double arrow

Арисовав схематически Кощея как переплетение линий, образующих контур фигуры

\скоре дети с гордостью говорят отцу: <Я научился рисовать Кощея, как ты>.

fpu этом рисунок затушевывается, зачеркивается, после чего следует утвер-

ительное <он исчез>, т. е. растворился, пропал, ушел из сознания. Следует от-

утить, что <борьба> с Кощеем у детей более успешна при поддержке отца, а с

Абой Ягой - при участии в игре и рисовании матери.

Уже в 3,5 года мальчики (девочки на год позже) в ответ на вопрос, снилось

l им что-нибудь страшное, с уверенностью отвечают: <Я их всех прогнал>. Тем

Шым отрицательные сказочные персонажи перестали действовать, как раньше,

L воображение; вызывают только интерес, как все сказки и игра в целом. Гордость

1 одержанную победу над силами зла звучит в словах <Я сильнее Бармалея>, <Я

челый>. К 4 годам мальчики и к 5- девочки уже не вспоминают о Бабе Яге,

ощее и Бармалее, ставших, таким образом, <отработанным материалом> в

Взнании детей.

Ломимо рассмотренных страхов есть еще один абстрактный страх или

сточник беспокойства (тревоги) у младших дошкольников. Это страх <быть

икем>, т. е. не значить, не представлять никакой ценности, быть как бы пустым

Тестом. Его предпосылкой является страх отсутствия матери в 7 месяцев, когда

Ребенок начинает осознавать себя как одно целое с ней, испытывая чувство при-

Вязанности (единения). И теперь, в 3 года, он боится потерять прежде всего

Ать, как наиболее эмоционально близкого человека. Поскольку мать и он уже

Доставляют группу, то в более широком контексте это означает и страх потери

Рупповой поддержки, принадлежности к группе, страх остаться одному, в

Оляции, как и страх быть отвергнутым со стороны окружающих людей. Поэтому

vnv ни a vnii-nu йп\}?пм тпр.буются эмоциональная

Превращается в страх (опасения), который сопровождается нередко компен-

Саторно-заостренной потребностью в признании, стремлением обратить на себя

Внимание любой ценой. Проявляется это в виде капризов, плача, повышенной

Обидчивости, неустойчивости настроения, эгоцентрической фиксации на болез-

Ненных ощущениях, различных страхах, особенно перед сном, приобретающих к

Тому же все более устойчивый и выраженный характер. Этим ребенок как бы

Выражает свое страдание, душевную боль, нереализованную потребность в при-

знании и поддержке, словно говоря: <Пожалейте меня, обратите внимание,

поговорите нежно, приласкайте, успокойте>. Если вместо этого родители вы-

Держивают принципиальную линию поведения, бескомпромиссны в своих требо-

ваниях, слишком" сосрёдотоенына своих проблемах,, то налицо риск появления


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: