Т. е. они ориентируются во времени, пространстве и ближайшем социальном
Окружении. Наблюдая природу, события окружающей их жизни, дети учатся
Находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения,
Обобщать, делать выводы. У дошкольников это во многом происходит стихийно,
Из опыта. Взрослые зачастую уверены, что специального обучения здесь и не
Требуется. Однако на самом деле это не так.
Порой бывает, что сведений об окружающем у ребенка как будто пре-
Достаточно, но они разрозненны, поверхностны, не включены в общую кар-
Тину. Такие сведения могут быть употреблены невпопад, а могут и не всплыть
Из памяти при необычной постановке вопроса. Они быстро забываются деть-
Ми. Поэтому будет нелишним обсудить с ребенком просмотренный фильм и
Даже мультфильм, задать несколько вопросов по прочитанной сказке, расска-
Зу, чтобы узнать, как ребенок понял произведение, как он понял определен-
Ное явление природы, поступки животных, людей, сказочных персонажей.
Часто дети понимают смысл какого-то события, что называется, по-своему.
Найденное ими собственное объяснение может закрепиться, запомниться и
Остаться надолго единственно верным. Осмысление же окружающего старши-
Ми дошкольниками должно быть по-настоящему правильным и если не совсем
Научным по форме, то истинным по существу.
Это ни в какой степени не касается детской фантазии. Если дети верят,
Что подарки в Новый год приносит Дед Мороз, то не надо торопиться с объяс-
нениями - до этой <истины> они доберутся и сами. Но если городской ребенок
Считает, что домашние животные - это те, которые живут дома, и поэтому
Относит к ним мышей, белок, ежей и даже крокодила, плавающего в ванне,
то, вдоволь посмеявшись, следует объяснить ребенку смысл понятия <домашние
животные>, отдифференцировать его от понятия <дикие животные> и, может
Быть, закрепить это в игре типа викторины или лото. Так же следует поступить
И при выявлении других неверных представлений ребенка. Такая совместная
Деятельность учит детей думать, рассуждать, делать выводы, а не заучивать
Знания механически.
Как правило, дети очень наблюдательны, им только не всегда хватает
Жизненного опыта, чтобы правильно оценить и истолковать замеченное явле-
Ние. А иногда приходится специально обращать их внимание на что-то давно
привычное. Простой пример. С малых лет все знают и читают сказку <Репка>.
Но если внезапно спросить, кто в этой сказке самый сильный, нередко можно
Беседа с ребенком об окружающем не должна быть слишком сложной,