Ные резервы, чем словесно-логическое мышление. Они выполняют специфи-
Ческие функции в общем процессе умственного развития детей не только до-
Школьного, но и школьного возраста.
В дошкольные годы ребенок должен быть подготовлен к ведущей в млад-
Шем школьном возрасте деятельности - учебной. Важное значение при этом
Будет иметь формирование у ребенка умений, требуемых в этой деятельности.
Обладание такими умениями обеспечивает высокий уровень обучаемости,
Характерной особенностью которого является умение выделить учебную задачу
И превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Это не просто для детей,
Не всем и не сразу удается. Такая операция требует от поступающего в школу
Ребенка не только определенного уровня интеллектуального развития, но и
Познавательного отношения к действительности, способности удивляться и
Искать причины замеченной перемены, новизны. Тут педагог может опереться
На острую любознательность подрастающего человека, на его неисчерпаемую
Потребность в новых впечатлениях.
Познавательная потребность ярко выражена у большинства детей в 6-7-лет-
Нем возрасте. У многих она связана с бескорыстным интересом ко всему ок-
Ружающему; у многих, но не у всех. Есть, наверное, в каждом классе дети,
Чья интеллектуальная пассивность приводит их в число отстающих, слабоуспе-
Вающих учеников. Причины такого рода пассивности часто лежат в ограни-
Ченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Будучи не в
Состоянии справиться с самым простым учебным заданием, он быстро выпол-
Няет его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру.
<Один неспособный мальчик, - писал Я. Корчак, - придумал себе такую
Игру. Когда я решаю задачу, цифры - это солдаты. А я полководец. Ответ -
Крепость, которую я должен взять. Если мне пришлось туго, я вновь собипятп
разбитую армию, составлен" им"" -- -
j я должен выучишь наизусть, - это аэропланы. Каждое выученное слово сто
J метров вверх. Если я выучу стихотворение без ошибок, я беру высоту в три
километра>.
f" Такие дети требуют особого внимания: развития у них любознательнос-
J ти, познавательного отношения к окружающему, кругозора, поисков особых
Форм и методов работы с ними. Внимания требуют не только дети с практи-
ЧесЕИМ умом, но и те, чья познавательная активность имеет теоретическую
{направленность...
Но если познавательные интересы сформированы недостаточно, то не
Помогут никакие нотации и поучения. Бессмысленно объяснять ребенку, что