творили: <Хватит играть, пора идти купаться>. Теперь ей никто не скажет:
датит делать.уроки>. Скорее уж отложат купание.
Как только ребенок поступает в школу, отношение взрослых к его занятиям
И к нему самому становится более серьезным. Учеба - важное и нужное
Lo. Без нее не стать полезным членом общества - это понимают и дети, и
Одители.
, Понятно, что и сама Ира чувствует себя повзрослевшей. Ей не приходит
;, голову пропустить школу без уважительной причины, хотя год назад она,
ручалось, просила: <Давай сегодня не пойдем в сад>. Школа совсем не то,
Fo детский сад, - Ира прекрасно это понимает.
Такое отношение к школе у большинства детей появляется еще до того,
эк сами они стали учениками. Психологи провели простое исследование:
Редложили 6-летним дошкольникам разложить по двум коробкам карточки с
вписанными на них словами: <умный>, <глупый>, <красивый>, <некрасивый>,
Хороший>, <плохой> и т. п. Экспериментатор читал слово, а ребенок клал
|
|
Рточку в ту коробку, к которой она, по его мнению, больше подходит. На
Ной коробке был нарисован играющий ребенок (<Это дошкольник>,
Уяснял экспериментатор), на другой - ребенок, держащий в руке портфель
Школьник>). Оказалось, что подавляющее большинство детей отнесли все
Зложительные эпитеты к школьнику, а отрицательные - к дошкольнику.
Откуда же ребенок еще до поступления в школу узнает, что быть школь-
IKOM хороНю? Конечно, от нас, взрослых. Соседка спрашивает: <Сколько
<бе лет? Шесть? Значит, в сентябре пойдешь в школу? Молодец!>
Для дошкольника представления о школе связаны не только с учением.
Яя него школа - символ взрослости. А детям обычно очень не терпится стать
[рослыми.
Впрочем, бывает и так. <Как тебе не стыдно! Такая большая девочка, а
умеешь как следует сидеть за столом>, - говорит мама 5-летней Тане. <Как
Яохо быть большой, - думает Таня. - Маленьким все можно, а большим
рричего нельзя>. А раз маленьким быть хорошо, а большим плохо, школа
Становится нежеланной, и Таня делает естественный вывод: <Наверное, когда
1 стану школьницей, меня весь день будут ругать>.
Совсем другое дело, когда упоминания о взрослении связаны с похва-
1ой: <Вот как ты хорошо нарисовал! Сразу випнп
ЦТп ТТЛ P\frn ттт " --
Но, конечно, не только высказывания взрослых определяют стремление
Ребенка в школу. К этому его готовит все дошкольное детство. И ведущая роль
Здесь принадлежит игре. Она направляет интересы ребенка на мир человечес-
ких отношений, порождает желание реально, а не <понарошку> включиться в