Непроизвольно фиксируются неприятные чувства и переживания, болезненные
Ощущения и страхи, сами чувства выходят из-под контроля, и ребенок начинает
Любить себя больше, чем других, прежде близких для него лиц. Уменьшается чув-
ство отзмчив,остц, сострадания,зато,.болезненно заостряется чувство <я> и
потребность"пршнания,.чта создает трудности во взаимоотношениях ев взрос-
Лыми и сверстниками. Все это, как и противоречивость чувств, испытываемых к
Родителям, приводит к появлению постоянного внутреннего напряжения или
Конфликта. Устранить его, как и помочь детям в целом, можно, только изменив
Собственное отношение, пока не сформировались пащологическце черты в их
Характере.
Как помочь детям, если страхи беспокоят их, вызывают нервозность, ис-
Кажают поведение? Прежде всего нужно расширить их сферу общения, наполнить
Жизнь детей жизнерадостными, позитивными переживаниями. Главное - дейст-
Вовать: совместные походы, экскурсии, посещения кукольных представлений, кон-
|
|
Цертов, аттракционов, езда на велосипеде, катание на коньках, лыжах, санках,
В том числе с горок, разнообразные игры. с мячом, кеглями и т. д. Нужно отказаться
И от чрезмерной принципиальности в отношениях с детьми, постоянного беспо-
Койства по поводу возможных несчастий, неудач, ошибок, что нередко способст-
Вует их внушению. Все это способно привести к большему эффекту, чем назначе-
ние успокаивающих средств и односторонне понимаемого <лечебно-охранитель-
ного> режима, выражающегося в тотальных запретах и устранении всякой актив-
Ности.
Больше активности, движений, эмоций, разнообразия в жизни, постепен-
Ного приучения, к преодолению препятствий, равно как и похвал, одобрений, собст-
венного примера!
И мы, врачи-психотерапевты, используем для преодоления страхов все те
Же игры и радости, которые есть в изобилии у здоровых, общительных и жизне-
Радостных ребят. Подобно им, мы играем в игры, в которые играли и еще играют
некоторые дети, - пятнашки, прятки, казаки-разбойники, устраиваем <сра-
жения>, стрельбу из лука, фехтование на детских саблях, придумываем поочередно
с детьми различные <страшные> истории и совместно разыгрываем их в группе
Сверстников. Всем этим ребенок возвращается в свое детство с его эмоциональ-
Ностью, жизнерадостностью, озорством и проказами.
Глава 4
<Я иду в школу!>
Если ребенок не готов к социальной позиции школьника,
То даже при наличии у него необходимого запаса умений
|
|
И навыков, уровня интеллектуального развития ему
трудно в школе>