕК В СТОРОНУ
МАТЕРИ, НЕ. УЗНАВАЛА ЕЕ, ВЗЯТАЯ НА РУКИ, ОТКЛОНЯЛАСЬ, ВЫРЫВАЛАСЬ,
БЫЛА <НЕУДОБНОЙ>, <КУКОЛЬНОЙ>, МОГЛА УДАРИТЬ ПО ЛИЦУ, УЩИП-
НУТЬ, ОЦАРАПАТЬ. ОТМЕЧАЛИСЬ ЗАДЕРЖКА РЕЧИ (ОТСУТСТВОВАЛА ДАЖЕ
ЛЕПЕТНАЯ РЕЧЬ) И СТАНОВЛЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ. ИГРЫ БЫЛИ
СВОЕОБРАЗНЫМИ: ПОТРЯХИВАНИЯ РУКАМИ, ВЕРЧЕНИЕ ВЕРЕВОЧЕК, ПОД-
|
|
Маленький ребенок не в состоянии понять многих явлений, происходящих
Вокруг, поэтому у него часто возникают разнообразные страхи: страх громких
Незнакомых звуков, постороннего человека, заводных игрушек, бытовых прибо-
Ров, различных медицинских манипуляций. Обычно это бывает нормальной аде-
Кватной реакцией на незнакомые внешние раздражители. Совсем другое, если ре-
бенок со страхом начинает реагировать на знакомые и привычные раздражители:
{игрушки, близких людей, ежедневные процедуры.
МАЛЕНЬКАЯ АНЯ С 3-Х МЕСЯЦЕВ СТАЛА ПАНИЧЕСКИ БОЯТЬСЯ
ВОДЫ, ИЗ-ЗА ЧЕГО ЕЕ НЕВОЗМОЖНО БЫЛО КУПАТЬ, ПРИЧЕМ ВИДИМОЙ
ПРИЧИНЫ ТОМУ НЕ БЫЛО.
ШЕСТИМЕСЯЧНАЯ АЛЕНКА ВДРУГ СТАЛА БОЯТЬСЯ СВОЮ МАТЬ,
ОТТАЛКИВАЛА ЕЕ, КРИЧАЛА, КОГДА ОНА ВХОДИЛА В КОМНАТУ.
ДЕВЯТИМЕСЯЧНЫЙ КОЛЯ НЕОЖИДАННО СТАЛ ПУГАТЬСЯ СВОЕЙ
КРОВАТКИ, ГРОМКО КРИЧАЛ С РАСШИРЕННЫМИ ОТ УЖАСА ГЛАЗАМИ,
КОГДА ЕГО КЛАЛИ В НЕЕ СПАТЬ.
ДЕСЯТИМЕСЯЧНАЯ НАДЯ СТАЛА БОЯТЬСЯ НЕЗНАКОМЫХ ЛЮДЕЙ,
ПРИЧЕМ НАСТОЛЬКО СИЛЬНО, ЧТО К НЕЙ НЕ МОГ ПРИХОДИТЬ ВРАЧ.
ДЕВОЧКА НЕ ВЫНОСИЛА ПРИСУТСТВИЯ ЛЮДЕЙ, НЕВОЗМОЖНО БЫЛО
ПОЯВЛЯТЬСЯ С НЕЙ В ПОЛИКЛИНИКЕ, ТРАНСПОРТЕ, МАГАЗИНЕ.
Описанные расстройства обычно не сопровождаются грубой неврологичес-
Кой симптоматикой, а являются, как мы говорим, функциональными (прохо-
Дящими). Часто они возникают как проявление особой психической конституции,
предающейся <по наследству> от родителей.
Особенно часто это встречается у детей, родители которых страдают
|
|
Шичными неврозами.
При появлении описанных нервно-психических расстройств у детей раннего